что такое намерение в йоге
Йога-нидра: как правильно сформулировать санкальпу
Когда я училась в институте, при подготовке к экзаменам любили шутить: «это надо записать на магнитофон и включить перед тем, как ляжешь спать. Это невозможно выучить, это можно только на подкорку записать…». Тогда я не пробовала так делать, только клала учебник под подушку.
Позже мне сестра рассказала совет психолога: «чтобы поднять самооценку ребёнка, его надо гладить перед сном и говорить что-то хорошее, позитивные утверждения в тот момент, когда ребёнок засыпает или только заснул.»
Кое-что читала у Кастанеды и Гурджиева. Но попытки чего-то достичь в этой области были тщетны. Теперь, познакомившись с йога-нидрой, я понимаю, что не хватало осознанности. Управление сном – это здорово, конечно, но когда ты знаешь, куда ты идёшь и что тебе нужно. На мой взгляд, йога-нидра – более понятный и мягкий путь.
В йога-нидре мы начинаем с того, что «загадываем желание». Да, то что надо – мы формируем НАМЕРЕНИЕ! Мы ставим цель, мы определяем точку В, куда должны попасть. Мы точно знаем, что нам нужно. Это важно! Это и есть осознанность. Мы не всегда знаем, зачем нам надо исполнение того или иного желания. Но иногда для исполнения желания, иногда после исполнения с нами происходит что-то значительное, мы что-то новое для себя понимаем, проживаем, ОСОЗНАЁМ. Очень важно, чтобы желания исполнялись – на мой взгляд, это путь духовного роста.
Рекомендую: Онлайн-курс для начинающих «Ключи к йоге»
Онлайн лекции и практики данного курса подходят тем, кто желает разобраться в вопросах йоги.
Возвращаясь к САНКАЛЬПЕ (цели, намерению) хочу заметить, что есть некоторые правила его формирования. Эти правила используются психологами и коучами в настоящее время и достаточно распространены:
Санкальпа должна быть написана от руки.
Должна быть сформулирована от первого лица и про себя. Не надо загадывать про другого человека, даже самого близкого и даже если вас это волнует больше, чем собственные желания
Санкальпа должна быть полезна не только вам, ваше желание не должно быть направлено на причинение вреда
Санкальпа должна быть искренней и эмоциональной. Старайтесь не «воровать» желания у других, а понять чего же ВЫ хотите на самом деле.
Не пытайтесь в одну Санкальпу впихнуть сразу несколько желаний. Хочу подлететь на собственном самолёте к дому на моём острове и увидеть красавицу жену, играющую с пятью нашими детьми… может, это и сработает, но сил и времени больше займёт…
Формулировка должна быть в настоящем времени, позитивной, исключая «не, без» и всякий негатив
Не ставьте точных дат и сроков и не думайте про то, КАК исполнится ваше намерение
Обязательно благодарите Вселенную за всё так, как будто это у Вас уже есть!
Когда мы определились с санкальпой, т.е. мы осознали, КУДА хотим двигаться, мы начинаем движение. Обычно на занятии йога-нидрой после написания санкальпы выполняются дыхательные упражнения, комплекс Сурья Намаскар, еще несколько асан для пробуждения энергии физического тела, а затем выполняется практика самой йога-нидры. Группа ложится на коврики, как для шавасаны. Очень важно, чтобы практикующим было удобно, комфортно. Должно быть тепло, но не душно, помещение должно быть проветрено, коврик не должен быть очень тонкий, но и пуховая перина тоже не подойдёт. Желательно накрыться одеялом и использовать специальную маску на глаза. Все условия желательно соблюдать, чтобы не отвлекаться на эти нюансы во время практики, когда сознание должно быть направлено на формулирование санкальпы и выполнение заданий инструктора.
Инструктор голосом направляет практикующих таким образом, что осознанное желание встречается с подсознанием и мягко в него внедряется. Это в некотором роде самогипноз. Во время практики желательно не погружаться в бессознательное состояние, слушать голос инструктора и выполнять задания. Но даже если на первых этапах сознание отключается и человек засыпает, это позволяет ему более эффективно восстановить силы, чем во время обычного сна. И, конечно, стоит продолжать практику для лучшего контроля сознания.
