что сейчас на месте пальмиры
Пальмира два года спустя: что происходит в отвоеванном городе
Помощи от ООН и ЮНЕСКО пока нет
Фото: Сергей Вальченко
Сотни гражданских, подозреваемых в симпатиях к правительству Асада, были схвачены и убиты. Не щадили никого. Убили даже медсестер местной больницы. Зверски казнили 82-летнего директора музея Халида-аль-Асада, который до последнего пытался спасти памятники древности, поэтому не уехал из Пальмиры.
На фоне памятников древней Пальмиры устраивали показательные казни захваченных в плен сирийских военных. На телекамеру отрезали головы на сцене античного амфитеатра.
Не щадили людей, и уж тем более не щадили древние памятники. Оставшиеся экспонаты разграбили, что не могли вывезти — разбивали или взрывали. Так была разрушена известная арка, красовавшаяся на обложке советского учебника истории за 5-й класс. Подрывали древние склепы и захоронения.
Фото: Сергей Вальченко
Зачем, для чего? Ответ на эти вопросы в сути терроризма, он помогает увидеть, в какое царство вели своих подданных творцы мирового халифата. Уничтожить все, что до этого нравилось людям и вызывало восхищение, считалось великим или ценным. Стереть в прах ранее возведенное. Вселить страх и ужас в души людей страшными преступлениями. Возвыситься. Подчинить.
И ведь сработало. Тысячи убийц со всего мира потянулись под черные знамена в Сирию и Ирак. Захватили сотни городов и сел, тысячи квадратных километров территории. Ждали, что вот-вот падет Дамаск. Понесшая огромные потери и деморализованная сирийская армия его бы не удержала. Силы были неравны. Но в конце сентября 2015 года ситуация изменилась. Началась операция российских ВКС.
Планы создания халифата затрещали по швам. Правительственные силы при поддержке российских самолетов и вертолетов начали освобождать от черной заразы город за городом. В начале 2016-го освободили Пальмиру и Тадмор. Эта победа казалась символом коренного поворота в войне.
А еще весь мир в июне того же года увидел выступление в знаменитом античном амфитеатре оркестра Мариинского театра под управлением Валерия Гергиева.
Мне повезло быть зрителем того единственного в своем роде волнующего концерта. Он готовился как секретная военная операция. Журналисты до последнего не знали, что будет происходить. Колонну автобусов, которая прошла больше сотни километров по недавно отвоеванной у террористов дороге, среди пустыни, сопровождали бронетранспортеры и менявшиеся каждые полчаса боевые вертолеты. Через каждые 5–10 километров вдоль дороги были укрепленные пункты сирийских войск. Бородатые, строгие люди, одетые кто во что, провожали кавалькаду. А из-за горизонта нет-нет да доносился гул артиллерии.
И вот уже на закате дня амфитеатр заполнили зрители. На сцене установили фотографию казненного боевиками смотрителя музея Халида-аль-Асада. Возле лежали цветы.
Среди зрителей — российские военные, которые разминировали памятник мировой архитектуры, представители сирийских властей, деятели культуры, дети.
Античный амфитеатр Пальмиры в 2016 году, после первого освобождения от террористов. Фото: Сергей Вальченко
Музыкальная молитва о Пальмире была знаком благодарности освободителям города, памяти о жертвах террора. Как сказал тогда маэстро Гергиев, великая музыка звучала «против варварства и насилия, против нелюдей, уничтожавших бесценные памятники, устроивших вот здесь место массовых казней».
«Но в этой программе есть музыка, выражающая огромное чувство оптимизма и надежды», — заключил он.
Да, эти чувства, уверен, испытывали тогда многие, кто сидел на каменных ступенях амфитеатра, возраст которых — под две тысячи лет, и слушал волшебные звуки.
Хотелось верить, что жестокие следы войны, которые мы только что видели по пути в Пальмиру, — разрушенные здания, сгоревшие автомобили, воронки — все это в прошлом.
Вновь пришли на помощь российские саперы. Более 200 фугасов были обнаружены и обезврежены только вблизи главной аллеи древнего города.
И вот спустя три года после первой встречи с Пальмирой — новая поездка. Ее организовало российское Минобороны.
В этот раз журналистов везли над пустыней на военном вертолете. Боец спецназа, сидевший перед открытой дверью, внимательно осматривал бегущую под вертолетом местность и не снимал пальца со спускового крючка мощного пулемета «Печенег». Очевидно, привычные меры безопасности.
