что такое fhd в ноутбуке
Справка по ноутбукам: Как выбрать наилучший дисплей для игр
Вступление
В данной статье мы рассмотрим какую роль вышеуказанные параметры играют при выборе игрового ноутбука с хорошим дисплеем. Сразу оговоримся, что речь пойдет только о LCD дисплеях, так как OLED еще недостаточно хороши для игровых ноутбуков. Отдельные параметры и аспекты мы будем демонстрировать на примере игровых ноутбуков MSI, таких как MSI GT76 9SG.
Также, вы можете взглянуть на предыдущие статьи из данного цикла:
Диагональ
Размер дисплея (измеряется по диагонали) напрямую влияет на габариты корпуса модели. В основном, ноутбуки MSI комплектуются 14-, 15.6- и 17.3-дюймовыми дисплеями. Тонкие и легкие модели зачастую выпускаются в 14 и 15 дюймах, в то время как мощные заменители настольных ПК могут дорасти и до 17.3 дюймов. Размер дисплея напрямую влияет на рабочий процесс и настолько же важен, как и разрешение, к которому мы перейдем чуть позже. Дизайнеры, фото- видеоредакторы и пользователи рабочих станций однозначно должны выбирать большую диагональ, в то время как пользователи, занимающиеся просмотром веб-сайтов или работой с текстом смогут обойтись и меньшим размером. Для игр и развлечений большая диагональ обеспечит больше впечатлений и более глубокое погружение в процесс.
Разрешение
Геймеры в основном предпочитают FHD дисплеи с высокой частотой обновления. Про частоту обновления мы поговорим в следующем разделе, но в любом случае, вывод картинки в FHD-разрешении меньше нагружает видеокарту, так как ей нужно отрисовывать 2.07 миллиона пикселей, а не, скажем, 8 миллионов (4K). Соответственно, FHD дисплеи меньше используют заряд батареи и с легкостью могут работать на высокой частоте обновления, что пока достаточно сложно дается в 4K.
Ранее 4K дисплеи использовались в основном графическими дизайнерами и разработчиками цифрового контента, так как для их задач частота обновления в 60 Гц вполне достаточна. В наши же дни уже есть такие видеокарты, как NVIDIA GeForce RTX 2070 и RTX 2080, которые вполне способны выдавать картинку в 4K с повышенной частотой обновления и без артефактов или разрывов кадров. Таким образом, в последнее время геймерам стали доступны одновременно и высокая частота и высокое разрешение.
Высокая частота обновления
Частота обновления дисплея также напрямую влияет на получаемый визуальный опыт. В сущности, под частотой обновления понимается количество раз, за которые дисплей способен обновить картинку в единицу времени. Например, дисплей с частотой 60 Гц способен обновлять картинку 60 раз в секунду. У большинства ноутбучных дисплеев частота обновления составляет 60 Гц, но некоторые из них предлагают повышенную, вплоть до 144 Гц, частоту. Повышение частоты визуально улучшает плавность движения объектов на экране и снижает время реакции в играх. Даже интерфейс операционной системы становится намного плавнее.
Конечно, от высокой частоты обновления выигрывает любой пользователь, но больше всего она полезна именно геймерам. Современные видеокарты способны выдавать такую кадровую частоту, которая превышает частоту обновления многих дисплеев. Например, RTX 2080 в большинстве современных ААА-проектов выдает больше 100 к/с на максимальных настройках качества графики. При этом, если частота обновления дисплея ограничена 60 Гц, то он не способен физически отобразить более 60 к/с. Это приводит к разрывам кадров или размытию в движении, что ухудшает визуальный опыт и, вполне естественно, может лишить вас конкурентного преимущества в играх.
Малое время отклика
По этой ссылке вы можете перейти на страницу, где можно наглядно оценить время отклика GtG и MPRT вашего дисплея.
В сущности, чем меньше время отклика, тем лучше дисплей подходит для игр, так как устраняется размытие в движении и шлейфы за движущимися объектами. Данная характеристика очень важна в киберспорте, где буквально одна миллисекунда может сыграть решающую роль в победе или поражении.
Ниже приведены замеры время отклика (BtW и GtG) дисплея игрового ноутбука MSI GT76 9SG. Как видно на графиках, у GT76 один из самых низких показателей на рынке, что делает его идеальным вариантом для конкурентоспособной игры.