Текст, используемый инструктором, был предложен Свами Сатьянанда Сарасвати, который нечаянно для себя открыл эффект восприятия информации во время сна. Нельзя исключить влияние его учителя, Свами Шивананду, который дал своему ученику разъяснения и помог сформировать метод работы с подсознанием из опыта запоминания мантр во время сна. Возможно, метод существовал, но стал известен миру только в середине прошлого века благодаря Свами Сатьянанда Сарасвати.
Йога-нидра можно перевести как «йога» – управление, упряжка «нидра» – сон, т.е. управление сном. Или управление сознанием во время сна. Или «Йога психического сна», как ее называют в Бихарской школе.
Регулярная практика йога-нидры воздействует не только на физическое тело человека, улучшая его здоровье, укрепляя нервную, иммунную и другие системы организма. Она также влияет на тонкие энергии человека, концентрируя их и направляя в заданном человеком направлении. Человек имеет возможность формировать своё будущее, влиять на свою судьбу.
Йога-нидра не имеет противопоказаний (тут только важно соблюдать перечисленные выше правила формирования санкальпы), а показаний к практике можно выделить достаточно много. В первую очередь йога-нидра показана людям, которые не умеют расслабляться, слишком тревожны или с нарушениями сна. Йога-нидра показана людям, у которых есть противопоказания к хатха-йоге, но есть желание научится контролировать своё сознание, свою жизнь.
Работа студентки Московского Университета Йоги Василисы Бражник
Углубить свои знания вы можете на курсах изучения йоги в Московском Университете Йоги
Анна Морозовская
Практическая психология
Работа с намерением. Санкальпа.
Традиция йоги предлагает глубокую формулу для реализации заветных желаний, не требующую от вас изменений. Это практика Санкальпы (намерения).
Почти каждое новогоднее заявление начинается со слов «я буду». Мы призываем нашу силу воли и обязуемся изменить не только то, что делаем, но и то, кем являемся. Мы ставим цели и представляем, какими счастливыми станем, получив желаемое.
Но если йога нас чему-то и учит, так это тому, как велика разница между «моей волей» и «божественной волей». Часто желание что-то изменить в своей жизни возникает из обманутого эго, эмоций и обусловленности. И чаще всего терпит неудачу, потому что начинается с недовольства тем, что есть, и укрепляет ошибочное отождествление счастья с получением желаемого.
Йога-традиция предлагает современную альтернативу подобным новогодним заявлениям – практику Санкальпа, или Намерение. Санкальпа начинается с радикального послания, что вы уже есть то, чем хотите быть, чтобы выполнять вашу жизненную дхарму. Вам нужно только сосредоточиться, воссоединиться со своими заветными желаниями и направить туда божественную энергию.
Санкальпа: за пределами заявлений.
Род Страйк, основатель Пара-йоги, объясняет, что главным архитектором нашей жизни является ум. Чтобы создать жизнь, для которой мы здесь, мы должны снова и снова возвращать наше внимание к дхарме, к своим глубинным намерениям и внутренним божественным качествам.
Санкальпа именно для этого и существует. Страйкер объясняет, что «кальпа» означает «обет» или «правило, соблюдающееся превыше всех правил», а «сан»относится к связи с высшей истиной. То есть, это обет и обещание поддерживать высшую истину.«По определению санкальпа должна быть почитанием глубинного смысла нашей жизни, нашей дхармы – первостепенной причины пребывания здесь», — говорит он. Санкальпа — это утверждение, призванное согласовать каждый ваш выбор с вашей истинной природой.
Тогда как типичное новогоднее заявление забывается в течение нескольких недель, если не дней, как только энтузиазм сходит на нет, санкальпа не требует для воплощения перемен силы воли, исходящей от эго. Согласно доктору Ричарду Миллеру, клиническому психологу и учителю Адвайта Веданты и Кашмирских недвойственных традиций, санкальпа содержит в себе всё, что требуется для своей полной реализации: икка (огромную волю и энергию), крийя (действие) и джняна (мудрость для совершения действия).