В самом Тадморе за три года мало что изменилось. Людей немного. Разрушенные дома почти никто не ремонтирует. То же самое и с музеем, к которому привезли журналистов. В потолке зияет огромное отверстие — след от снаряда. Внутри помещений — легкий след ремонта. Но видно, что по-настоящему к нему еще не приступали.
— Психологически тяжело. Вначале хотели построить другой музей, но потом решили восстанавливать старый, — говорит директор музея инженер Хусан Ханиш.
Он рассказал, чем сегодня заняты его сотрудники. Продолжают изучать, какие объекты были разрушены. Надежды на восстановление связывают с помощью ООН, ЮНЕСКО. Пока ее нет. Но обещают, что в ноябре что-то изменится.
О сумме ущерба директор предпочитает не говорить. Пока неизвестна. Зато он очень рад тому, что перед захватом Пальмиры террористами кому-то из сотрудников пришла светлая идея вывести в Дамаск наиболее ценные экспонаты. Что и было сделано. Пока возвращать их некуда.
А вот тяжелые экспонаты, например скульптуры с надгробий первых веков нашей эры, боевиками были уничтожены.
О сроках восстановления музея и Пальмиры инженер Хусан Ханиш тоже предпочитает не говорить:
— Торопиться в таких вопросах нежелательно, потому что это драгоценный исторический город. Надо медленно изучать, предлагать варианты восстановления, потом начинать работу, — говорит он.
Понятно, что больше всего тормозит работу нехватка средств. Пока на севере страны, в Идлибе, действуют несколько тысяч террористов, война для Сирии еще не кончена. Пока говорят пушки, музы молчат. В том числе и Клио, муза истории.
СПРАВКА «МК»
В апреле 2016 года российские саперы нашли и обезвредили в Пальмире 1230 взрывных устройств. Только в первый день срочно переброшенные в освобожденный город солдаты и офицеры нашли более 120 неразорвавшихся боеприпасов и взрывных устройств. Всего саперы проверили примерно 900 гектаров территории старого города. В 2017 году, после повторного освобождения города, опасную работу пришлось повторить заново.
Мэр Тадмора инженер Ганида Ас рассказал о восстановлении разрушенной инфраструктуры городка. Жизнь возрождается постепенно. Колодцы, снабжающие Тадмор водой, уже восстановлены. Но не хватает электричества.
Помощь в восстановлении старого города от ООН, Европейского союза обещана, но ее пока нет. Зато есть санкции Евросоюза.
Скоро собираются приехать представители Эрмитажа.
— Мы привыкли к помощи из России и рады приезду специалистов Эрмитажа, — искренне говорит мэр городка-призрака.
Тем не менее, обещает он, на следующий год будет восстановлен музей Пальмиры.
В том, что Пальмиру надо восстанавливать, никто не сомневается. Надо возродить, чтобы следующие поколения могли увидеть культурное наследие всемирного масштаба. Это благородная задача.
А еще восстановленная Пальмира станет символом победы над терроризмом и вечным памятником подвигу российских военнослужащих — летчиков, авиатехников, инженеров, саперов.
Эксперт по Ближнему Востоку, советник директора Российского института стратегических исследований (РИСИ), кандидат философских наук Елена Супонина:
Местные жители готовы работать, восстанавливать. Директор музея, местные власти, представители министерства туризма полны энтузиазма. Это было видно из разговоров. Энциклопедические знания у людей. Любят свой город, эти древности и надеются, что их восстановят. Но они признают, что работы идут ни шатко ни валко.
Конечно, основная масса работы проведена россиянами. Это, прежде всего, обеспечение безопасности, освобождение. Теперь очередь структур, которые занимаются музеями, восстановлением древностей, реставрацией. Но здесь явно нужны объединенные усилия. А этого как раз не хватает, не хватает объединения усилий с другими странами, международными структурами и финансирования.
Российские реставраторы готовятся к восстановлению Пальмиры: репортаж ФАН
Корреспонденты Федерального агентства новостей побывали в древнейшем городе Пальмира, занесенном в список всемирного наследия ЮНЕСКО, незадолго до начала работ по его восстановлению.
Российские специалисты нынешним летом продолжат работы по реставрации древнего исторического памятника. Как отмечал президент Ассоциации предприятий каменной отрасли России «Центр камня» и руководитель проекта реставрационных работы в Сирии Дмитрий Медянцев, процесс возрождения Пальмиры будет осуществляться при помощи новейших технологий.
«Мы планируем применить технологию, которая позволяет сохранить орнамент древних сирийских мастеров», — заявил Медянцев.
