что сделать с чугунными батареями
Как из старых чугунных батарей сделать печь с повышенным КПД
Тяжелые заизвесткованные чугунные радиаторы после их демонтажа навевают тоску и непонятно, что с ними делать. Но если поразмыслить, то их можно с пользой применить в домашнем хозяйстве, например, сделать каминную печь, достаточно оригинальную и эффективную с повышенным КПД.
Понадобится
Процесс изготовления
Вырезаем из чугунных радиаторов вертикальные каналы и прокаливаем их на костре, чтобы выжечь отложения и краску. Очищаем их с помощью металлической щетки и болгарки.
Укладываем вертикальные каналы радиаторов на ровную поверхность с упором в ограничитель и свариваем их в секции с разным количеством вертикальных каналов.
Разрезам несколько вертикальных каналов посередине и свариваем секцию с цельными вертикальными каналами по краям и укороченными в центре. По верху укороченных каналов привариваем полосу.
В проеме закрепляем сваркой стальной квадрат с проемом и четырьмя заваренными болтами по углам.
Из полученных секций складываем короб и фиксируем его сваркой.
Низ камина выполняем, используя листовой металл. Для этого вырезаем по форме и размерам фрагмент и привариваем его по месту.
Верхнюю часть камина формируем в виде рамы с использованием уголка и сварки. Пустоты по краям закрываем листовым металлом с помощью сварки. Середина остается открытой, в нее будем устанавливать варочную печь.
Низ камина укрепляем снаружи, выполняя ребра жесткости из уголков. По углам дна крепим сваркой упоры из квадратной трубы. Также, используя листовой металл, делаем поддон для сбора золы, приваривая на ребра жесткости.
В дне камина корончатым сверлом выполняем два отверстия и привариваем две круглые трубы, в которых заранее были просверлены отверстия. Их располагаем вертикально впритык к задней стенке, причем концы изгибаем и сплющиваем.
Сверху печи делаем отверстие и привариваем круглую трубу в виде невысокой гильзы, куда вставляем дымоход.
Используя листовой металл, выполняем зольник и располагаем его в поддоне. Над зольником располагаем два колосника. Ближе к верху топки привариваем перегородку из толстой трубы большого диаметра.
Из Г-образного профиля выполняем рамку – основу дверцы топки. По одной из ее сторон выполняем ряд отверстий. Для придания жесткости внутри рамки с четырех сторон привариваем полосы, а также язычки.
В зазор между внешними уголками и полосками укладываем асбестовый шнур.
Привариваем к дверце петли, а с другой стороны – гравитационную защелку.
Снаружи дверцы по контуру квадратного проема также привариваем полосы. Переворачиваем дверцу и по контуру проема наносим огнеупорную клеевую мастику, на которую укладываем не распакованное огнеупорное стекло, прижимаем к мастике и оставляем на одни сутки.
Снимаем стекло и удаляем излишки клеевой мастики. Вновь укладываем, но уже распакованное огнеупорное стекло на место и надежно прижимаем. Под язычки подкладываем кусочки асбестового шнура и прижимаем ими стекло.
С помощью термостойкой эмали теплоизолируем периметр печной плиты, которую после этого окончательно устанавливаем.
К рамке с квадратным отверстием и четырьмя болтами с боку печи, крепим воздушный регулирующий клапан.
Закладываем в топку дрова, разжигаем, закрываем дверцу топки, дозируем регулирующим клапаном поступление воздуха в зону горения и наслаждаемся видом пламени, а также на плите можем приготовить еду.
Смотрите видео
Батареи старого образца: что из них еще можно сделать
Природа рационально распоряжается своими ресурсами, и каждая ее составляющая проживает несколько жизней – тот же кленовый листочек сначала служит дереву органом «дыхания», перерабатывая углекислый газ с помощью солнечного света в кислород, а потом, когда отработает свой ресурс, превращается в пищу для того же дерева и бактерий. Только человек в природе, несмотря на свою разумность, действует иррационально, выбрасывая на помойку все то, что ему становится ненужным. Да, природа со временем съест и этот мусор, но с точки зрения человека, такой поступок все равно остается нерациональным поступком, и это касается буквально всего, созданного человеком. Не исключением являются и старые батареи, которые в лучшем случае сдаются на металлолом – в принципе, это правильное решение, но не единственное. В этой статье мы поговорим о том, как рациональнее поступить с устаревшими чугунными батареями отопления.