«Все эти аспекты Божественного живут в нас. Когда проявляется истинная Санкальпа, мы пробуждаемся к этим трем качествам, и они начинают проявляться в нас,» — говорит Миллер. «Не нужно думать, где взять силы для воплощения желаемого. Энергия и воля уже присутствуют в нас. Санкальпа лишь помогает найти Путь, чтобы привнести это в мир».
Два типа Намерений
Санкальпа существует в двух формах. Первая, которую Миллер называет заветным желанием, отражает вашу истинную природу. Этот тип санкальпы всеобъемлющ, и не требует ни изменений, ни действий. Это просто утверждение, кто вы есть, например: «Я уже целостен и исцелен» или «Я есть покой». Согласно Миллеру, такое намерение исходит не от интеллектуального ума, а из внутренней глубины, из бесконечной тайны того, кем мы являемся. Уже после, наш ум получает информацию определенного направления, которое мы должны принять, или принимаем в нашей жизни».
Санкальпа может проявиться и по-другому: как конкретное намерение или цель. Бренна Гиан, сертифицированный инструктор Пара-Йоги в районе Бэй, Сан-Франциско, объясняет: «Даже после осознания своего предназначения не всё приходит сразу. Чтобы проживать миссию души, необходимо дойти до определенного переломного этапа.»
Постановка конкретных целей помогает согласовать каждый ваш выбор с заветным желанием. Гиан предлагает смотреть в будущее, задавая себе вопрос, что конкретно должно произойти для вашего продвижения вперед. Ваша конкретная санкальпа указывает, что делать и куда направить энергию, чтобы достичь своих больших жизненных целей.
Как найти свою санкальпу?
Прислушайтесь к себе, и вы обнаружите свою Санкальпу. Ваше заветное желание уже Есть, его просто нужно рассмотреть, услышать, почувствовать. Не нужно ничего придумывать, вашему уму не нужно метаться в поисках.
Миллер описывает три стадии прислушивания к себе в традиции веданты:
Но что, если вы сидите и прислушиваетесь, а никакого ответа нет? Или если ответы, которые вы слышите: новая машина, новая работа, лучшие отношения, – больше похожи на бесконечные желания эго, эмоций и обусловленного ума, чем на голос мудрости вашего сердца?
Анна Дуглас, йога-терапевт в Банхафф, Альберта, специализируется на том, чтобы направлять студентов в порой очень тяжелом поиске ответа на вопрос «Чего я на самом деле хочу?», и поощряет просто начать этот поиск независимо от внешних обстоятельств. Дуглас считает, что любая цель может положить начало этому пути. «Даже простое, маленькое желание может привести к заветной мечте. Оно может возникнуть из обусловленности, но, если доверять практике и следовать голосу сердца, оно приведет вас к сути вашего существа».
Чтобы услышать свое сердечное желание, работайте с теми целями, которые у вас есть, но при этом задайтесь вопросом, что за ними стоит. Например, одна из самых распространенных целей, которую слышит Дуглас, – это «Я хочу стать стройным» или «Я хочу потерять вес». В таком случае она просит клиента представить, какой будет его жизнь, и как он будет себя чувствовать, достигнув этой цели. Это чувство любви к себе, физическому благополучию или свободе? К какому чувству он так стремится? Что это за тоска в душе, и на что она указывает?
Еще одна распространенная цель – отказ от чего-нибудь, например, от курения или шоппинга. Чтобы исследовать, что лежит за этим, спросите себя, какое желание удовлетворится через это действие. Ищете ли вы покоя, свободы от боли или принятия со стороны окружающих? Найдите этот глубинный голод, тоску. Они укажут вам, чего на самом деле хочет ваше сердце. «Я хочу бросить курить» в процессе работы может трансформироваться в глубинное желание «я хочу заботиться о своим теле»,а если пойти дальше, возникнет санкальпа «Я люблю мое тело» или даже «Я есть любовь». Это эволюция, но она всё таки имеет первоначальное намерение бросить курить.
Утверждайте Санкальпу.
Вполне естественно формулировать желания как «Я хочу», а намерение как «Я буду» или «Я не буду», но этим словам не хватает истинности заветного желания и связи с дхармой. «Санкальпа – это не петиция и не молитва, — говорит Миллер. «Это глубоко истинное утверждение того, что уже есть в настоящий момент.»
