что такое налог сбор страховой взнос
Что такое налог сбор страховой взнос
(в ред. Федерального закона от 03.07.2016 N 243-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
1. Под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.
2. Под сбором понимается обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий), либо уплата которого обусловлена осуществлением в пределах территории, на которой введен сбор, отдельных видов предпринимательской деятельности.
(в ред. Федеральных законов от 09.07.1999 N 154-ФЗ, от 29.11.2014 N 382-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
3. Под страховыми взносами понимаются обязательные платежи на обязательное пенсионное страхование, обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, на обязательное медицинское страхование, взимаемые с организаций и физических лиц в целях финансового обеспечения реализации прав застрахованных лиц на получение страхового обеспечения по соответствующему виду обязательного социального страхования.
Для целей настоящего Кодекса страховыми взносами также признаются взносы, взимаемые с организаций в целях дополнительного социального обеспечения отдельных категорий физических лиц.
(п. 3 введен Федеральным законом от 03.07.2016 N 243-ФЗ)
НК РФ Статья 8. Понятие налога, сбора, страховых взносов
1. Под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.
2. Под сбором понимается обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий), либо уплата которого обусловлена осуществлением в пределах территории, на которой введен сбор, отдельных видов предпринимательской деятельности.
3. Под страховыми взносами понимаются обязательные платежи на обязательное пенсионное страхование, обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, на обязательное медицинское страхование, взимаемые с организаций и физических лиц в целях финансового обеспечения реализации прав застрахованных лиц на получение страхового обеспечения по соответствующему виду обязательного социального страхования.
Для целей настоящего Кодекса страховыми взносами также признаются взносы, взимаемые с организаций в целях дополнительного социального обеспечения отдельных категорий физических лиц.
Статья 8 НК РФ. Понятие налога, сбора, страховых взносов (действующая редакция)
1. Под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.
2. Под сбором понимается обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий), либо уплата которого обусловлена осуществлением в пределах территории, на которой введен сбор, отдельных видов предпринимательской деятельности.
3. Под страховыми взносами понимаются обязательные платежи на обязательное пенсионное страхование, обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, на обязательное медицинское страхование, взимаемые с организаций и физических лиц в целях финансового обеспечения реализации прав застрахованных лиц на получение страхового обеспечения по соответствующему виду обязательного социального страхования.
Для целей настоящего Кодекса страховыми взносами также признаются взносы, взимаемые с организаций в целях дополнительного социального обеспечения отдельных категорий физических лиц.
Комментарий к ст. 8 НК РФ
Комментируемая статья устанавливает понятия налога и сбора, тем самым определяя их общие и различные свойства.
КС РФ в своих решениях неоднократно обращался к конституционному понятию «законно установленные налоги и сборы». Раскрывая содержание этого понятия, он указывал, что установить налог или сбор можно только путем прямого перечисления в законе существенных элементов налогового обязательства (Постановления КС РФ от 04.04.1996 N 9-П и от 11.11.1997 N 16-П).
Указанное различие предопределяет и различный подход к установлению названных обязательных платежей: налог считается установленным лишь в том случае, когда определены налогоплательщики и все перечисленные в НК РФ элементы налогообложения, включая налоговую ставку (пункт 1 статьи 17 НК РФ); при установлении же сбора его элементы определяются индивидуально, т.е. применительно к конкретному виду данного платежа (пункт 3 статьи 17 НК РФ). Следовательно, вопрос о том, какие именно элементы сбора должны быть закреплены в законе, решает сам законодатель, исходя из характера данного сбора (Определение КС РФ от 08.02.2001 N 14-О).
Наконец, отличительным признаком сбора КС РФ называет индивидуальную возмездность. Он понимает ее как получение за плату возможности удовлетворить интерес плательщика, состоящий в приобретении каких-либо преимуществ, выгод.
Таким образом, последствием уплаты сбора, в отличие от налога, можно считать получение доступа к праву или получение самого права либо получение возможности реализовать право.