Старые батареи: вторая жизнь по прямому назначению
Чем привлекательны старые чугунные батареи, так своим, не побоюсь этого слова, огромным ресурсом работы – это практически вечные батареи, которым нет сноса. Судите сами – сегодня в домах и квартирах еще можно найти рабочие батареи, установленные при Сталине. Шутка ли? Почти век батареям. Практически такое же качество имеют и радиаторы, изготовленные до развала СССР – как минимум им еще работать полвека можно по прямому назначению.
Согласен, по современным меркам они некрасивые и неудобные в обслуживании, но кто вам помешает привести их в божеский вид и наслаждаться излучаемым им теплом до конца своих дней? Сделать это весьма несложно, и именно этот факт используют многие реставраторы, покупая за дешево старые батареи, приводя их в надлежащий вид и продавая намного дороже, зарабатывая тем самым себе на жизнь. Если говорить конкретно, то такая работа выглядит следующим образом.
1.Сначала производится промывка батарей внутри с использованием химических реагентов, которые удаляют из батарей все загрязнения, в том числе ржавчину.
2.Потом батарея разбирается на секции. Это, пожалуй, самый сложный этап работы – чтобы раскрутить старые резьбовые ниппели, соединяющие секции, нужно прибегнуть к сильному нагреву. Разогретый металл расширяется и освобождает немного ниппель – в этот момент и нужно производить разбор батарей.
3.А дальше механическая очистка – пескоструйная обработка, после которой старые батареи отопления становятся новыми. Ни краски, ни ржавчины, ни окалины – только чистый металл с характерным для него блеском.
После этого начинается творческий процесс, благодаря которому имеется возможность придать секциям уникальный и неповторимый вид. Даже простая их покраска теми же молотковыми красками сделает старые батареи очень привлекательными. Люди, которые знакомы с преимуществами старых чугунных батарей, заберут их с руками и ногами.
Батареи старого образца: что из них еще можно сделать
Реставрация с целью перепродажи или просто сдача чугунных батарей старого образца на металлолом – это не единственный вариант рационального использования данного элемента системы отопления. Из него можно сделать полезные вещи не только для продажи, но и для своих нужд.
1.Первое, что приходит в голову, это электрические обогреватели – мобильные или стационарные. Изготовить их из старой батареи, можно сказать, элементарно просто – для этого кроме самой чугунной батареи, понадобится всего пара-тройка вещей. ТЭН с терморегулятором (такой, как используется в водонагревательных баках), кусок кабеля сечением 2,5 квадрата и вилка в розетку. Сборка простая – ТЭН вкручивается вместо одной из футорных гаек в нижней части батареи (резьба подходит безукоризненно) – подключаете кабель и вставляете вилку в розетку, предварительно наполнив батарею водичкой. Как вариант, залить в нее можно и масло, и антифриз. Кроме того, не лишним будет позаботиться и о сбросе воздуха – в одну из верхних футорных гаек нужно поставить кран Маевского.
2.Если разобраться подробнее с описанным выше обогревателем, то можно прийти к выводу, что при небольших переделках его можно использовать и в качестве электрического котла для полноценной системы отопления небольшого размера. Оставшиеся свободными два подключения (одно сверху батареи, а другое снизу) можно использовать в качестве подачи и обратки. Для дачи вариант неплохой, но нужно помнить, что любой котел нуждается в группе безопасности, циркуляционном насосе и расширительном бачке – все это придется устанавливать самостоятельно.
Кроме того, некоторые умельцы используют старые чугунные батареи в качестве теплообменников длятвердотопливных печей. На мой взгляд, идея не очень привлекательная – чугунные секции придется сваривать друг с другом, чтобы избавиться от прокладок между ними. Да и громоздкий теплообменник получится, что вызовет некоторые проблемы в процессе его установки. Со старыми батареями и так проблем хватает, чего только стоит их разборка, с которой придется изрядно повозиться.
Как снять, разобрать и почистить старую батарею
Реанимация старой чугунной батареи – это, пожалуй, самый сложный этап работ. Трудность его заключается в том, что за долгие годы эксплуатации изделия все ее соединения настолько прикипают и приржавливаются, что разобрать их ключами невозможно. Не хватает ни сил человека, ни прочности инструментов. Здесь действовать нужно тонко и продуманно.
1.Как снять старую батарею? Смысла возиться со сгонами нет никакого – это излишний труд, избежать которого можно с помощью дисковой пилы. Говоря просто, батарея отрезается вместе с кусками труб, которые так или иначе придется резать в процессе замены старой батареи новой. Здесь все просто, но вот дальше придется туго.
