что сейчас вместо высшего арбитражного суда рф
Что сейчас вместо высшего арбитражного суда рф
6 августа 2014 года начнет свою работу единый Верховный Суд РФ.
Высший Арбитражный Суд РФ упраздняется, а вопросы осуществления правосудия, отнесенные к его ведению, передаются в юрисдикцию Верховного Суда РФ.
Единый ВС РФ формируется в составе 170 судей.
Функции по разрешению экономических споров, ранее подсудных ВАС РФ, теперь осуществляет Судебная коллегия по экономическим спорам ВС РФ, состоящая из 30 судей.
Определяется новая компетенция Пленума ВС РФ и Президиума ВС РФ, а также полномочия Председателя ВС РФ и его заместителей. Изменяется компетенция Судебного департамента при ВС РФ. Теперь он занимается обеспечением деятельности не только судов общей юрисдикции, но и арбитражных судов.
Кроме того уточняются:
— функции Судебной коллегии по делам военнослужащих ВС РФ;
— структура верховных судов республик, краевых, областных судов, судов городов федерального значения, суда автономной области, судов автономных округов.
Предусматривается, что постановления Пленума ВАС РФ сохраняют силу до принятия соответствующих решений Пленумом ВС РФ.
Уточняются вопросы организационного обеспечения арбитражных судов.
ВС РФ вместо ВАС РФ теперь участвует в процедуре введения временной финансовой администрации и утверждения плана восстановления платежеспособности субъекта РФ.
Судебные постановления хозяйственных судов, действующих на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя на день принятия в РФ Республики Крым и образования в составе РФ новых субъектов, вступившие в законную силу до 18 марта 2014 года и являвшиеся предметом апелляционного рассмотрения в Севастопольском апелляционном хозяйственном суде, в течение 3-х месяцев после вступления их в законную силу могут быть обжалованы в Судебную коллегию по экономическим спорам ВС РФ.
Устанавливаются особенности уплаты государственных пошлин при обращении в ВС РФ, суды общей юрисдикции, арбитражные суды.
Из подведомственности арбитражных судов исключаются дела об оспаривании нормативных правовых актов. Главой 23 АПК РФ теперь регулируется рассмотрение соответствующих дел лишь Судом по интеллектуальным правам.
Определены особенности кассационного и надзорного производства по арбитражным делам в ВС РФ. Кроме того, устанавливаются переходные положения, связанные с рассмотрением арбитражных дел, подведомственность которых меняется, а также дел, производство по которым не завершено ВАС РФ.
(Закон РФ о поправке к Конституции РФ от 05.02.2014 N 2-ФКЗ «О Верховном Суде Российской Федерации и прокуратуре Российской Федерации»; Федеральные конституционные законы от 05.02.2014 N 3-ФКЗ, от 05.02.2014 N 4-ФКЗ, от 12.03.2014 N 5-ФКЗ, от 21.03.2014 N 6-ФКЗ, от 04.06.2014 N 8-ФКЗ и от 21.07.2014 N 14-ФКЗ; Федеральные законы от 12.03.2014 N 25-ФЗ, от 12.03.2014 N 29-ФЗ, от 04.06.2014 N 143-ФЗ, от 28.06.2014 N 186-ФЗ и от 28.06.2014 N 198-ФЗ; Постановление Пленума ВС РФ от 07.08.2014 N 2, «Временная инструкция по делопроизводству в Верховном Суде Российской Федерации» (утв. Приказом Председателя ВС РФ от 08.08.2014 N 28-П), Письмо ФГБУ «ФКП Росреестра» от 23.09.2014 N 05-1525-ВГ)
Высший Арбитражный Суд
Российской Федерации
Высший Арбитражный Суд Российской Федерации является высшим судебным органом по разрешению экономических споров и иных дел, рассматриваемых арбитражными судами, осуществляет в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за их деятельностью и дает разъяснения по вопросам судебной практики.