Древности Пальмиры на черном рынке
В древности это поселение именовали Тадмором. «Городом пальм», или Пальмирой, его прозвали древние римляне, которые захватили и впоследствии разграбили объект. Название появилось благодаря колоннадам, которые захватчики сравнивали с пальмовой рощей.
«Сирия вместе с Месопотамией считается колыбелью цивилизации. Здесь люди впервые стали жить оседло, заниматься растениеводством и скотоводством. Здесь появились первые в мире города и первая письменность. Отсюда происходят мировые религии», — поясняет археолог Берлинского университета Мирко Новак.
Кроме того, Пальмира для террористов ИГ стала источником дохода.
На нелегальный рынок древностей хлынул большой поток сирийских артефактов. В результате Международный совет музеев вынужден был составить «Красный список древностей», которым угрожала подпольная продажа. В него вошли экспонаты из Сирии и Ирака — в основном небольшие предметы, которые можно было легко вывезти за пределы страны: печати, монеты, ювелирные изделия, сосуды, скульптуры, мозаика и прочие элементы архитектурного декора.
Стоимость таких реликвий начиналась от нескольких десятков тысяч долларов. При этом источник ФАН, знакомый с ситуацией, рассказал, что одну колонну из Пальмиры можно реализовать на черном рынке в Европе не менее чем за 1 млн долларов.
Каналы нелегального транзита ценностей проходили через Турцию и Ливан, где артефакты попадали в руки контрабандистов, затем перепродававших их на Запад. В Европе перевалочным пунктом для сбытчиков сирийских ценностей стали швейцарские зоны льготного таможенного режима.
Нынешняя Пальмира
Среди разрушенных боевиками ИГ памятников — знаменитая Триумфальная арка, статуя Льва Аллата, храм Баалшамина, а также самое крупное сооружение города — построенный при императоре Тиберии в 32 году нашей эры храм Баала.
Боевики уничтожали все, что не могли продать западным коллекционерам. Они занимали город до конца марта 2016 года, после чего их выбила сирийская армия при поддержке Воздушно-космических сил РФ, однако через несколько месяцев террористам удалось снова прорваться в Пальмиру. Окончательно освободить город удалось в марте 2017-го.
На память о себе вандалы оставили валуны и булыжники с надписями, в числе которых: «Открывать огонь разрешается только с дозволения амира».
Возрождение Пальмиры
Российские специалисты, которые занимаются реставрацией древнего города, уже завершили первый этап работ, сделав необходимые замеры и отсняв территорию объекта. На второй стадии им предстоит разобрать завалы, чтобы отсканировать отдельные фрагменты разрушенных ценностей и провести инвентаризацию.
Затем эксперты создадут интерактивную модель города, выявят утраченные части и воссоздадут их заново.
«При прошлых реставрациях арки, например, французскими специалистами, восстановленные блоки делались упрощенными. Конечно, даже при нынешней технологии будет видно свежий относительно оригинала известняк, но будет передано больше деталей», — сказал Дмитрий Медянцев.
Впрочем, пока реставрационные работы лишь в планах. Нынешняя Пальмира остается памятником войне в Сирии и победе над гидрой терроризма. Сейчас сюда приходят редкие туристы и время от времени заезжают журналистские группы.
Пальмирская пальма не сгибается: как восстанавливается разрушенный город
Разрушенная террористами Пальмира или Тадмор, как называют древний город сами сирийцы, потихоньку заново рождается в заботливых руках реставраторов. Восстановление поврежденных боевиками пальмирских скульптур проходит в Национальном музее Дамаска, где на прошлой неделе побывал корреспондент EADaily.
Национальный музей Дамаска, закрывавшийся из-за боевых действий, вновь стал доступен для посетителей в прошлом году, тогда же начались и реставрационные работы над вывезенными из Пальмиры скульптурами. Сирия проводила и, как говорят сотрудники музея, до сих пор проводит их преимущественно собственными силами, так и не дождавшись ранее обещанной западными странами и международными организациями помощи. Реставраторы уверяют, что из Пальмиры удалось спасти большую часть скульптур и в скором времени собранные буквально по частям древности предстанут широкой публике.
«Большая часть экспонатов сохранилась, но они все были повреждены и требовали реставрации. На реставрацию скульптуры привезли около года назад. Это очень тонкая работа, и она занимает много времени. Самое главное — вернуть экспонату первоначальный вид», — рассказала реставратор Жуди аль-Джинди.