3. Как очистить старую батарею? Начать нужно с того, что хорошенько очистить резьбы щеткой по металлу. Нужно добиться того, чтобы старые футорки легко вкручивались руками до конца. После этого на одну сторону батареи устанавливаем заглушки – или на паклю, или на прокладки. Затягиваем не сильно, так как все это дело нужно потом снимать. Теперь самое интересное – батарею нужно наполнить очищающим раствором. Если есть где взять, то отлично подойдет каустическая сода. Если нет, то можно воспользоваться не сильной кислотой – подойдет уксус 9%, разбавленный водой в 50% соотношении. Как вариант, электролит из аккумулятора или какая-либо другая кислота, опять-таки, в сильно разбавленной консистенции (раствор с концентрацией кислоты порядка 5%). Выдержав сутки, решаете все проблемы с грязью – спустя это время содержимое батареи нужно слить, после чего хорошенько промыть ее обычной водой с крана.
В заключение темы, куда девать старые батареи, еще расскажу о том, что выбросить изделие на свалку или сдать в металлолом вы успеете всегда, к тому же это проще всего. Другое дело – дать батарее второй шанс и сэкономить львиную часть семейного бюджета – здесь уже нужно постараться. Но рассчитывать на то, что это будет легко, не стоит – на самом деле это весьма трудоемкий процесс, возиться с которым станет далеко не каждый человек.
Чугунные батареи: ремонт своими руками, причины поломок
Конструкция и принцип работы чугунных радиаторов
Радиаторы имеют секционную конструкцию. По внешнему виду секции напоминают металлические колонны, внутри которых предусмотрены каналы для теплоносителя. Эти элементы соединяют между собой с помощью ниппельной системы. Стыки уплотняют паронитовыми или резиновыми прокладками. Высота приборов составляет 350-1500 мм, глубина достигает 65-500 мм. Мощность радиаторов зависит от количества секций и площади теплоотдачи. В помещениях батареи из чугуна размещают под подоконниками. Обычно крепления настенные – кронштейны, но существуют напольные модели на ножках.
В зависимости от модели чугунные радиаторы имеют мощность 100-300 Вт. Примерно 25-35% тепла передается с помощью излучения (радиации), часть – конвективным способом. Благодаря излучению прогрев более качественный: радиатор греет предметы, а не только воздух. Теплые слои воздуха поднимаются вверх, а излучение обеспечивает обогрев нижней части помещения. Так создается максимально комфортный температурный режим.
Преимущества и недостатки чугунных батарей
Прежде всего, стоит четко определить все плюсы и минусы чугунных радиаторов, ведь у них, как и у любых других типов батарей, есть свои особенности, которые стоит учесть перед их удалением (или, наоборот, покупкой).
Плюсы
Минусы
Устройство батареи
Каждая секция соединяется с последующей с помощью двух ниппелей с наружной резьбой 5/4 дюйма. Ниппель до середины имеет правую резьбу, далее — левую резьбу. Между двумя секциями на каждый ниппель одевается резиновая или паронитовая прокладка. Учитывайте, что после демонтажа использовать её больше нельзя, нужно перед сборкой заранее купить новые. Некоторые говорят, что их можно вырезать самостоятельно из куска резины, но, учитывая их стоимость, лучше использовать готовые заводские.
Внутренняя часть ниппеля сделана следующим образом:
Насечки сделаны для того, чтобы ниппель можно было вкрутить или выкрутить с помощью специального ключа.
Схема отвинчивающихся элементов радиатора: а) — проходная пробка под ключ 36 мм; б) — глухая пробка под ключ 55 мм; в) — ниппель
Собранный радиатор имеет в качестве заглушек 4 пробки. Две из них — глухие, с левой резьбой. При демонтаже важно понимать, что эти пробки закручиваются в левую сторону, то есть, против часовой стрелки, а откручиваются — в правую, то есть, по часовой стрелке. Внешняя часть глухой пробки имеет вид шестигранника размером 55 мм.
Две другие заглушки — сквозные. Через них подается вода в радиатор. Диаметр входных отверстий может быть разным. Резьба, соответственно, нарезается 3/4 дюйма или 1/2 дюйма, в зависимости от подходящей к батарее трубы.
У сквозных заглушек правая резьба. То есть, закручиваются они в правую сторону, или по часовой стрелке. А откручиваются — в левую, или против часовой стрелки. Внешняя часть сквозной пробки имеет вид шестигранника под ключ 36 мм.