Статья 127
Конституция Российской Федерации
Регламент арбитражных судов Российской Федерации Высший Арбитражный Суд Российской Федерации действует в составе: Главным в деятельности Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации является обеспечение единообразного толкования и применения всеми арбитражными судами законодательства, регулирующего экономические отношения. Эта важнейшая задача решается путем обобщения судебной практики и разъяснений Пленумом или Президиумом Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации. В состав Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации входят Председатель и его заместители, а также судьи. В заседаниях Пленума могут принимать участие представители других ветвей судебной власти, законодательной и исполнительной властей, научных учреждений и граждане. Пленум решает вопросы о выступлении с законодательной инициативой, об обращении в Конституционный Суд Российской Федерации с запросами о проверке конституционности законов, нормативных правовых актов и договоров, утверждает регламент арбитражных судов. Судебные коллегии Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации рассматривают дела в первой инстанции, изучают и обобщают судебную практику, разрабатывают предложения по совершенствованию законов и нормативных правовых актов, осуществляют иные полномочия в соответствии с регламентом. На Высший Арбитражный Суд Российской Федерации закон возлагает организационное обеспечение деятельности арбитражных судов, подбор и подготовку кандидатов в судьи, работу по повышению квалификации судей и работников аппаратов арбитражных судов, финансирование арбитражных судов. При Высшем Арбитражном Суде Российской Федерации действует Совет председателей арбитражных судов, являющийся совещательным органом, рассматривающим вопросы организационной, кадровой и финансовой деятельности. Для подготовки научно обоснованных рекомендаций по вопросам, связанным с формулированием практики исполнения законов и иных нормативных актов и разработкой предложений по их совершенствованию, при Высшем Арбитражном Суде Российской Федерации действует Научно-консультативный совет. В его составе образованы секции: процессуального законодательства, административно-правовая, гражданско-правовая и международного частного права. Печатным органом Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации является «Вестник Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации». Высший арбитражный суд Российской ФедерацииПолномочия, порядок образования и деятельности арбитражных судов в РФ устанавливаются Конституцией РФ, федеральным конституционным законом о судебной системе, Федеральным конституционным законом «Об арбитражных судах в Российской Федерации» от 28 апреля 1995 года и другими федеральными конституционными законами. Судьи Высшего арбитражного суда РФ назначаются Советом Федерации по представлению президента РФ. Высший арбитражный суд РФ действует в составе пленума ВАС; президиума ВАС; судебной коллегии по рассмотрению споров, возникающих из гражданских и иных правоотношений; судебной коллегии по рассмотрению споров, возникающих из административных правоотношений. Главным в деятельности Высшего арбитражного суда РФ является обеспечение единообразного толкования и применения всеми арбитражными судами законодательства, регулирующего экономические отношения. Эта задача решается путем обобщения судебной практики и разъяснений пленумом или президиумом ВАС. В состав пленума ВАС входят председатель и его заместители, а также судьи. В заседаниях пленума могут принимать участие представители других ветвей судебной власти, законодательной и исполнительной властей, научных учреждений и граждане. Пленум решает вопросы о выступлении с законодательной инициативой, об обращении в Конституционный суд РФ с запросами о проверке конституционности законов, нормативных правовых актов и договоров, утверждает регламент арбитражных судов. Президиум ВАС РФ рассматривает в порядке надзора дела по проверке вступивших в законную силу судебных актов арбитражных судов; рассматривает отдельные вопросы судебной практики и о результатах рассмотрения информирует арбитражные суды. Порядок работы президиума ВАС определяется Арбитражным процессуальным кодексом РФ. Председатель ВАС является судьей и осуществляет процессуальные полномочия, установленные Арбитражным процессуальным кодексом РФ. Он организует деятельность ВАС и системы арбитражных судов в РФ; представляет ВАС в отношениях с государственными, общественными и иными органами; осуществляет другие полномочия, предоставленные ему Федеральным конституционным законом. Судебные коллегии ВАС рассматривают дела в первой инстанции, изучают и обобщают судебную практику, разрабатывают предложения по совершенствованию законов и нормативных правовых актов, осуществляют иные полномочия в соответствии с регламентом. На Высший арбитражный суд РФ закон возлагает организационное обеспечение деятельности арбитражных судов, подбор и подготовка кандидатов в судьи, работа по повышению квалификации судей и работников аппаратов арбитражных