Мунтажаб Юсеф — скульптор, он восстанавливает полностью утраченные части статуй. Реставрация проводится строго по имеющимся изображениям оригинала и ровно до той степени разрушения, которая была запечатлена на этих фотографиях.
«Я испытываю чувство гордости из-за того, что могу напрямую работать с этими, значимыми для всего мира, скульптурами. Выполняя такую работу, нужно быть ответственным, осознавать серьезность происходящего и восхищаться историей своей страны», — сказал Мунтажаб Юсеф.
Фото: Кристина Мельникова/EADaily.
— Как Ваш отец начинал свой путь к Пальмире?
— Мой отец родом из Пальмиры, Тадмора, он родился и закончил среднюю школу в Пальмире, а затем пошел в шариатскую школу, после чего поступил в университет Дамаска на исторический факультет. В 60-е годы работал в музее древностей Дамаска. Проработав там два года, он попросил распределения в Пальмиру. В Пальмире в 1963 году он получил должность директора по науке и раскопкам. Занимался раскопками и восстановлением главной дороги, амфитеатра, в 60-х годах он работал с многочисленными иностранными делегациями — американской, японской, итальянской, швейцарской, французской.
Фото: Кристина Мельникова/EADaily.
Фото: Кристина Мельникова/EADaily.
— Что террористам было нужно от Вашего отца?
— У окруживших Пальмиру боевиков был список людей, которые работали на госслужбе. Дом моего отца пострадал от минометных обстрелов, и поэтому он жил у моего дяди. Отца и брата впервые вызвали на допрос. Брата задержали на восемь дней, не разрешали ему выходить из музея, он сидел там, как в тюрьме.
Они спрашивали, где находится золото. У них была информация, что там спрятано две тонны золота. Они начали на его глазах разрушать скульптуры, чтобы он рассказал, где спрятаны драгоценности. Он отвечал им: «Вы сумасшедшие? То, что вы сейчас уничтожаете, это и есть настоящее золото». В это время отца заставляли ходить на допрос каждый день. Однажды он вернулся оттуда и сказал нашей матери: «Представляешь, мне сегодня рассказали, каким должен быть настоящий мусульманин. Что такое ислам, мне, 82-летнему старику, сегодня пытался объяснить 20-летний юнец из Саудовской Аравии».
Во время Рамадана мои родители переехали к друзьям в более тихий район Пальмиры. Они хотели немного отдохнуть от обстрелов. Хозяин дома сказал, чтобы они оставались у него дома на весь Рамадан, заявил, что это даже не обсуждается. Однажды к ним пришло четверо людей с закрытыми лицами. Они потребовали позвать моего отца. Это было время, когда люди еще не успели принять пищу (Рамадан — время поста у мусульман, пищу запрещено принимать до захода солнца. — EADaily). Хозяева пригласили их в дом, попросили подождать, поесть всем вместе и затем уже ехать. Они отказались, сказали, что сами накормят моего отца. Хозяева и отец сопротивлялись, говорили, что в Пальмире нет электричества и ему, пожилому человеку, будет тяжело там. Но отца все равно посадили в машину и увезли. Потом брат начал искать отца и узнал, что его забрали игиловцы. Он пошел к ним, стал спрашивать, когда отца отпустят на свободу. Ему сказали, что через два дня. Он пришел туда через два дня, но отца не отпустили и снова обещали выпустить через пару дней. Такие обещания брату давали в течение последующих 28 дней. Я в это время находился в Дамаске с двумя сестрами.
Фото: Кристина Мельникова/EADaily.
Фото: Кристина Мельникова/EADaily.
В этот момент разговор прекратился, потому что Тарек аль-Ассаад не мог сдержать слез. Было видно, каких усилий ему стоило продолжение беседы.
— У моего отца была последняя просьба перед казнью. Он попросил попрощаться с Тадмором. Его привезли в музей босиком и со связанными руками. Перед казнью ему еще раз предложили сохранить жизнь, если он выполнит их просьбу и покажет, где находятся пальмирские ценности. Он отказался, сказал, что пальмирская пальма не сгибается. От него потребовали встать на колени. Но он отказался, сказал, что поклоняется только Богу, тогда они ударили его по ногам и публично обезглавили. Оставили на два часа на месте казни, а затем повесили на электрическом столбе на перекрестке для устрашения жителей Пальмиры. Выставили там охрану. Ночью кто-то из уважавших его людей хотел забрать тело и похоронить отца. Но тело мертвого человека тяжелеет, его не смогли унести, забрали только голову и очки. После этого случая игиловцы выставили возле тела отца охрану на три дня, а затем не похоронили, а просто выкинули его тело.