К вышеизложенному следует добавить, что в пункте 1 статьи 5 НК РФ указание на налоговый период отсутствует. Это означает, что уплата налога предполагает известную регулярность, систематичность и периодичность, то есть важнейшим элементом налога является налоговый период, по окончании которого устанавливается налоговая база и исчисляется сумма самого налога, отсюда сбор носит разовый характер, уплачивается в строго определенных случаях, когда у плательщика возникает потребность в получении от государства каких-либо публично-правовых услуг, в которых он индивидуально заинтересован: предоставление прав, выдача лицензии, осуществление регистрационных или иных юридически значимых действий в пользу плательщика. Соответственно, уплата сбора не связана напрямую с тем или иным промежутком времени, а обусловлена стремлением плательщика вступить в публично-правовые отношения с государством (см. Постановления ФАС Центрального округа от 07.09.2005 N А08-11197/04-21 и от 30.03.2004 N А23-2716/03А-5-281, ФАС Западно-Сибирского округа от 23.06.2004 N Ф04/3436-422/А67-2004).
В связи с введением в систему налогов и сборов торгового сбора комментируемая статья указывает также на такой признак сбора, как обусловленность его уплаты осуществлением в пределах территории, на которой введен сбор, отдельных видов предпринимательской деятельности.
Положения НК РФ, определяющие понятия налога и сбора, имеют важное значение на практике.
В Постановлении Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 29.04.2015 N Ф02-1313/2015 по делу N А33-8699/2014 суд указал, что, как следует из содержания статьи 128 ГК РФ и статьи 8 НК РФ, налог (независимо от того, уплачен он в бюджет или нет) к объектам гражданского права не относится. Соответственно, не поступившая в бюджет сумма НДФЛ под гражданско-правовое понятие убытков не подпадает и не может быть взыскана с арбитражного управляющего в случае, если при выплате заработной платы работникам в период конкурсного производства им не был удержан и перечислен в бюджет НДФЛ.
В Определении Верховного Суда РФ от 28.10.2015 N 5-АПГ15-62 суд отклонил довод о введении не предусмотренного НК РФ сбора, отметив, что пользование на платной основе парковкой (парковочным местом), расположенной на автомобильных дорогах общего пользования, прямо предусмотрено статьей 12 Федерального закона от 8 ноября 2007 г. N 257-ФЗ. Взимание платы за пользование парковкой не подлежит регулированию налоговым законодательством, так как указанная плата не является налогом или налоговым сбором в смысле, который определен в статье 8 НК РФ. Плата за пользование парковками регулируется законодательством в сфере отношений, возникающих в связи с использованием автомобильных дорог, в том числе на платной основе, и осуществлением дорожной деятельности.
В Постановлении Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.09.2015 N 15АП-13613/2015 по делу N А32-27526/2014 суд пришел к выводу о том, что организацией не должно производиться взимание портовых сборов, отметив следующее.
В соответствии с частью 2 статьи 19 Федерального закона от 08.11.2007 N 261-ФЗ «О морских портах в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» портовые сборы подлежат уплате администрации морских портов, хозяйствующему субъекту, осуществившим оказание соответствующих услуг в морском порту.
Частью 3 статьи 19 Федерального закона от 08.11.2007 N 261-ФЗ в морском порту могут устанавливаться следующие портовые сборы: корабельный; канальный; ледокольный; лоцманский; маячный; навигационный; причальный; экологический; транспортной безопасности акватории морского порта.
В Определении Конституционного Суда РФ от 17 января 2013 г. N 37-О данные платежи косвенно были квалифицированы как сборы, соответствующие ст. 57 Конституции РФ, предусматривающей обязанность каждого платить законно установленные налоги и сборы.
В отношении порта Новороссийск в спорном периоде были утверждены корабельный, маячный, навигационный, лоцманский, экологический сборы.
Исходя из положений части 2 статьи 19 Закона N 261 портовые сборы подлежат уплате администрации морского порта, то есть хозяйствующему субъекту, осуществившему оказание соответствующих услуг в морском порту.
Взимание портовых сборов, за редким исключением, производится только государственными учреждениями. Соответственно, их взимание, в том числе и причального сбора, организацией (акционерное общество) не производится.