Дисплей: тест на время отклика
Цветовой охват
Человеческий глаз различает множество цветов и оттенков, но LCD дисплеи способны отображать лишь ограниченную часть видимого спектра. Соответственно, диапазон отображаемых дисплеем цветов и назван цветовым охватом. Чем шире спектр отображаемых оттенков, тем более точно дисплей может отображать цвета.
Для того, чтобы покупатель заранее понимал чего ему ожидать от конкретного дисплея, принято указывать охват стандартных цветовых пространств. Наиболее широко используемыми в данном случае являются пространства sRGB, NTSC и AdobeRGB. Более подробно о цветовом охвате и цветопередаче мы поговорим в следующей статье данного цикла, которая будет посвящена выбору дисплея для разработчиков цифрового контента.
sRGB является широко используемым стандартным цветовым пространством в LCD дисплеях, принтерах и цифровых камерах. Тем не менее, спектр входящих в его состав цветов достаточно узок и не включает высоко насыщенные оттенки. Таковые присутствуют в AdobeRGB, потому дисплеи с цветовым охватом данного пространства отображают больше цветов, особенно если говорить об оттенках зеленого. Наглядно разница проиллюстрирована на снимке ниже.
Тем не менее, если вы геймер, то можно не волноваться, ведь дисплеи большинства топовых игровых ноутбуков обладают отличным охватом sRGB. Для игр цветовой охват не играет слишком серьезной роли, так что подыскивать более качественный дисплей стоит только если вы также собираетесь работать с медиаконтентом на ноутбуке.
Тип LCD дисплея
Тип LCD дисплея влияет на все параметры, которые мы описали выше. Среди ноутбуков распространены матрицы следующих типов: TN (Twisted Nematic), IPS (In-Plane Switching) и IGZO (Indium Gallium Zinc Oxide). Давайте рассмотрим каждый из них по отдельности.
TN-панели
В типичной TN-панели содержатся жидкие кристаллы, которые заключены между двумя электродами и поляризатором и ориентированы перпендикулярно друг к другу. Когда заряд отсутствует (ток не проходит), свет не проходит через поляризатор, так как блокируется. При подаче тока TN кристалл поворачивается на 90 градусов, благодаря чему свет теперь может пройти через второй поляризатор. Есть также второй поляризационный слой, но прежде чем свет достигнет его, он пройдет через цветные фильтры (красный, зеленый, голубой).
Такая простая конструкция позволяет TN-панелям обеспечивать минимальное время отклика. Они по-прежнему устанавливаются в большинстве ноутбуков, так как позволяют добиться времени отклика вплоть 1 мс (GtG) и частоты обновления выше 120 Гц. Тем не менее, у TN-дисплеев ограниченные углы обзора и они могут отображать только 6-битный цвет, из-за чего для отображения всех 16.7 миллионов оттенков приходится использовать дизеринг.
IPS-панели
IPS-панели во многом схожи по принципу работы с TN, но в данном случае изменена ориентация жидких кристаллов. Так, кристаллы здесь не закручиваются по спирали, а разворачиваются синхронно на 90 градусов по горизонтали. Соответственно, они всегда пропускают свет в одной плоскости с дисплеем. Оба электрода в данном случае располагаются в первом поляризаторе, потому количество пропускаемого света меньше, в сравнении с TN, из-за чего требуется более яркая подсветка.
IGZO-панели
В отличие от IPS и TN, аббревиатура IGZO относится не к ориентации жидких кристаллов, а к типу используемых транзисторов. Таким образом, IGZO-транзисторы могут быть использованы во всех типах панелей, включая TN, IPS и даже OLED.
Во всех дисплеях используются тонкопленочные транзисторы (TFT), чтобы контролировать состояние каждого пикселя. Зачастую изготавливаются эти транзисторы из аморфного кремния (a-Si). На самом деле, a-Si транзисторы не прозрачны, просто производителям удается делать их в достаточной степени тонкими, чтобы они пропускали определенное количество света. В отличие от последних, IGZO-транзисторы прозрачны и потому требуют менее яркую подсветку, которая будет потреблять меньше энергии.
MSI предлагает игровые ноутбуки с качественными TN панелями с высокой частотой обновления, а также 240-Гц IGZO-дисплеи для топовых игровых моделей, вроде GT76, GE65 и GS65.