— Чем сейчас занимаетесь Вы?
— Работаю в музейном ресторане, живу в Дамаске с сестрой и матерью.
Я хочу поблагодарить сирийских и, конечно же, российских военных. После смерти моего отца российские военные вошли в Пальмиру во всю силу, и благодаря им удалось освободить город, ради которого умер мой отец.
Фото: Кристина Мельникова/EADaily.
Операция по освобождению Пальмиры длилась с 13 по 27 марта 2016 года. Наземную операцию предваряли авиаудары российских ВКС, наносимые по позициям и конвоям боевиков в районе города, а 13 марта началась уже наземная операция сирийской армии при участии российского спецназа и непрекращающейся авиационной поддержке. В этих боях погиб офицер Александр Прохоренко, вызвавший на себя огонь противника. Позже при участии России начались работы по разминированию Пальмиры, а в мае того же года в древнем амфитеатре Пальмиры состоялся концерт Симфонического оркестра Мариинского театра под руководством Валерия Гергиева. В конце года Пальмира вновь была атакована и захвачена боевиками. В марте следующего года Тадмор перешел под контроль сирийской армии. Операцию спланировали российские военные инструкторы, значительный вклад в окончательное освобождение Пальмиры, так же, как и в первый раз, внесли российские ВКС и спецназ.
Кристина Мельникова, Дамаск
Что сейчас на месте пальмиры
Первые русские исследователи появились в Пальмире в 1872 году.
В 1881 году российский князь Семён Абамелек-Лазарев – археолог-любитель – во время путешествия по Сирии принял участие в раскопках в Пальмире и сделал важную находку. Он нашёл так называемый «Пальмирский пошлинный тариф». Это первый в мире свод с подробным изложением таможенных правил. Каменной плите с надписью на греческом и арамейском языках почти 2 тысячи лет. С 1903 года этот раритет, подаренный России турецким султаном Абдул-Хамидом II, хранится в Эрмитаже. Путь плиты в музей был долгим. Вначале её доставили в Дамаск на телегах, оттуда на поезде в Бейрут, а затем морем в Одессу. Забавно, что в Одессе «Пальмирский пошлинный тариф» держали на таможне два года за неуплату пошлины на ввоз.
Именно русские учёные начали и систематические научные археологические исследования Пальмиры. В 1900 году Русский археологический институт в Константинополе направил в Пальмиру специальную экспедицию под научным руководством археологов Фёдора Успенского, Бориса Фармаковского и Павла Коковцова. Результаты их исследований печатались в Ежегоднике института начиная с 1902 года.
В последующие годы специалистами Института истории материальной культуры РАН, Государственного Эрмитажа и специалистами фирмы «Геоскан» при финансовой поддержке РГО была создана комплексная цифровая система PalmyraGIS, зафиксировавшая самое актуальное современное состояния всемирно известного памятника. Система позволяет обеспечить предельную точность при обсуждении, планировании и проведении реставрационных мероприятий и будущих археологических исследований.
masterok
Мастерок.жж.рф
Хочу все знать
Пальмира (Palmyra, также известна под названием Tadmor) — в античные времена город очень важного значения, расположенный в оазисе в 215 км на северо-восток от Дамаска и в 120 км на юго-запад от Евфрата. На протяжении длительного времени Пальмира была важнейшим местом остановки для караванов, пересекающих Сирийскую пустыню, и часто называлась «Невестой пустыни». Самое раннее документальное свидетельство о городе обнаружено на вавилонских табличках, найденных в Мари. В них он упоминается под семитским названием Тадмор, что значит «отражающий атаки город» на аморитском языке или «непокорный город» на арамейском. Сейчас возле руин Пальмиры существует поселение Тадмор. Жители Пальмиры возвели огромные монументы с такими ритуальными предметами искусства, как известняковые плиты с бюстами усопших.
На золотистых, нагретых солнцем стенах высечены листья и гроздья винограда, верблюды, орлы. До нашего времени Пальмира сохранилась неперестроенной, поздние наслоения ее не заслоняют.
В истории имеется много удивительных парадоксов: Помпеи, например, сохранила нам вулканическая лава, а Пальмиру — человеческое забвение. Она была брошена людьми и забыта.