Статья 8 НК РФ. Понятие налога, сбора, страховых взносов
1. Под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.
2. Под сбором понимается обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий), либо уплата которого обусловлена осуществлением в пределах территории, на которой введен сбор, отдельных видов предпринимательской деятельности.
3. Под страховыми взносами понимаются обязательные платежи на обязательное пенсионное страхование, обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, на обязательное медицинское страхование, взимаемые с организаций и физических лиц в целях финансового обеспечения реализации прав застрахованных лиц на получение страхового обеспечения по соответствующему виду обязательного социального страхования.
Для целей настоящего Кодекса страховыми взносами также признаются взносы, взимаемые с организаций в целях дополнительного социального обеспечения отдельных категорий физических лиц.
Комментарии к ст. 8 НК РФ
Комментируемая статья устанавливает понятия налога и сбора, тем самым определяя их общие и различные свойства.
КС РФ в своих решениях неоднократно обращался к конституционному понятию «законно установленные налоги и сборы». Раскрывая содержание этого понятия, он указывал, что установить налог или сбор можно только путем прямого перечисления в законе существенных элементов налогового обязательства (Постановления КС РФ от 04.04.1996 N 9-П и от 11.11.1997 N 16-П).
Указанное различие предопределяет и различный подход к установлению названных обязательных платежей: налог считается установленным лишь в том случае, когда определены налогоплательщики и все перечисленные в НК РФ элементы налогообложения, включая налоговую ставку (пункт 1 статьи 17 НК РФ); при установлении же сбора его элементы определяются индивидуально, т.е. применительно к конкретному виду данного платежа (пункт 3 статьи 17 НК РФ). Следовательно, вопрос о том, какие именно элементы сбора должны быть закреплены в законе, решает сам законодатель, исходя из характера данного сбора (Определение КС РФ от 08.02.2001 N 14-О).
Наконец, отличительным признаком сбора КС РФ называет индивидуальную возмездность. Он понимает ее как получение за плату возможности удовлетворить интерес плательщика, состоящий в приобретении каких-либо преимуществ, выгод.
Таким образом, последствием уплаты сбора, в отличие от налога, можно считать получение доступа к праву или получение самого права либо получение возможности реализовать право.
К вышеизложенному следует добавить, что в пункте 1 статьи 5 НК РФ указание на налоговый период отсутствует. Это означает, что уплата налога предполагает известную регулярность, систематичность и периодичность, то есть важнейшим элементом налога является налоговый период, по окончании которого устанавливается налоговая база и исчисляется сумма самого налога, отсюда сбор носит разовый характер, уплачивается в строго определенных случаях, когда у плательщика возникает потребность в получении от государства каких-либо публично-правовых услуг, в которых он индивидуально заинтересован: предоставление прав, выдача лицензии, осуществление регистрационных или иных юридически значимых действий в пользу плательщика. Соответственно, уплата сбора не связана напрямую с тем или иным промежутком времени, а обусловлена стремлением плательщика вступить в публично-правовые отношения с государством (см. Постановления ФАС Центрального округа от 07.09.2005 N А08-11197/04-21 и от 30.03.2004 N А23-2716/03А-5-281, ФАС Западно-Сибирского округа от 23.06.2004 N Ф04/3436-422/А67-2004).
В связи с введением в систему налогов и сборов торгового сбора комментируемая статья указывает также на такой признак сбора, как обусловленность его уплаты осуществлением в пределах территории, на которой введен сбор, отдельных видов предпринимательской деятельности.
Положения НК РФ, определяющие понятия налога и сбора, имеют важное значение на практике.
В Постановлении Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 29.04.2015 N Ф02-1313/2015 по делу N А33-8699/2014 суд указал, что, как следует из содержания статьи 128 ГК РФ и статьи 8 НК РФ, налог (независимо от того, уплачен он в бюджет или нет) к объектам гражданского права не относится. Соответственно, не поступившая в бюджет сумма НДФЛ под гражданско-правовое понятие убытков не подпадает и не может быть взыскана с арбитражного управляющего в случае, если при выплате заработной платы работникам в период конкурсного производства им не был удержан и перечислен в бюджет НДФЛ.