Заключение
Надеемся, что представленная информация об LCD дисплеях поможет вам в выборе ноутбука. Данная рубрика остается активной и в будущем вы увидите статьи на тему разработки качественных дисплеев для профессионалов, тачпадов и других компонентов.
Помимо тщательного подбора дисплеев в своих ноутбуках, MSI заботится о наличии мощных видеокарт Nvidia GeForce RTX Turing. Не важно, играете ли вы в современные игры с трассировкой лучей, вроде Battlefield V или работаете в профессиональных приложениях, таких как Autodesk 3DS Max, Adobe Premiere Pro, Lightroom или DaVinci Resolve, ноутбуки с RTX всегда будут обеспечивать максимальную производительность и быстродействие.
Гайд по экранам ноутбуков: что важно знать
Мы собрали для вас краткий гайд, который поможет разобраться в типах дисплеев и выбрать самый подходящий.
При выборе ноутбука принято обращать внимание на характеристики, бренд, цену, размер или вес (особенно если вы планируете везде носить ноутбук с собой). Часто покупатель, выбирающий себе подходящее устройство на ближайшие 3-5 лет, вообще не задумывается об экране — а между тем тип матрицы, разрешение, ее частота обновления и прочие характеристики крайне важны, ведь весь опыт взаимодействия с ноутбуком происходит именно через экран. Мы решили собрать для вас краткий гайд, который поможет разобраться в типах дисплеев и выбрать самый подходящий.
Матрица
Основа устройства любого дисплея — матрица. От нее зависит многое. Удивительно, но до сих пор во многих моделях ноутбуков встречаются TN-матрицы, которые были актуальны более 10 лет назад. Главный недостаток такого типа матрицы — углы обзора: чтобы видеть изображение без искажений, необходимо смотреть на дисплей под прямым углом. Отклонение даже на 5-10 градусов приведет к тому, что цвета «поплывут» и смотреть на дисплей будет некомфортно. Еще один минус — низкая насыщенность цветов, любой другой тип матрицы выдаст более «сочную» картинку. Похвалить TN-матрицу можно разве что за быстрое время отклика, но именно это и делает ее отличным решением для относительно недорогих игровых ноутбуков.
В последние годы золотым стандартом ноутбуков стали IPS-матрицы. Они стоят дороже TN-альтернатив, но это полностью компенсируется их преимуществами. IPS-матрица может похвастаться хорошим цветовым охватом, широкими углами обзора (смотреть на дисплей можно практически под любым углом) и довольно точной цветопередачей. Как результат — изображение получается крайне реалистичным, TN-матрицам до такого качества далеко. Справились производители и с медленной работой подобных матриц — в последнее время их время отклика и частота обновления почти не уступает быстрым TN-панелям. Из их недостатков, помимо немаленькой цены, можно назвать лишь большее энергопотребление. Этот тип настолько популярен, что почти каждый уважающий себя производитель выпускает собственные матрицы на основе IPS: у Acer такая технология называется ACEView, аналогичные примеры есть и у LG, и у других производителей.
Своеобразным компромиссом между TN и IPS являются матрицы VA. Почему компромиссом? Дело в том, что характеристики VA-матрицы стоят ровно между TN и IPS: качество картинки лучше, чем у TN, но не дотягивает до IPS; угол обзора приличный для совместного просмотра кино, но не более — IPS-матрица здесь выигрывает. Так же история и со стоимостью, и со временем отклика — VA-матрица и здесь находится между TN и IPS.
Разрешение экрана — что это такое и какое лучше
Содержание
Содержание
Смартфоны, ноутбуки, телевизоры: при покупке этой техники важно обращать внимание на одну из ключевых характеристик — разрешение экрана. Что это такое, какие форматы существуют и как этот параметр соотносится с диагональю экрана?
Разрешение экрана — это размер дисплея в пикселях. Указывается двумя числами — количество пикселей по горизонтали и по вертикали. Практически все современные экраны состоят из матрицы пикселей — маленьких элементов, каждый из которых способен изменять свой цвет, яркость, а в некоторых дисплеях еще и прозрачность.
Как правило, один пиксель состоит из триады субпикселей — красного, зеленого и синего. Комбинацией этих цветов получаются все остальные оттенки.
Разрешение экрана напрямую влияет на качество изображения. Однако этот параметр не соотносится с физическими размерами экрана. Например, есть два монитора разрешением 1920х1080, но один из них имеет диагональ 24 дюйма, а второй — 27. Несмотря на одинаковое разрешение, детализация будет разной.