А когда-то все начиналось с Эфки — подземного источника с тепловатой водой, отдающей серой. Отчаянные путешественники, странники, купцы устраивали здесь привал, поили усталых верблюдов, коней и ослов, разбивали на ночь шатры. Со временем здесь вырос своего рода перевалочный пункт — бойкий перекресток купли-продажи. Потом он превратился в город таможен, постоялых дворов и харчевен. Город менял, торговцев, разносчиков, коновалов, бродяг, воинов, жрецов самых разных религий, лекарей, беглых невольников, мастеров всех профессий. Здесь продавали рабов и рабынь из Египта и Малой Азии. Высоко ценилась шерсть, крашенная пурпуром; купцы, расхваливая свой товар, утверждали, что по сравнению с пальмирскими другие пурпурные ткани выглядят блеклыми, словно их посыпали пеплом. Из Аравии и Индии привозили пряности и ароматные вещества. Постоянно был спрос на вино, соль, одежду, сбрую, обувь.
Под сводами Триумфальной арки совершались сделки, стоял многоязычный гул, но Триумфальной ее назвали европейцы. В их представлениях арки и ворота ставятся для прославления громких военных побед и в честь великих полководцев. Но пальмирские зодчие решали другую задачу: двойные ворота арки были поставлены под углом и как бы скрадывали излом улицы, спрямляли ее.
До нашего времени сохранился второй важный перекресток города — Тетрапилон. Он сооружен из гранитных монолитов на четырех огромных пьедесталах. Здесь тоже вовсю шла торговля, каменные перекрытия лавок сохранились до настоящего времени.
В городе было много храмов, строили их весело, на совесть.
Пальмиры были многоязычным народом, скитальцы пустыни, они никак не хотели подчиняться одному богу. В своих религиозных ритуалах они чаще всего поминали Бэла — бога неба, ему посвящен один из самых интересных храмов на Ближнем Востоке (прообраз Баальбека). Храм выделялся среди всех строений города, имел центральный зал площадью в 200 квадратных метров. Вот тогда-то и разнеслась по Древнему Востоку слава о красоте и совершенстве Пальмиры.
В храм вели три входа, украшенных позолоченными панелями. Нынче их заменяют дощатые ворота, через которые туристы попадают в святилище. Разбитую плиту венчают драконьи зубцы, придавая святилищу грозный вид. Сохранился особый вход, который был сделан для обреченных на заклание верблюдов, быков и козлов, а также сток для крови — бог Бэл требовал жертв.
В Пальмире был сооружен храм в честь бога Набо — сына Мардука, повелителя вавилонского неба. Набо ведал судьбами смертных и был посыльным у богов разноплеменного пальмирского пантеона. Выходец из Месопотамии, он уживался с финикийским Баальшамином, арабской Аллат и олимпийским Зевсом.
От храма Набо остался один фундамент, от храма Аллат — только двери, зато храм Баальшамина (финикийского бога грома и плодородия) высится и поныне.
А земными делами Пальмиры ведали вожди, жрецы, богатые купцы, которые заседали в Сенате. Их решения утверждал губернатор, назначаемый из Рима. Император Адриан, посетивший Пальмиру, дал городу некоторую самостоятельность — отозвал губернатора, снизил налоги, власть передал местному вождю.
Шли годы, пролетали десятилетия, и постепенно Пальмира превратилась в один из самых процветающих городов на Ближнем Востоке. Так же как и в Риме, здесь устраивались гладиаторские бои, юноши сражались с дикими зверями. Франтихи из высших слоев общества одевались по последней римской моде, а то и опережали ее.
Детям давали римские имена, нередко в сочетании с пальмирскими.
Древние пальмирцы любили ставить памятники друг другу. Почти все колонны Большой колоннады, храмов и общественные здания имеют посередине каменные полочки, на которых стояли скульптурные изображения знатных и уважаемых людей. В свое время колонны Агары (пальмирский форум, окруженный портиками и уставленный бюстами) держали около 200 таких изображений.
Но понемногу пальмирские вожди перестали слушать Сенат, начали проводить свою политику. Правитель Пальмиры Оденат разгромил войска самого персидского царя, однако он хорошо понимал, что любая его попытка возвыситься вызовет в Риме страх и озлобление. Но независимо от его воли и Пальмира, и он сам приобретали все большее влияние на Ближнем Востоке.
Тогда Рим прибег (как это весьма часто бывает) к простому средству — физическому устранению человека. Римские власти страны Сури в 267 году (или в 266) пригласили Одената для обсуждения текущих дел в Эмессу (современный город Хомс). И там во время встречи он вместе со старшим сыном Геродианом пал от руки своего племянника Меона.