В Определении Верховного Суда РФ от 28.10.2015 N 5-АПГ15-62 суд отклонил довод о введении не предусмотренного НК РФ сбора, отметив, что пользование на платной основе парковкой (парковочным местом), расположенной на автомобильных дорогах общего пользования, прямо предусмотрено статьей 12 Федерального закона от 8 ноября 2007 г. N 257-ФЗ. Взимание платы за пользование парковкой не подлежит регулированию налоговым законодательством, так как указанная плата не является налогом или налоговым сбором в смысле, который определен в статье 8 НК РФ. Плата за пользование парковками регулируется законодательством в сфере отношений, возникающих в связи с использованием автомобильных дорог, в том числе на платной основе, и осуществлением дорожной деятельности.
В Постановлении Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.09.2015 N 15АП-13613/2015 по делу N А32-27526/2014 суд пришел к выводу о том, что организацией не должно производиться взимание портовых сборов, отметив следующее.
В соответствии с частью 2 статьи 19 Федерального закона от 08.11.2007 N 261-ФЗ «О морских портах в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» портовые сборы подлежат уплате администрации морских портов, хозяйствующему субъекту, осуществившим оказание соответствующих услуг в морском порту.
Частью 3 статьи 19 Федерального закона от 08.11.2007 N 261-ФЗ в морском порту могут устанавливаться следующие портовые сборы: корабельный; канальный; ледокольный; лоцманский; маячный; навигационный; причальный; экологический; транспортной безопасности акватории морского порта.
В Определении Конституционного Суда РФ от 17 января 2013 г. N 37-О данные платежи косвенно были квалифицированы как сборы, соответствующие ст. 57 Конституции РФ, предусматривающей обязанность каждого платить законно установленные налоги и сборы.
В отношении порта Новороссийск в спорном периоде были утверждены корабельный, маячный, навигационный, лоцманский, экологический сборы.
Исходя из положений части 2 статьи 19 Закона N 261 портовые сборы подлежат уплате администрации морского порта, то есть хозяйствующему субъекту, осуществившему оказание соответствующих услуг в морском порту.
Взимание портовых сборов, за редким исключением, производится только государственными учреждениями. Соответственно, их взимание, в том числе и причального сбора, организацией (акционерное общество) не производится.
Страховые взносы: что это такое, виды, плательщики, расчет
01. Что такое страховые взносы и когда возникли
Страховые взносы – это обязательные платежи на обязательное пенсионное страхование, обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, на обязательное медицинское страхование, взимаемые с организаций и физических лиц в целях финансового обеспечения реализации прав застрахованных лиц на получение страхового обеспечения по соответствующему виду обязательного социального страхования (ст. 8 НК РФ).
История страховых взносов довольно молодая. Появлению социального страхования способствовало развитие экономики, появление трудовых отношений, вследствие чего наемные работники стали нуждаться в социальной защите. Первые упоминания о социальном страховании уходят в 19 век, в это время в Германии появляется Бисмарский «Свод имперских законов».
В России значительным скачком в развитии страхования явилась отмена крепостного права. В это время принимается первый закон в этой области страхования «Об обязательном учреждении вспомогательных товариществ на казенных горных заводах».
Для обеспечения более прогрессивных экономических механизмов и для урегулирования пенсионного обеспечения 22 декабря 1990 года создается Пенсионный фонд. Еще до образования Пенсионного фонда бюджет пополнялся из общего фонда заработной платы организаций.
1 января 1991 года создается Фонд социального страхования, призванный регулировать отношения в области социального страхования граждан.
24 февраля 1993 года для финансирования медобслуживания создается Фонд медицинского страхования.
02. Чем регулируются страховые взносы
03. Кто обязан платить страховые взносы
Страхователь, выплачивающий заработную плату и иные выплаты в пользу застрахованных лиц обязан уплачивать страховые взносы (п.1 Ст. 419 НК).