Инструменты, которые понадобятся при разборке чугунной батареи:
Что и почему может сломаться в радиаторе
Чугун хорошо переносит щелочную среду теплоносителя, слабо поддается коррозии и отличается высокой механической прочностью. Отопительные приборы имеют простую конструкцию и очень долговечны, поэтому поломки из-за банального износа металла – редкое явление. Яркий пример потенциально возможного срока службы – работающие дореволюционные батареи, сохранившиеся в домах некоторых петербуржцев. Но есть у чугунных батарей и слабые места, именно в них кроется «корень зла».
Самые распространенные причины неполадок в работе батарей
Батареи из чугуна велики и тяжелы, что становится проблемой при монтаже. Малейшие недочеты в установке могут приводят к неисправностям при эксплуатации. Если не позаботиться о достаточном количестве мощных кронштейнов, батареи может со временем перекосить, что тоже приведет к негативным последствиям.
У чугуна хорошие технико-эксплуатационные характеристики, но нагрузка, которую способны создать отечественные теплосети, может оказаться слишком большой. Из-за гидроударов возможны протечки в местах соединения секций.
Вместе с горячей водой по трубам циркулируют посторонние примеси, мелкие частицы грязи, ржавчины, что приводит к засорам во внутренних каналах. Батареи нужно своевременно промывать, иначе неисправности в их работе неизбежны.
Стыки всегда «фактор риска». Ниппели и прокладки служат гораздо меньше, чем чугун. Их нужно периодически заменять. После этого можно надолго забыть о проблемах с отоплением.
Признаки поломки чугунного радиатора отопления
Если во время отопительного сезона температура в помещении ниже привычной, уточните, как обстоят дела у соседей. Если у них нет жалоб, пора заняться отоплением. Возможно, обычная промывка каналов решит проблему.
Обычно он образуется в местах стыков. Причина – низкое качество теплоносителя. Когда прокладки изнашиваются, они пропускают жидкость. После высыхания остается налет, похожий на накипь.
Самый очевидный признак неисправной работы – появление протечек. Ремонт предполагает герметизацию и наложение металлического хомута. Если течей в радиаторе несколько, лучше заменить прибор.
Первые признаки неполадок
Есть ряд факторов, которые указывают на то, что с отопительным контуром или батареями что-то не то. К ним относятся:
Приступаем к разборке
Для этого лучше выбрать период, когда отопление отключено. Прежде чем разбирать радиатор, рекомендуем демонтировать его со стены. Так с ним будет намного проще и удобнее работать. Кроме того, если ранее вы никогда не снимали батарею, то, скорее всего, на входе не стоит никаких кранов. Так радиаторы устанавливались во время постройки дома.
Рекомендуется установить запорные краны на трубах, в местах соединения с батареей, на случай, если вы при последующей сборке радиатора допустите ошибку и появится течь. Для дальнейшего демонтажа вам потребуется перекрыть доступ воды к радиатору, либо снова ждать окончания отопительного сезона.
Батарея в разобранном виде
При разборке радиатора не рекомендуется прикладывать слишком большое усилие к заглушкам. Для того чтобы их открутить, возьмите газовую горелку и начинайте прогревать одну из пробок равномерно со всех сторон. Потребуется около 5 минут. За это время вы избавитесь от старой краски на гранях пробки, а также заставите пробку расширяться в месте соединения с секцией батареи.
Возьмите ключ на 55 мм и попробуйте провернуть пробку по часовой стрелке. Если пробка не поворачивается, не нужно прилагать лишних усилий — включите горелку и начните снова прогревать пробку. Нежелательно использовать трубный ключ. Он хоть и имеет широкий диапазон размеров, но может испортить грани пробки.
Помните, что глухая пробка имеет левую резьбу. Её нужно откручивать по часовой стрелке.
Чем больше возраст вашей батареи, тем дольше придётся нагревать пробку. За период эксплуатации в местах соединения может скопиться множество грязи, мусора, ржавчины. Часто бывает, что нижняя часть батареи полностью забита, и совсем не греет. Будьте готовы к тому, что пробку придётся нагревать докрасна. Но зато после этого она легко открутится. Проделайте ту же процедуру со второй глухой пробкой.
Для снятия проходных пробок возьмите ключ на 36 мм. Точно также с помощью горелки в течение 5 минут прогрейте место соединения пробки с секцией батареи. На этот раз откручивайте пробки против часовой стрелки — на них правая резьба.