По другим историческим сведениям, в убийстве Одената принимала участие его жена Зенобия, которая была мачехой Геродиану. Она якобы хотела устранить их обоих, чтобы освободить дорогу к власти своему малолетнему сыну Вабаллату. Фактически же энергичная вдова правила самостоятельно. С ее именем связаны громкая слава Пальмиры, расширение границ государства. Она переносила тяготы военных походов не хуже любого из своих солдат.
На местном языке имя Зенобия звучало как Бат-Зобби. В переводе на русский это означает — дочь купца, торговца. Она была очень красивой женщиной, это видно даже на монетах, которые сохранили ее образ. «Матовая, смуглая кожа и черные поразительной красоты глаза, взгляд живой с божественным блеском. Она одевалась в роскошные наряды, умела носить военные доспехи и оружие».
По свидетельству древних летописцев, Зенобия была образованной женщиной, ценила ученых, благожелательно относилась к философам и мудрецам.
Римский император Галлиен надеялся, что второй сын Одената не сможет по малолетству управлять Пальмирой. Однако он не учел, что вдова, красавица Зенобия, умнейшая и образованнейшая женщина, была готова заняться государственной деятельностью. Ее учитель, знаменитый философ-сириец Кассий Лонгин из Эмессы, посоветовал ей возвести на престол Вабаллата и стать при нем регентшей. Она с большой осторожностью выжидала час изгнания римских легионов с Ближнего Востока, чтобы навеки утвердить в царстве, которое она создаст, власть своей династии.
До поры до времени Зенобия тщательно скрывала свои намерения в надежде, что ее сыну позволят унаследовать трон отца. Но Рим боялся усиления окраин и сохранил за правителем Пальмиры лишь титул вассального царька. И тогда Зенобия объявила войну могущественному Риму.
Римляне были убеждены, что войска Пальмиры откажутся идти в бой под командованием женщины. И сильно просчитались. Пальмирские начальники Заббей и Забда присягнули на верность Зенобии. Перешедшая на ее сторону армия вскоре овладела Сирией, Палестиной, Египтом, а на севере достигла проливов Босфор и Дарданеллы.
Военные победы Зенобии встревожили Рим. Римский Император Луций Домиций Аврелиан решил выступить против ее армии. После поражения при Хомсе Зенобия надеялась отсидеться в Пальмире, но выдержать длительную осаду не удалось. Оставалось только вывезти все богатства города и отступить за Евфрат — а там спасет ширина реки и меткость прославленных пальмирских лучников. Но конница Аврелиана следовала по пятам, и у самой реки Зенобию захватили в плен. Пальмира пала.
Это было семнадцать веков назад. Дальнейшая судьба Зенобии таинственна и порождает много догадок и предположений: будто своевольная царица была убита, будто ее в золотых цепях провели по Риму, будто выдали замуж за римского сенатора и она жила до самой старости.
Взяв Пальмиру, римские войска сбили статую Зенобии, но город не тронули. При императоре Диоклетиане здесь даже возобновилось строительство: резиденция Зенобии была превращена в римский военный лагерь, здесь расширили казармы, улучшили водопровод, возвели христианскую базилику.
Несколько раз пальмирцы поднимали восстание за независимость, но неудачно.
Постепенно городская знать покинула город, лишенные связей с Востоком ушли купцы, а вслед за ними без дела остались водители караванов, чиновники, искуснейшие ремесленники. И Пальмира начала чахнуть, превратилась в заурядный пограничный пост, место ссылок.
Арабы взяли ее без боя, горожане даже не могли оказать сопротивление. Да они уже и не жили в городе, а сбились за стенами святилища Бэла, налепили там множество темных и тесных глинобитных лачуг. Через 2–3 поколения никто уже и не помнил ни имен богов, ни названий храмов, ни назначения общественных зданий.
Потом на долгие годы пришли турки, которые сами не имели понятия о культуре подвластных им народов и другим не давали ее изучать. Раскопки были запрещены по всей Османской империи. Никому не было дела до прошлого, до блистательной истории умирающего теперь города. Пыль забвения скрыла Пальмиру от живой памяти человечества. Пальмиру пришлось открывать заново.
Честь открытия Пальмиры история приписывает итальянцу Пьетро делла Балле. Долго, с большими трудностями добирались до Пальмиры путешественники в XVII веке, но, когда они вернулись в Европу, им просто не поверили. Город в сирийской пустыне? Разве такое может быть? Но через 100 лет художник Вуд привез в Англию рисунки, сделанные в Пальмире. С опубликования этих гравюр и началась мода на Пальмиру, появились подробные описания древнего города, путевые очерки.