Поэтому Санкальпу– и заветное желание, и конкретное намерение – нужно формулировать в настоящем времени. Например, вместо «Я хочу быть более сострадательным» можно сказать «Сострадание – моя истинная природа» или «Я есть сострадание». Вместо «Я не буду есть мясо» ваша конкретная санкальпа может звучать так: «С состраданием к своему телу и ко всем живым существам Я ем вегетерианскую пищу». Заявляя санкальпу в настоящем времени, вы признаете огромную волю, энергию и истину, проявляющиеся вместе с вашим заветным желанием. К тому же, это служит напоминанием, что всё необходимое уже присутствует в вас.
Посейте семя своей Санкальпы.
Ядром практики является повторение санкальпы. Когда вы держите её в уме, то усиливаете своё намерение и оказываете почтение своему заветному желанию. Но простого повторения санкальпы недостаточно. «Как только вы говорите, что хотите чего-то, часть вас распознает, что вы этим не обладаете, – объясняет Страйкер. — Повторение желания укрепляет веру в то, что этого у вас нет». Когда бессознательное действует, исходя из недостаточности или воспринимаемой неадекватности, энергия, поддерживающая намерение, ослабевает.
Страйкер ссылается на тантрический текст Tripura Rahasya, который учит, что качества ума, повторяющего санкальпу, определяют ее эффект. Чтобы полностью реализовать ваше намерение, ум должен переключиться с двойственного мышления в недвойственную осознанность. Поэтому медитация – самая благодатная почва для практики санкальпа. Она возвращает ум в состояние целостности настоящего момента. «Чем дольше мы способны без усилий пребывать в пространстве единства, тем быстрее наша санкальпа наполнится энергией, — объясняет Страйкер. — Ум становится самым мощным фактором, помогающим нам в выполнении наших намерений».
Наиболее благоприятное состояние ума для вспоминания вашей санкальпы – это прямое переживание того, что вы уже открыты, бесконечны и совершенны. Недвойственные учения описывают это как Пространство Чистого Бытия. «Иначе в процесс вовлекается эго, – говорит Миллер. – То есть вы подходите к намерению с позиции «со мной что-то не так, и я должен это исправить». Нужно подключиться к качествам бытия, которое уже полностью целостно и совершенно.
Одна из самых мощных практик входа в это состояние – йога-нидра. Хотя нидра означает «сон», на самом деле это процесс пробуждения к своей истинной природе. Йога-нидра систематично расслабляет тело и ум и ведет к глубокой осознанности. Вы осознанны и пробуждены, но ваш опыт не отождествлен с телом или умом. Таким образом, напряжение между пракрити и пурушей растворяется, и вы отдыхаете в покое, мудрости и любви вашей истинной природы.
Анна Дуглас объясняет: «В йога-нидре очень глубокий уровень открытости. Наши границы растворяются, и остается только чистое бытие». Когда вы вспоминаете свою санкальпу в бодрствующем состоянии, это может привнести сомнения или усилия эго. Когда же вы взываете к санкальпе в йога-нидре, заветное желание возникает как переживание в теле-уме, и в этот момент оно абсолютно живое.
Как подпитать ваше намерение?
После того как вы нашли и посеяли семя своей санкальпы, можно начать процесс усиления шакти санкальпы – энергии, необходимой для воплощения намерения. Согласно Гиан, каждый ваш выбор или поддерживает, или подрывает вашу решимость. Это касается даже тех решений, которые, казалось бы, и не имеют прямой связи с вашим конкретным намерением. Предположим, вы осознаете, что сахар разрушает вашу энергию и сон. Но время от времени вы «забываете» об этом и всё равно кушаете сладости. Каждый раз, когда вы так делаете, усиливается та ваша часть, которая говорит «забей на осознанность и намерение». Вы даете силу той части вас, которая против вашей сознательности.