Нагрев пробки батареи
Для чего может понадобиться разборка радиатора
Чугунные батареи производятся согласно ГОСТу 8690. Они делятся на 3 типа, в зависимости от расстояния между ниппельными отверстиями:
Учитывайте это, если заказываете отдельные секции батареи дистанционно.
Удалить ржавчину с радиатора
Удалить ржавчину с металлической поверхности радиатора можно несколькими способами.
(Конечно способ весьма долгий и трудный, зато самый эффективный). Ещё можно использовать пескоструйный метод.
Но, иногда бывают такие случаи, когда механический способ нельзя применять, когда используем механические составы:
Домашние способы (используя то, что есть у вас под рукой):
Краска для радиаторов
Выбор краски – очень важный аспект, ведь именно от выбора будет зависеть конечный результат.
Прежде всего, краска должна:
В продаже есть такие виды красок:
Акриловые эмали. Изготовляются их органических растворителей, поэтому при высыхании краски выделяют характерный запах растворителя. При высыхании поверхность получается глянцевая с блеском.
Алкидные краски. Покрытие весьма устойчиво к высоким температурам. На рынке и в специализированных магазинах есть достаточно большой выбор этой краски разных цветов. Но при высыхании и при высокой температуре данная краска выделяет неприятный запах.
Водно-дисперсионные краски. Считается лучшим выбором, так как краска этого типа не имеет стандартного неприятного запаха и к тому же сохнет гораздо быстрее.
Но обращайте внимание на упаковку, на упаковке обязательно должна быть маркировка «для покраски отопительных батарей и труб».
На сегодняшний день самой лучшей краской для батарей отопления можно смело считать акриловую, она имеет массу достоинств, при достаточно небольшой цене.
Красить радиатор своими руками
Подготовка радиатора к покраске
В магазинах есть краски, которые уже содержат в себе грунтовку, они обычно наносятся на поверхность без предварительных работ (но очистить и обезжирить нужно).
При тщательной грунтовке и качественной покраске, вы можете надолго забыть о пятнах ржавчины на батареях и снова любоваться вашими светлыми батареями.
Видео как покрасить батарею
Ввиду особенностей эксплуатации отопительным трубам и радиаторам постоянно приходится контактировать с водой. А, как известно, металл при взаимодействии с жидкостью склонен к окислению и, как следствие, образованию ржавчины.
Повреждённые коррозией участки могут постепенно стать причиной течи. Но в первую очередь, это явление чревато снижением теплоотдачи всей системы отопления в целом.
В совокупности с известковыми отложениями ржавчина засоряет проходимость труб и создаёт на их внутренней поверхности налёт, который препятствует нормальному прогреву помещения. При этом расход топлива не снижается, а наоборот только увеличивается. То есть вы тратите на отопление больше средств и при этом не получаете должного результата.
Исходя из всего вышеизложенного следует, что крайне необходимо своевременно позаботиться о том, чем промыть систему отопления от ржавчины.
Сегодня на отечественном рынке представлено множество специальных средств для промывки отопительных систем, однако, не все они отличаются высоким качеством.
Выбрав некачественный реагент, вы рискуете не только не получить должный результат, но и даже навредить своим трубам, так как некоторые компоненты могут нанести значительный вред их поверхности.
Покупая состав, необходимо удостовериться в хорошей репутации производителя и обязательно проверить все необходимые сертификаты качества. В случае их наличия можете не сомневаться, очиститель непременно покажет хорошую эффективность и позволит избавится от ржавчины и шлама за одну обработку.
В состав подобных средств, как правило, входят кислота и специальные ингибиторы, которые препятствуют травлению металла и, как следствие, образованию на нём коррозии. Они не только промоют трубы, но и надёжно защитят их от ржавчины на долгое время.
Большим преимуществом данного метода очистки является то, что систему не нужно демонтировать.
Вам необходимо всего лишь:
Проводя подобную очистку с определённой периодичностью, вы:
Единственное, о чём нужно позаботиться прежде, чем промыть систему отопления от ржавчины, это о защитных средствах. Приобретите специальные защитные перчатки, очки и прорезиненный фартук. Помещение, в котором проводят промывку, необходимо хорошо проветривать. Соблюдая эти простые правила, вы полностью обезопасите себя от негативного воздействия химии.
Как промыть чугунные батареи: способы и средства для прочистки в домашних условиях
Чугунные батареи, как правило, служат десятки лет, и было бы наивно полагать, что за это время их внутреннее состояние нисколько не меняется. Учитывая плохое качество теплоносителя в централизованной системе обогрева, чистка чугунных батарей должна стать пусть и неприятным, но обязательным «ритуалом», который можно проводить самостоятельно или доверить работникам городской теплосети.