судов, финансирование арбитражных судов. При ВАС действует Совет председателей арбитражных судов, являющийся совещательным органом, рассматривающим вопросы организационной, кадровой и финансовой деятельности. Для подготовки научно обоснованных рекомендаций по вопросам, связанным с формулированием практики исполнения законов и иных нормативных актов и разработкой предложений по их совершенствованию, при ВАС действует Научно-консультативный совет. В его составе образованы секции: процессуального законодательства, административно-правовая, гражданско-правовая и международного частного права. Председатель Высшего арбитражного суда – Антон Иванов. Материал подготовлен на основе информации открытых источников «Новый закон объединил Верховный и Высший арбитражный суды. » (интервью с И.Ю. Гусевым, старшим юристом юридической фирмы VEGAS LEX) («Упрощенка», N 3, март 2014 г.)«Новый закон объединил Верховный и Высший арбитражный суды. » (интервью с И.Ю. Гусевым, старшим юристом юридической фирмы VEGAS LEX) — Какие функции будут возложены на новый Верховный суд РФ и какие вопросы им будут рассматриваться? Во-первых, это надзор за деятельностью нижестоящих судов. Нижестоящими по отношению к Верховному суду РФ будут верховные суды округов, республик и арбитражные суды округов, субъектов и пр. Так вот, новый суд будет выявлять и исправлять допускаемые этими судами ошибки и пересматривать их решения. Во-вторых, Верховный суд РФ будет рассматривать некоторые особые дела в качестве суда первой инстанции (п. 3-5 ст. 2 Закона N 3-ФКЗ). К числу таких дел относятся административные дела по оспариванию нормативных и ненормативных актов президента, правительства, прекращению деятельности средств массовой информации, политических партий, религиозных организаций и пр. А также дела по разрешению экономических споров между федеральными и региональными структурами власти. В-третьих, новый суд будет разъяснять нижестоящим судам вопросы применения законодательства, судебной практики и международных договоров (п. 7 ст. 2 Закона N 3-ФКЗ). — Скажите, а какое место будет отведено в Верховном суде РФ экономическим спорам? — Разрешением экономических споров, ранее подсудных Высшему арбитражному суду РФ, будет заниматься специальная судебная коллегия в составе нового суда. Она будет называться коллегией по экономическим спорам. И в ее состав войдет 30 судей. Однако более подробно специфика данного подразделения будет известна немного позднее (подп. 7 п. 2 ст. 3 N 3-ФКЗ). Обратите внимание! Новый Верховный суд будет рассматривать некоторые дела в качестве суда первой инстанции. Это дела по оспариванию нормативных и ненормативных актов президента, правительства, прекращению деятельности СМИ, политпартий, религиозных организаций и пр. А также дела по разрешению экономических споров между структурами власти. — Изменится ли как-то порядок обращения в новый Верховный суд РФ? Например, можно ли будет обратиться туда напрямую, минуя суды более низкой инстанции? — В целом порядок не изменится. А значит, миновать суды более низкой инстанции не удастся. По-прежнему сначала нужно пройти нижестоящие суды. А только потом обратиться в Верховный суд РФ. Но по тем вопросам, которые Верховный суд будет рассматривать в качестве суда первой инстанции и по новым или вновь открывшимся обстоятельствам, можно будет обращаться в суд напрямую. Перечень таких ситуаций приведен в пунктах 3-5 статьи 2 Закона N 3-ФКЗ. На заметку. Прийти в Верховный суд РФ минуя нижестоящие инстанции, нельзя. Однако по тем вопросам, которые Верховный суд рассматривает в качестве суда первой инстанции и по новым или вновь открывшимся обстоятельствам, можно обратиться напрямую. — А можно оспорить решения Верховного суда РФ? Однако есть возможность обратиться за защитой своих прав в Европейский суд по правам человека. Этот суд принимает жалобы как от граждан, так и от юрлиц. Но следует учитывать, что Европейский суд не является вышестоящей инстанцией по отношению к внутригосударственным судам и не может отменить либо изменить их позицию по определенному вопросу. Он выносит свое решение. При этом должна быть учтена особая специфика при обращении в этот суд. Так, в жалобе нарушителем интересов следует указывать государство. Обращения, направленные против частных лиц и фирм, Европейский суд не примет. Ну и, конечно, должно быть нарушено именно то право лица, что поименовано в Европейской конвенции по правам человека (Конвенция от 04.11.50). — Понятно. А имеют ли прецедент решения нового Верховного суда РФ? То есть можно ли его решения, вынесенные в отношении конкретной ситуации, с уверенностью применять и к другим похожим ситуациям? — Да. Несмотря на то что в России официально прецедент не является источником права (то есть вынесенное решение не распространяется на все аналогичные), суды нижестоящих инстанций могут ориентироваться на разъяснения судов высшей инстанции. В том числе и на разъяснения Верховного суда РФ. — Когда начнет работать новый суд? И где он будет располагаться территориально? — Верховный суд будет располагаться в Санкт-Петербурге. В Москве же будет создано