Уплачивает страховые взносы страхователь из денежных средств организации, не вычитая данную сумму из заработной платы сотрудника.
К страхователям в данном случае относятся:
Например, ИП, имеющие в своем штате наемных работников обязаны уплачивать страховые взносы с выплат сотрудников по общепринятым тарифам.
Обратите внимание, что помимо страховых взносов за сотрудников, ИП обязаны уплачивать страховые взносы и за себя (п.2 Ст. 419 НК РФ).
04. Виды страховых взносов
Различают следующие виды страховых взносов (ст. 8 НК РФ):
Данные виды взносов рассчитываются с заработной платы и иных выплат, начисленных по каждому сотруднику.
К иным выплатам, по которым необходимо начислить и уплатить страховые взносы относятся (ст. 420 НК РФ):
Пример 1. С какой суммы рассчитать страховые взносы
Сотруднику ООО «Империя» Иванову И. И. были начислены следующие выплаты за месяц:
Вид выплаты | Сумма, руб. | База | |
налогооблагаемая | не подлежащая налогообложению | ||
Заработная плата | 10000 | 10000 | 0 |
Премия | 5000 | 5000 | 0 |
Материальная помощь | 7000 | 3000 | 4000 |
Итого | 22000 | 18000 | 4000 |
Таким образом, страховые взносы необходимо оплатить с суммы 18000 рублей, т.е. с заработной платы, премии и материальной помощи свыше 4000 рублей.
05. Какие выплаты не облагаются страховыми взносами
К выплатам, не подлежащим обложению страховыми взносами относятся (ст. 422 НК РФ):
06. Как рассчитать страховые взносы. Ставки. Срок уплаты
Начисляются и уплачиваются ежемесячно
Страховые взносы начисляются ежемесячно по каждому сотруднику на последнее число месяца, исходя из базы для исчисления страховых взносов. А уплачиваются не позднее 15-го числа следующего календарного месяца. То есть страховые взносы за февраль необходимо оплатить не позднее 15 марта. Если 15 число выпадает на выходной день, то страховые взносы платятся в следующий рабочий день за выходным. Например, страховые взносы за март необходимо оплатить до 15 апреля, но так как 15 апреля нерабочий день, оплата переносится на 16 апреля.
Расчет страховых взносов
Рассчитываются страховые взносы, исходя из ставки и базы для исчисления страховых взносов. База для исчисления страховых взносов определяется как сумма выплат и иных вознаграждений, начисленных отдельно в отношении каждого физического лица с начала года нарастающим итогом (Ст. 421 НК РФ).
Ставки и предельная база 2021 по каждому виду взносов установлены следующим образом (см. таблицу). Как изменялась база страховых взносов (график)
База для исчисления страховых взносов | Пенсионное страхование | Социальное страхование | Медицинское страхование | |
Предельная величина базы на год | 1 465 000 | 966 000 | нет макс размера | |
Предельная величина базы на мес=База/12 мес | 122 083 | 80 500 | нет макс размера | |
Ставка | 22,00% | 2,90% | 1,80% | 5,10% |
Размер взноса =База*Ставка | 322 300 | 28 014 | 17 388 | |
Ставка, если база превышена | 10% | 0% | 0% | 5,10% |
Пример 2. Пример расчета страховых взносов
Пониженные тарифы страховых взносов 2021
С 2021 года плательщики страховых взносов, включенные в реестр субъектов малого и среднего предпринимательства, начисляют страховые взносы по пониженному тарифу (ст. 427 НК РФ).
Пониженные тарифы применяются только с суммы заработной платы свыше МРОТ, даже если сотрудник работает на неполную ставку. Например, заработная плата составляет 24000 руб на полную ставку, сотрудник работает на 0,5 ставки, соответственно его зарплата составит 12000 руб. Это меньше МРОТ, а это значит, что страховые взносы с данной зарплаты начисляются в полном размере.
Вид страхования
Ставка с зарплаты свыше МРОТ
Пример 3. Расчет страховых взносов с пониженным тарифом
7 сотрудников * 12792 руб. = 89544 руб. С этой суммы мы рассчитываем страховые взносы в полном размере.