С другой стороны, каждый ваш сознательный выбор – это возможность укрепить санкальпа шакти. Это основа практики Пара-Йоги, которая называется «отправная точка». Инструкции просты: выберите что-то неконструктивное, что вы постоянно делаете, и обязуйтесь не делать этого в течение 40 дней. Грызть ногти, пить кофе, смотреть телевизор – можете выбрать любую привычку. Она может иметь отношение к вашей санкальпе, но не обязательно.
Однако сутью практики отправной точки не является устранение привычки. Когда приближается момент импульса, вспомните свою санкальпу вместо того, чтобы следовать обычному инстинкту. Таким образом привычка становится напоминанием, указывающим на намерение.
В пространстве между импульсом к действию и повторением санкальпы полезно взять паузу и пригласить ум в состояние единства. Насладитесь несколькими осознанными вдохами-выдохами и обратите внимание напаузу между циклами дыхания. «Используйте это мгновение, чтобы вспомнить свою истинную природу. В этом состоянии – пространстве целостности и единства, а не смятения, недостаточности или даже надежды – вспомните свою санкальпу, – говорит Страйкер. — Это и есть ключ к отправной точке вашей практики. Санкальпа не работает в уме, размышляющем о своей недостаточности.»
Даже если вы забыли свое намерение, это можно трансформировать в поддержку санкальпы. Анна Дуглас использует память о подобных потерянных возможностях для подготовки студентов к будущему выбору: «Вернитесь назад, в тот момент, где вы это потеряли. Вернитесь в это чувство компульсивности, переосмыслите его и воссоздайте этот момент. Когда вы уже полностью в этом чувстве, представьте, что вы не поддаетесь привычке. Возьмите всю силу вашей санкальпы и позвольте себе почувствовать заветное желание во всем теле. Теперь снова вспомните чувство компульсивности. Путешествуйте назад и вперед, с каждым разом усиливая чувство заветного желания.»
Этот подход применим не только к практике отправной точки, но и ко всем вашим выборам. Миллер советует ежедневно пересматривать свои действия с точки зрения своего намерения. Например, давайте представим, что ваше заветное желание – «Я наполнен божественным состраданием», и ваша конкретная санкальпа – это: «При каждой встрече Я отношусь к себе и к другим с добротой». Оглядываясь на свой день, спросите себя: «Каким образом я был недобрым, подлым и жестоким?» Задайте этот вопрос не с позиции суровой самокритики, но с искренним интересом увидеть, как это происходило. Какой была ситуация? Какими были твои мысли? Как это чувствовалось? Что ты сказал или не сказал? Как это ощущалось?
Миллер относится к этим отступлениям не как к неудачам, но скорее как к движению От себя.Минутное отсутствие сострадания – это не то, кто ты Есть. Санкальпа действительно описывает, кто мы есть и как движемся в мире, пребывая в гармонии с другими». Жизнь– это процесс, который учит быть в созвучии с нашей истинной природой, но иногда мы теряемся на пути.
Когда ты замечаешь, как движешься От себя, представь, что можно было бы подумать, сказать или сделать, что согласовывалось бы с твоим решением? Как бы это ощущалось? Посмотри на себя в действии и почувствуй это в теле. Представляй этот ответ до тех пор, пока не почувствуешь, будто действительно сделал это. Согласно Дуглас, эта практика помогает растворить обусловленность, отдаляющую нас от дхармы и от пробуждения к своей истинной природе».
Ключ к выполнению Дхармы
Когда вы впервые начнете работать с санкальпой, эта практика может показаться полной противоречий. Вы начинаете с определения желаемого, но единственный путь осуществить это –в том, чтобы признать, что вы уже там, у вас это уже есть. Ставьте конкретные цели и сосредоточьтесь на прерывании привычек. Но в каждый момент, когда вы действуете согласно этим целям, в первую очередь помните о том, что вы уже совершенны и целостны.
Согласно Роду Страйкеру, это очевидное противоречие есть суть санкальпа-практики и недуальных учений. «Всё это исходит из идеи, что каждый из нас является одновременно бытием и становлением. Есть часть нас, параматма, которая трансцендентна, сущностно едина и ни в чем не нуждается. Есть также джива атман – часть нас, которая приходит в жизнь с предназначением и судьбой и всегда находится в процессе становления, — объясняет Страйкер. — Чтобы выполнить свою дхарму, нужно интегрировать эти два кажущиеся противоположными аспекты бытия.» Жизненно важно для счастья идти обоими путями одновременно. Направляйте свою энергию в намерение, но будьте бдительны к своей природе, которая неизменна независимо от того, достигните вы цели или нет. Между целью и ее реализацией наслаждайтесь жизнью, насколько это возможно!