Все дело в еще одном важном параметре — плотность пикселей на дюйм (PPI – pixel per inch). Чем выше этот параметр, тем выше будет детализация картинки.
Однако PPI существенно различается для разных классов устройств. На плотность влияет точность метода ввода (сенсор или курсор), физические размеры экрана и расстояние пользователя от дисплея. Если телефон мы используем на расстоянии 10–20 сантиметров от глаз, то для телевизора это несколько метров. В связи с этим, и плотность пикселей будет существенно отличаться.
Делать выводы о качестве картинки по PPI для разных классов устройств будет не совсем корректно. В сети также можно встретить утверждение, что человеческий глаз не способен распознать плотность пикселей выше 300 ppi. Различия между 500 ppi и 300 ppi на самом деле заметить смогут только люди с высокой остротой зрения, да и отличия будут настолько несущественные, что в повсеместном использовании разница просто незаметна.
Однако для одной категории товаров с идентичным разрешением плотность будет напрямую влиять на качество картинки.
Большинство производителей указывают PPI в характеристиках экрана. Но вы можете высчитать показатель и самостоятельно. Для этого вам понадобится знать разрешение и диагональ экрана в дюймах. Используйте формулу:
Wp — количество пикселей по горизонтали, Hp — количество пикселей по вертикали, а dp — разрешение по диагонали. Остается только поделить полученное значение на диагональ в дюймах:
Например, у нас есть монитор разрешением 1920х1080 и диагональю 24 дюйма. Тогда по формуле определим dp:
dp = √(1920^2+1080^2) = 2203. Далее делим полученное разрешение на диагональ: PPI = 2203/23,8 = 93.
Представленные характеристики соответствуют монитору Acer KA242Ybi, и, если вы изучите его параметры, то обнаружите, что PPI действительно составляет 93 пикселя на дюйм.
Откуда взялись 2К, 4К, 8К
Существуют больше 30 разнообразных форматов разрешений, начиная от QVGA 240х320 px и заканчивая ошеломляющим 10K с разрешением 10240×5760 px. Самые распространенные разрешения экрана вы можете изучить ниже.
Наименование | Разрешение | Соотношение сторон |
HDTV (Full HD) (FHD) 1080p | 1920×1080 | 16:9 |
WUXGA | 1920×1200 | 16:10 |
2K DCI (Cinema 2K) | 2048×1080 | 19:10 |
QWXGA | 2048×1152 | 16:9 |
QXGA | 2048×1536 | 4:3 |
UWHD | 2560×1080 | 64:27 |
WQXGA (WQHD) (QHD 2K) | 2560×1440 | 16:9 |
WQXGA | 2560×1600 | 16:10 |
QSXGA | 2560×2048 | 5:4 |
WQXGA+ | 3200×1800 | 16:9 |
WQSXGA | 3200×2048 | 25:16 |
QUXGA | 3200×2400 | 4:3 |
Ultra WQHD | 3440×1440 | 21:9 |
4K UHD (Ultra HD) | 3840×2160 | 16:9 |
WQUXGA | 3840×2400 | 16:10 |
4K DCI (Cinema 4K) | 4096×2160 | 19:10 |
5K / UHD + | 5120×2880 | 16:9 |
HSXGA | 5120×4096 | 5:4 |
WHSXGA | 6400 × 4096 | 25:16 |
HUGA | 6400 × 4800 | 4:3 |
8K UHD (UHDTV-2X) | 7680 × 4320 | 16:9 |
WHUXGA | 7680 × 4800 | 16:10 |
10K | 10240 × 5760 | 16:9 |
12K | 11520 × 6480 | 16:9 |
Внимательные читатели заметили, что в таблице есть пара разных строк с обозначениями 2К. Аналогичная ситуация и с разрешением 4К. На самом деле под формат 4К существуют сразу несколько разных разрешений:
Академический 4K | 3656 × 2664 | 1,37:1 |
Кашетированный 4K | 3996 × 2160 | 1,85:1 (Flat) |
Полнокадровый 4K | 4096 × 3072 | 1,33:1 (4:3, 12:9) |
Широкоэкранный 4K | 4096 × 1716 | 2,39:1 (Scope) |
DCI 4K | 4096 x 2160 | 1,89:1 (256:135) |
Ultra HD 4K | 3840 × 2160 | 1,78:1 (16:9) |
По горизонтали практически все они приближены к четырем тысячам пикселей, а вот разрешение по вертикали напрямую зависит от соотношения сторон. Истинным 4К в данном случае называют DCI 4К, используемый в кинематографе. Однако соотношение сторон такого формата не подходило для мониторов и телевизоров. Именно поэтому Ассоциация потребительской электроники (CEA) в 2012 году утвердила единый 4К формат для цифровой электроники, который и получил название Ultra HD 4K.