Самую интересную находку того времени сделал наш соотечественник, петербуржец С. С. Абамелек-Лазарев. Он обнаружил и опубликовал греко-арамейскую надпись с подробным изложением таможенных правил (так называемый «Пальмирскии тариф»). Сегодня этот документ хранится в Эрмитаже. В древние времена местные жители называли (впрочем, и сейчас называют) Пальмиру «Тадмор». В переводе это слово означает «быть чудесным, прекрасным».
В XX веке ею заинтересовались всерьез. Постепенно, но уверенно рос интерес России к Пальмире. Русский археологический институт в Константинополе снарядил экспедицию, исследователи сделали много фотографий, рисунков, схем, планов, топографических карт города. На основании этих материалов профессор Ф. Успенский издал потом обстоятельный труд.
Возвышающиеся в пустыне колоннады легендарной Пальмиры до сих пор манят к себе путешественников, которые с удивлением открывают для себя две соседствующие Пальмиры — два Тадмора. Одна из них — древняя, другая — новая, молодая. В одной из них уже давно не живут люди, она стала вечным музеем, в другой с 1928 года стали селиться бедуины, бедный народ. В 2003 году сирийское правительство издало закон о строительстве новой Пальмиры. Город стал благоустраиваться, были построены новые улицы, проведено электричество. Трудолюбивые жители заложили здесь пальмовые рощи, сады, огороды, вспахали поля, развели скот. По традиции пальмирцы занимаются торговлей, ткут ковры, платки, шьют национальные одежды и продают все это туристам. Новая Пальмира не конкурирует с древней, ибо сама является ее продолжением.
Первоначально Пальмира была основана как поселение в оазисе в северной части Сирийской пустыни, называемое Тадмор. Несмотря на то, что римская провинция Сирия была образована в 64 г. до н.э., население Тадмора (преимущественно арамейцы и арабы) оставалось полунезависимым более полувека. Они контролировали торговые пути между Средиземноморским побережьем Сирии и землями парфян на восток от Евфрата. Пальмира располагалась как раз на двух стратегических торговых маршрутах: из Дальнего Востока и Индии к Персидскому заливу, а также на Великом шелковом пути.
В 272 г. Пальмиру захватил император Аврелий и привез Зенобию в Рим в качестве своего трофея. В 273 г. Пальмира была разрушена до основания, и все жители были вырезаны в результате акта возмездия за мятеж местного населения, во время которого в городе было убито около 600 римских лучников.
В VI в. император Юстиниан пытался восстановить город и отстроил оборонительные сооружения.
В 634 г. город был захвачен арабами.
Сильнейшее землетрясение 1089 г. практически стерло Пальмиру с лица земли.
В 1678 г. Пальмиру обнаружили два английских купца, живших в городе Халеб в Сирии.
С 1924 г. в Пальмире активно ведутся археологические раскопки, проводимые учеными из Британии, Франции, Германии, Швейцарии, а с мая 1959 г. и Польши.
В 1980 г. организация ЮНЕСКО включила Пальмиру в список объектов, имеющих статус «Всемирного наследия».
История Пальмиры — сказочного города посреди пустыни и своеобразного «окна из Европы в Азию» — посредством поэтической метафоры оказалась связана еще с одним городом на земле — Санкт-Петербургом. В 1755 г. в петербургском журнале «Ежемесячные сочинения к пользе и увеселению служащие» был опубликован краткий пересказ книги о Пальмире, опубликованной в 1753 г. в Лондоне английскими путешественниками Г. Доукинсом и Р. Вудом. Текст этой публикации на русском языке, в особенности замечание об искусстве Пальмиры, достигшем расцвета в то время, когда «художества Греции и Рима уже возведены были на высокую совершенства ступень», ассоциировалось с «греческим проектом» великой княгини Екатерины Алексеевны, будущей императрицы Екатерины II. Так возник образ «Северной Пальмиры».
Своих внуков Екатерина II назвала Александром (в честь Александра Македонского, открывшего путь в Азию) и Константином (в память византийского императора), что отвечало планам создания великой империи на Балканах. Пальмира в сознании просвещенных людей екатерининского времени связывалась с идеей «расширения окна», созданного царем Петром, не только в Европу, но и в Азию, а себя императрица Екатерина сравнивала со своенравной царицей Зенобией, вдовой царя Одената, которая после смерти мужа вознамерилась создать огромное царство между Западом и Востоком.