Автор: Келли МакГоннигал. Перевод ©Анни Петросян
Что такое намерение в йоге
23 Июл Санкальпа: Энергия намерения
Наш мозг — одна из самых сложных машин во вселенной, единственный в своем роде биокомпьютер, чей потенциал и возможности не полностью изучены сообществом ученных. Триллионы нейронных сетей постоянно анализируют, сравнивают, интерпретируют и сообщают информацию изнутри тела и внешней среды. Способность к саморазвитию, обеспечивается самой архитектурой мозга, по средством формирования новых задач и опыта обучения. А совокупность приобретённых нами убеждений, идеологий, мнений и взглядов, сформированных в процессе такого самообучения, моделирует нашу личность, создавая что-то вроде программного обеспечения. Такие программы накладываясь друг на друга, с течением времени, делают нашу индивидуальность и понимание окружающей действительности все более сложной.
Младенцы не без оснований являются символом невинности. Их сознание пустое и бесформенное, чистое и непорочное. По мере взросления мы внедряем новые программы, самые ранние из которых образуются во время первого контакта с матерью. Они связаны с кормлением и удовлетворением основных потребностей. В более зрелой жизни они преобразуются в чувство безопасности, в место, занимаемое в семье и социальной иерархии. Последующее формирование происходит через процесс социализации и воспитания, под влиянием культуры, общественных институтов, первого сексуального опыта, социальных табу и ролей.
Однако, установленные в раннем возрасте программы очень устойчивы к изменениям, и в большинстве своем накладывают ограничения на взрослую жизнь. Примером могут служить непроявленные эмоциональные реакции в виде детских обид. Зафиксированные на протяжении многих лет в нашем в подсознании, они могут нести отпечаток на качестве восприятия общей картины жизни.
Программное обеспечение (убеждения, идеологии, мнения, мнения) отвечает за то, что мы можем признать истинным и реальным. Мы можем верить, что мы смертны или бессмертны, что мы путешествуем от воплощения к воплощению или находимся в ожидании посмертной жизни на небесах. Психологами даже был отмечен факт, при котором вымышленная болезнь, подкрепленная верой, давала организму импульс к адаптации этого видения. На этом принципе построен и обратный процесс, известный нам как «Эффект Плацебо». Так, благодаря силе веры, мы можем заставить себя выздороветь после принятия дорогостоящего лекарства.
С человеческой верой трудно спорить. Наш разум способен подтвердить или отрицать все, в чем он убежден, предоставив надежные аргументы и даже создав для этого соответствующие ситуации.
Между тем в наших умах протекают миллионы процессов, которые мы не понимаем. Необходимо действовать должным образом, иначе мы будем перегружены появляющейся информацией и ее анализом. По большей части мы функционируем в сфере, которая находится за пределами нашего сознания, где эти программы установлены. Вместе с тем, способность влиять на эти программы заложена нашей природой.
Каждый из нас имеет право изменить свой подход к жизни. Существуют миллионы людей в мире, которые не живут той жизнью, которой хотят. Они считают, что это предопределенно их культурой, обществом, историческим периодом или географическими условиями. Это факторы, которые мы не можем изменить, но можем умело адаптироваться к ним. Сила изменять свое отношение к жизни — одна из главных целей, которую пытается достичь истинный йогин. Это не сильное и гибкое тело, а способность «перепрограммировать» ум таким образом, чтобы смотреть на мир более оптимистично, а также более реалистично.
Современный мир, который мы создали и в котором живем, постоянно программирует нас. Мы убеждены, что деньги приносят счастье, что новый и больший автомобиль покажет наш социальный статус, что высшие должности и научные звания придадут нам престиж. Счастье идентифицировано с действиями, которые удовлетворяют или стимулируют наше эго. К чему ведет этот способ поиска счастья? Он учит нас использовать других людей для удовлетворения эгоистических прихотей или порой требует от нас жестких мер для достижения этих целей. Счастье, безусловно, не может быть связанно с таким подходом.