Это означает, если на коробке монитора или телевизора указано 4К, то согласно принятой спецификации он будет иметь разрешение именно 3840х2160.
Аналогичная ситуация и с 2К — истинным считается DCI 2K 2048×1080, однако среди мониторов и телевизоров под 2К понимают форматы UWHD (2560×1080) или QHD (2560×1440).
По аналогии с уже установившимися 2К и 4К, формату 8К соответствует разрешение 7680×4320 пикселей.
Соотношение сторон экрана
Соотношение сторон показывает отношение горизонтальной и вертикальной стороны экрана друг к другу. Например, формат 1:1 — квадратное изображение. Как правило, конкретным разрешениям соответствуют определенные соотношения сторон.
Соотношение сторон | Типичные разрешения | Применение |
1,25:1 (5:4) | 1280×1024 | Устаревшие мониторы |
1,33:1 (4:3) | Широкоформатные 2К, 4К и FullHD мониторы и ТВ, некоторые ноутбуки | |
2,3:1 (21:9) | Некоторые мониторы и LCD телевизоры |
Какое соотношение лучше — зависит непосредственно от формата фильма или игры. С играми обычно проблем не бывает, поскольку они легко адаптируются под разные форматы, а вот при просмотре кино неподходящего разрешения по краям экрана могут появиться черные линии.
Самые популярные соотношения сторон, под которые адаптирована большая часть мультимедийного контента — 16:10 и 16:9.
Про разрешения экрана смартфонов
С мобильной электроникой все намного сложнее, поскольку разнообразия форм-факторов куда больше. Если рассмотреть линейку смартфонов от Apple, то здесь ситуация следующая:
Модель | Диагональ, дюймы | Разрешение экрана |
4, 4S | 3,5 | 640 х 960 |
5, 5C, 5S | 4 | 640 х 1136 |
6, 6S | 4,7 | 750 х 1334 |
6+, 6S+ | 5,5 | 1080 х 1920 |
7, 8 | 4,7 | 750 х 1334 |
7+, 8+ | 5,5 | 1080 х 1920 |
X, XS, 11 Pro | 5,8 | 1125 х 2436 |
XS Max, 11 Pro Max | 6,5 | 2688×1242 |
Разрешения FullHD 1920х1080 разработчикам удалось добиться при диагонали 5,5 дюйма, а максимальное 2688х1242 доступно на смартфонах диагональю 6,5 дюйма. Условно его можно назвать приближенным к 2К.
Для Android-гаджетов все еще сложнее, поскольку рынок представляют сотни разнообразных моделей. Условно можно выделить общую классификацию из пяти категорий:
Выпускаются и смартфоны с 4К дисплеем. Например, Xperia XZ2 Premium оснащен IPS-дисплеем с диагональю 5,8 дюйма и разрешением 3840×2160. Фактически, это «классический телевизионный» стандарт Ultra HD 4K, а плотность пикселей доходит до впечатляющих 765 ppi. Если вы ожидаете беспрецедентной четкости, то вас может ждать разочарование. Проблема в том, что увидеть разницу между FHD+ и 4К практически невозможно, особенно, в рамках дисплеев на 5-6 дюймов.
При подборе монитора для гейминга согласовывайте разрешение с железом. Не стоит гнаться за 2К и 4К мониторами, если у вас слабая видеокарта и процессор. Телевизоры для просмотра кино лучше брать с разрешением от 2К и соотношением сторон 16:9 или 16:10, чтобы в полной мере наслаждаться детализированной картинкой.
При покупке смартфона определяющим является плотность пикселей на дюйм, поскольку дисплей всегда находится перед глазами и «зернистость» увидеть проще всего. Ищите смартфоны с 300-450 ppi. Большую плотность ваш глаз уже не различит.