его представительство. Оно будет обеспечивать постоянную связь суда с органами госвласти и способствовать в осуществлении судейских полномочий. Причем планируется, что в случае необходимости Верховный суд будет проводить заседания не только по месту своего пребывания, но и в других местах. Однако каким образом такая возможность будет работать, пока неизвестно. Что касается срока, то теоретически заработать суд должен по истечении шестимесячного переходного периода, отсчитываемого с 15 февраля 2014 года (ст. 3 Закона N 4-ФКЗ). То есть во второй половине августа текущего года. Но как показывает практика, к указанному сроку следует отнестись скептически ввиду массы проблем, связанных с формированием нового судейского состава. А также с необходимостью внесения и принятия корректив в процессуальное законодательство. Важное обстоятельство. Решения, вынесенные Верховным судом РФ в порядке надзора нижестоящих судов, обжалованию не подлежат. — Ну и последний, самый, наверное, важный на данный момент вопрос. Куда обращаться за разрешением споров, пока единый Верховный суд не начал свою работу? — Как я уже отметил, для передачи Верховному суду РФ полномочий Высшего арбитражного суда РФ предусмотрен шестимесячный переходный период. Но вопрос о том, как будет работать ВАС РФ в этот период, еще не разрешен. Поэтому пока предпринимателям и фирмам по вопросам, связанным со своей экономической деятельностью, в порядке надзора следует обращаться в Высший арбитражный суд РФ до его полного упразднения. «Упрощенка», N 3, март 2014 г. Актуальная версия заинтересовавшего Вас документа доступна только в коммерческой версии системы ГАРАНТ. Вы можете подать заявку на получение полного доступа к системе бесплатно на 3 дня. Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе. Свидетельство о регистрации СМИ: ПИ N ФС77-19569 от 03.03.2005. Ликвидация Высшего арбитражного суда РФРеформа по ликвидации Высшего Арбитражного судаДо 2013 года Конституцией Российской Федерации от 12 декабря 1993 года было предусмотрено, что высшими судебными органами являлись Верховный суд Российской Федерации, Высший арбитражный суд Российской Федерации и Конституционный суд Российской Федерации. Верховный суд Российской Федерации являлся высшим судебным органом по рассмотрению и разрешению гражданских, уголовных, административных дел. 22 ноября 2013 года Государственной думой Российской Федерации был одобрен закон Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации от 5 февраля 2014 года № 2-ФКЗ «О Верховном суде Российской Федерации и прокуратуре Российской Федерации», который вступил в силу 6 февраля 2014 года. Одна из самых важных поправок была внесена в ст. 126 Конституции Российской Федерации, из которой следует, что Верховный суд Российской Федерации является высшим судебным органом по гражданским делам, разрешению экономических споров, уголовным, административным и иным делам.
В результате указанной реформы судебной системы в настоящий момент к федеральным судам относятся: – Конституционный суд Российской Федерации; – Верховный суд Российской Федерации; – верховные суды республик, краевые, областные суды, суды городов федерального значения, суды автономной области и автономных округов, районные суды, военные и специализированные суды, составляющие систему федеральных судов общей юрисдикции; – арбитражные суды округов (наименования данной группы арбитражных судов так же подверглись изменениям – ранее они назывались федеральными арбитражными судами округов), арбитражные апелляционные суды, арбитражные суды субъектов Российской Федерации и специализированные арбитражные суды (в настоящий период это лишь один, относительно новый, функционирующий с февраля 2013 г. суд по интеллектуальным правам), составляющие систему федеральных арбитражных судов. Положительные и отрицательные стороны объединения Высшего арбитражного суда Российской Федерации с Верховным судом Российской Федерации1) Данная реформа позволит обеспечить единые подходы к разрешению споров с участием граждан, организаций, органами государственной власти и местного самоуправления. 2) Указанная реформа обеспечит единообразие судебной практики, обеспечит принцип независимости судей. 1) Ранее Верховный суд Российской Федерации и Высший арбитражный суд РФ находились в Москве. В 2013 году было принято решение о том, что здание Верховного суда РФ будет располагаться в Санкт-Петербурге. В связи с этим требуется выделение крупных денежных средств из федерального бюджета Российской Федерации. 2) В Высшем арбитражном суде РФ и Верховном суде РФ работали опытные, имеющие большой стаж работы в судебной системе люди. Некоторые опытные судьи ушли в отставку, не желая кардинально менять свою жизнь. Например, Медведева Александра Михайловна, судья Высшего арбитражного суда РФ, подала в отставку, так как не планировала осуществлять переезд в Санкт-Петербург. Таким образом, благодаря методу системного анализа, который дает возможность описывать отдельно взятый объект, были выявлены положительные и отрицательные стороны ликвидации Высшего Арбитражного суда Российской Федерации.
|