Йога учит нас менять отношение к себе, своему телу, эмоциям и разуму. Если мы сможем установить и поддерживать разумное отношение к себе, мы автоматически установим лучшую связь с окружающим нас социумом. Йога — это инструмент, благодаря которому мы можем изменить себя и свое отношение к миру, который постфактум становится лучшим местом. Мир не изменится, если люди, которые его создают, не изменятся.
Вместо того чтобы сражаться с миром, йога и медитация учат нас плыть по течению, чтобы испытать как можно меньше трений в жизни. Подобно даосскому принципу Ву-вэй, который называют искусством непринуждённого усилия. Если мы со настраиваемся с жизнью, это начинает работать без каких-либо усилий, и если мы реализуем то, ради чего мы созданы, свою дхарму, наши действия поддерживаются всеми силами Вселенной.
Чувство счастья лежит в основе функционирования ума, а не в спекуляции капризов и потребностей. Йога дает знание, что тело и ум — это только инструменты действия, восприятия и мышления. И больше ничего. Наше настоящее «Я» является центром нашего сознания и свидетелем всего, что мы делаем в нашей жизни.
Вера — одна из самых могущественных сил человека. Практикуя йогу, мы изучаем отличную технику, которая позволяет нам модифицировать наши программные установки таким образом, чтобы привычки, отношения и характер служили нашему внутреннему развитию. Санкальпа — своего рода самовнушение, цель которого — создать реальное изменение личности таким образом, чтобы влиять на нынешний образ жизни. Свами Сатьянанда сравнивает формулировку санкальпы с посевом, который требует времени, чтобы принести урожай. Санкальпа повторяется в состоянии глубокой релаксации (например, в шавасане, медитации или в практике йога-нидры), когда ум остается сознательным, внимательным и в то же время открытым и восприимчивым.
Санкальпа — это важное понятие в йоге, которое можно перевести как «намерение» или «установка». Это позитивное утверждение, которое практикующий использует для верного настроя и достижения положительного результата.
Поскольку атрибуты мышления опираются на события, а жизнь всегда приносит что-то новое, полное запутанных чувств, мы не можем признать истинное намерение рациональным умом. Реальное намерение исходит от сердца. Это интуитивное знание, мудрость, исходящая от нашей естественной внутренней природы. Когда мы позволяем интуитивному знанию течь на поверхность, тогда мы можем сформулировать его словами.
Санкальпа имеет поддержку самой Вселенной — как будто мы вошли в невидимые потоки мощных сил, которые легко приведут нас в нужном направлении. Чтобы санкальпа влияла на материальную реальность, мы должны действительно хотеть этих перемен.
Санкальпа не должна преследовать тривиальные цели. Она может относиться к разным аспектам нашей жизни: любви и отношениям, духовному развитию, а также к некоторым достижениям в материальном смысле. Любое намерение (санкальпа) должно быть позитивным и точным, ясным и кратким. Нам нужно сформировать его в настоящем — как будто оно уже реализовано. Санкальпа может иметь такую форму: «Я доволен своим телом и внешним видом», «У меня есть работа, которую я люблю», «Я полностью здоров» или «Медитация обогащает мою жизнь»…
Реальность мира формируется вокруг сознательного разума — то, что мы можем испытать эмпирически, видеть или физически ощущать более важно, чем то, чего мы не знаем — мысли и энергии. Однако эти компоненты, если мы сможем справиться с ними должным образом, могут создать гораздо более полную реальность вокруг нас.
Колебания нашей жизни и окружающей среды являются отражением постоянного движения мыслей. Если бы мы смогли хотя бы частично контролировать эти изменения, мы бы испытали гораздо меньшие колебаний и, следовательно, большую стабильность. Единственный эффективный для этого способ — использовать силу нашего подсознания. Через него мы можем формировать собственные мысли и личность, которые затем формируют реальность нашего мира и влияют на наше окружение. Развивая свои мысли, мы формируем наши умы, нашу личность, наши поступки и, следовательно, нашу жизнь.