Когда нужно промывать?
Некоторые признаки указывают на необходимость осуществления промывки батарей. Поэтому не стоит их игнорировать, а как можно скорее начните чистку своих радиаторов.
Узнать цену и купить отопительное оборудование и сопутствующие товары вы можете у нас. Пишите, звоните и приходите в один из магазинов в вашем городе. Доставка по всей территории РФ и стран СНГ.
Итак, промывку нужно осуществлять если:
Признаки загрязнения чугунной батареи
Так как после окончания отопительного сезона вода из системы сливается, и все лето она стоит сухой, это вызывает образование коррозии даже у самого устойчивого к ней металла. Долгие годы небольшие образования ржавчины не причиняют вреда теплосети и ее элементам, но со временем слои ржавчины становятся толще, изменяя качество и эффективность работы радиаторов.
Заметить, что требуется промывка чугунных батарей можно по нескольким признакам:
Это основные признаки, указывающие на то, что батареи нуждаются в чистке. Чтобы не доводить дело до таких крайностей, лучше проводить профилактическую промывку обогревателей, хотя иногда можно доверить этот процесс работникам теплосети перед началом нового отопительного сезона.
Почему забивается чугунная батарея
В чем заключается главная причина загрязнения чугунных радиаторов?
Качество воды не улучшается из года в год, со временем все приводит к тому, что множество механических частичек оседает в системах отопления.
Химическая промывка труб отопления.
К примеру, маленький кусочек проволочки или тому подобные металлические элементы, циркулируют вместе с водой по отопительным стоякам. Воду обычно сливают в неотопительный сезон, это приводит к тому, что очаги коррозии (ржавчины) образуются в трубах.
Перед тем, как окончательно включить отопление, подают под напором горячую воду, она отрывает частички коррозии, которые также остаются в трубах. Да и сама вода, которую пускают в трубы, зачастую не самая чистая. Такое накопление мусора в чугунных системах приводит к тому, что отходы от ржавчины, циркулирующие по системе, забивают проход воды, что приводит к охлаждению батарей.
Со временем в батареях скапливается все больше и больше мусора, что отражается на их обогревательных качествах. Сам стояк может быть горячим, а трубы теплыми. Если вы такое заметили, не остается ничего другого, кроме прочистки радиатора.
Подготовка к работе
Если нет желания бегать по инстанциям и платить немалые деньги за услуги, нужно знать, как почистить чугунные батареи самостоятельно. В принципе, ничего сложного в этом процессе нет, если уделить ему немного времени и сил.
Как и в любом другом деле, потребуется провести подготовительные работы. Они заключаются в следующем:
Отсоединяя радиатор от трубы теплосети, следует заранее подставить емкость, так как в ней может оставаться вода, как и в самом обогревателе.
Дальнейшая задача заключается в том, как промыть чугунную батарею внутри в условиях проточной воды в ванне. Для этого есть как специальные средства, так и «народные».
Самостоятельная чистка радиатора
Чем промыть чугунные батареи от ржавчины, не менее важный вопрос, чем «как это сделать». Условно этот процесс можно разделить на два метода: химическое воздействие на загрязнения и механическое.
В качестве средств по очистке от накипи, мусора и ржавчины чаще всего используют бытовую химию:
Работа делиться на три этапа:
Во время этой процедуры, по радиатору можно время от времени слегка постукивать деревянным молоточком, чтобы ускорить процесс отслоения грязи и ржавчины со стенок чугунной батареи.
Мало знать, как чистить чугунные батареи. Если третий этап провести некачественно и на скорую руку, то может оказаться так, что часть химического раствора останется внутри, что вызовет образование нового слоя ржавчины. Промывка должна идти до полной очистки воды, проходящей сквозь обогреватель.
Централизованная промывка батарей
Промывка чугунных батарей своими руками дело хорошее, ничего не стоит, но требует немалых усилий, учитывая, сколько они весят, и времени. Если привлечь к этой процедуре работников теплосети и получить «добро» от соседей, то можно получить результат намного эффективней, чем самостоятельно возиться с радиаторами в ванне.
Для этого нужно подать заявку в управляющую компанию и заплатить за стоимость услуги. Подобную процедуру проводят исключительно в многоэтажках, и для нее не требуется демонтаж элементов теплосети.