07. Куда уплачиваются страховые взносы
Каждый вид страховых взносов уплачивается отдельными платежными документами. Обратите внимание на правильность КБК, который указываете в платежном поручении, для каждого страхового взноса оно своё.
08. Как проверяется уплата страховых взносов
Правильность и своевременность уплаты взносов осуществляется с помощью камеральных и выездных проверок. С 2017 года контроль за уплатой страховых взносов осуществляют налоговые органы, за исключением взносов на травматизм, данные взносы контролирует ФСС. Мы рассказывали об этом подробно в статье «Реформа страховых взносов».
За Фондом социального страхования также остаются:
Контроль правильности и своевременности уплаты страховых взносов налоговые органы осуществляют с помощью:
Пример 4. Какие документы могут истребовать при проверке страховых взносов
Для проведения проверки были затребованы следующие документы:
Также налоговой и ФСС могут быть запрошены и другие документы, относящиеся к проводимой проверке. В день окончания проверки была подписана справка о проведенной проверке.
09. Какую ответственность несет работодатель за неуплату страховых взносов
В случае неуплаты страховых взносов работодатель несет налоговую, административную и уголовную ответственность.
Административная ответственность за неуплату страховых взносов установлена только для должностных лиц госорганов, а также других организаций и учреждений, которые ведут бюджетный учет (ст. 15.15.6 КоАП РФ).
Для директоров и других ответственных лиц остальных организаций административное наказание прямо не предусмотрено, хотя есть мнение, что их могут привлечь по ст. 15.11 КоАП РФ, которая устанавливает ответственность за неуплату налогов и сборов.
Таким образом, если Вы несвоевременно оплатили страховые взносы, но верно отразили начисления и вовремя сдали расчет, штраф не назначается. Вам необходимо будет оплатить только недоимку и начисленные пени. Избежать штрафа можно и в случае, если вы неверно отразили начисления, что привело к занижению налоговой базы. Для этого необходимо вначале погасить возникшую недоимку и пени, а затем сдать уточненный Расчет по страховым взносам. При этом, организация должна обнаружить ошибку до того, как ее найдет налоговая и до того, как узнает, что инспекция назначила выездную проверку (ст. 81 НК РФ).
Пример 5. Что будет, если ООО не уплатила страховые взносы
Уголовную ответственность несут работодатели, которые, как и в случае с налоговой ответственностью, не уплатили (оплатили не полностью) страховые взносы, не представили расчет или включили в него заведомо ложные сведения, повлекшие за собой искажение налоговой базы в крупном или особо крупном размере. Если же работодатель совершил данное преступление впервые и полностью оплатил штраф, все суммы недоимки и пеней, то он освобождается от уголовной ответственности.
Данный вид ответственности является довольно молодым. Перспективы введения уголовной ответственности за неуплату страховых взносов рассматривалась еще с 2013 года, однако статья, определяющая данный вид ответственности была введена Федеральным законом № 250 – ФЗ лишь 29 июля 2017 года.
Уголовная ответственность для физических лиц по страховым взносам (ст. 198 УК РФ):
Если данное деяние совершено в особо крупном размере, то физическое лицо наказывается:
Итоги
Страховые взносы – это обязательные платежи на обязательное пенсионное страхование, обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, на обязательное медицинское страхование, взимаемые с организаций и физических лиц в целях финансового обеспечения реализации прав застрахованных лиц на получение страхового обеспечения по соответствующему виду обязательного социального страхования.
Данные виды взносов рассчитываются с заработной платы и иных выплат, начисленных по каждому сотруднику ежемесячно на последнее число месяца исходя из базы для исчисления страховых взносов. А уплачиваются не позднее 15-го числа следующего календарного месяца.
В случае неуплаты страховых взносов работодатель несет налоговую, административную и уголовную ответственность.
Фирммейкер, июль 2018 (актуализировано в марте 2021)
Ольга Усс
При использовании материалов ссылка обязательна