Работники осуществляют чистку специальным гидропневматическим компрессором. Суть ее в следующем:
Это самый эффективный способ, как прочистить чугунные батареи, не снимая их со стены, но для которого нужно время и деньги.
Хотя этот метод кажется самым простым для занятых людей, готовых заплатить за подобную услугу, организационные вопросы и ожидание разрешения может занять некоторое время.
Способы прочистки
Промыть отопительные батареи можно такими методами:
Какой метод применять в конкретной ситуации зависит от степени засоренности. А чтобы промывки приходилось проводить реже, в качестве теплоносителя рекомендуется применять смягченную воду, прошедшую фильтрацию.
Благодаря этому радиаторы даже спустя годы эксплуатации будут оставаться чистыми.
Гидравлическая промывка
Преимущество заключается в возможности прочистки в любое время, включая отопительный сезон. Для прочистки через систему нужно прогнать проточную воду.
Процедуру желательно 2-3 раза повторить, поскольку грязь может прибиться к внутренним стенкам потоком воды. Во многих домах система не соединена с водопроводом.
В данном случае, чтобы подать воду в батареи, необходимо воспользоваться насосом или помпой. Это достаточно эффективный и безвредный для системы метод очистки.
Прибегая к нему регулярно, вы исключите необходимость более сложной чистки. Но, если загрязнений уже чрезмерно много, придется прибегнуть к более эффективным способам.
Как сделать промывку радиаторам их чугуна?
В этом разделе вы узнаете, как промыть чугунные батареи. Данные изделия в прошлые времена пользовались большим спросом, и сейчас, по истечении многих лет, большинство из них стоят на своих местах, и находятся в эксплуатации. Отсюда можно сделать вывод, что чугунные батареи действительно долговечные. Недостатком является образование внутри ржавчины и накипи.
Перед тем как промыть батареи:
Сам радиатор можно промывать в чугунной ванной или на улице. Для этого готовят раствор средства, которое будет удалять со стенок накипь и ржавчину. Можно использовать такие вещества:
Если вы всё-таки решили делать промывку в ванной, то обязательно следует защитить слив пробкой с сеточкой. Перед началом работы снимают с батареи все заглушки, и со всех сторон понемногу заливают с чайника кипяток. Радиатор по возможности встряхивают и воду выливают. В отработанной воде уже будут присутствовать частицы накипи и ржавчины. Далее заливаем активный раствор и ждём 1-3 часа. Через это время радиатор опять трясут и постукивают деревянным молотком. Всё содержимое батареи опять сливают, и опять заливают воду. Процедуру с водой повторяют столько раз, сколько посчитают необходимым. Если использовалась кислота, то нужно постараться смыть её остатки, чтобы опять не спровоцировать появление ржавчины.
Гидропневматическая прочистка
Методика схожа с предыдущей, но предполагает применение еще и воздуха под давлением. Для формирования воздушного потока подойдет автомобильный или другой достаточно мощный компрессор.
Воздух нужно подавать в отопительные приборы не постоянно, а перерывами. Это создаст пульсирующий эффект, разбивающий даже обильные отложения.
Минус заключается в гидроударах, которым подвергаются приборы отопления. Они могут привести к повреждению слабых участков системы. Но, отсюда вытекает и преимущество – вы заблаговременно выявите потенциально аварийные участки и сможете их отремонтировать.
Прочистка при помощи специальной аппаратуры
Для того, чтобы прочистить чугунные батареи, не снимая их с места, предназначены специальные аппараты:
Пневмопистолет «Тайфун»
Это оборудование отличается небольшим размером и удобством в использовании. Применяется для точечного воздействия на загрязнения в водопроводных трубах диаметром не более 150 мм. Процесс удаления заключается в следующем: гидравлический таран удаляет затвердевшие отложения со стенок труб ударной волной, скорость которой 1,5 км/ч. Благодаря такому оборудованию вы сможете напрочь избавиться от загрязнений, которые не удалось удалить при гидравлической промывке.
Установка ЗЕВС-24
Этот прибор отличается компактностью и высокими показателями мощности, благодаря которым можно избавиться от затвердевших отложений. Принцип его функционирования основан на электрогидроимпульсном воздействии на твердые загрязнения в трубах диаметром от 7 до 150 мм. Прибор образует электрический заряд, который в свою очередь создает ударную волну и мощные гидродинамические потоки, которые удаляют накипь, грязь и отложения.
Химическая чистка
Данный способ предполагает применение разных химических веществ – от бытовых до специализированных. Рекомендуется приобрести специальную жидкость, на рынке их достаточно много.
В случае отсутствия такой возможности можно прибегнуть к народным средствам:
Специалисты рекомендуют применять лимонную кислоту. Она эффективно справляется как с накипью, так и ржавчиной. Также хорошо работает уксус.
Обычно батареи приходится демонтировать. При наличии байпаса в обвязке демонтаж можно произвести даже в течение отопительного сезона.
Средства и биопрепараты для удаления налёта
Иногда очистку производят механическим способом, путём простукивания внешней поверхности и промыванием струёй воды под напором, без использования дополнительных чистящих средств. Этот метод не всегда эффективен и может привести к повреждениям.
Для облегчения процесса лучше использовать промывочную химию:
Хороший эффект даёт совместное использование специальных препаратов и механического метода простукивания.
Для чего нужно чистить трубы от коррозийного налета
Ржавчина влияет не только на то, что в местах образовавшегося налета, труба может попросту дать течь, но и на качество транспортируемой жидкости. Вода в ржавых трубах имеет неприятный запах и становится пригодной только для технического использования.
При коррозии в трубах отопления снижается эффективность обогрева, что неизбежно увеличивает эксплуатационные расходы.
Как найти течь в системе отопления
Хорошо, когда место протечки видно невооруженным глазом. Остается только принять меры, о коих мы расскажем в следующем разделе.
А начнем с поиска скрытых неплотностей в радиаторах и трубах отопления. Ведь нередки случаи, когда потерю теплоносителя в закрытой системе отопления можно обнаружить только по снижению давления, регистрируемого манометром. Причем визуально определить место дефекта не представляется возможным.
Сложнее всего находить и устранять течи, когда трубы проложены скрыто либо замоноличены в стяжку пола.
Мелкие «неуловимые» визуально дефекты, через которые медленно уходит теплоноситель, можно отыскать способом поочередного открывания кранов. Процедуру надо выполнять после окончания отопительного сезона, позже станет понятно почему. Последовательность действий такая:
Суть способа в том, чтобы засечь падение давления на участке, где протекает труба или батарея. Здесь удобнее работать с помощником: сами смотрите за манометром, а он по команде открывает следующий кран. Понятно, что протечка обнаружится на том участке отопительной системы, где упадет давление после открывания запорной арматуры. А зная участок, можно без особого труда отыскать дефект.
Совет. Обнаружить незаметные глазу трещины, сквозь которые вода еле сочится, поможет обычная туалетная бумага. Прикладывая ее к трубам и стыкам, вы легко обнаружите очаги образования влаги.
Задача сильно усложняется, когда теплоноситель уходит из трубопроводов теплых полов. В этом случае найти течь в трубе непросто, а заделать ее еще тяжелее. Для начала необходимо понять, как проложены трубы греющих контуров в полу. Для этого придется демонтировать напольное покрытие, чтобы была видна стяжка. Затем запустить котел и теплые полы, намочив поверхность водой. После прогрева быстрее всего просохнут места над контуром, что и обозначит всю трассу.
Возможно, таким способом вам удастся обнаружить излом трубы, где с большой долей вероятности обнаружится течь. Или же удастся определить другие критические места, что позволит произвести частичное вскрытие стяжки. Иногда протечка видна после снятия напольного покрытия в виде мокрого пятна. Случается, что она обнаруживается после смачивания поверхности – место дефекта долго не хочет просыхать.
Совет. Если течь удалось локализовать, очень аккуратно демонтируйте часть стяжки. Иначе можете повредить трубу, устроив еще одну протечку рядом со старой. Когда дефект отыскать не получилось, осторожно вскрывайте всю стяжку, начиная с самых проблемных мест. Вдруг удастся отделаться малой кровью.
Как устранить течь в батарее
Хочется сразу отметить, что предлагаемые способы устранения протечки годятся в том случае, когда она невелика и вода именно подтекает, а не бьет струей. Встречается 2 вида дефектов радиаторов отопления:
Очень удобно, когда батарея установлена по всем правилам и снабжена отсекающими кранами. Их надо перекрыть, открутить американки и аккуратно снять отопительный прибор. Теплоноситель надо сразу же слить в заранее подготовленное ведро. После этого течь между секциями устраняется путем разборки радиатора и замены прокладок. Причем рекомендуется поменять все прокладки, а не только в том месте, где есть протекание воды.
Таким же образом без всяких проблем меняется треснувшая секция алюминиевой или чугунной батареи, а оставшиеся проверяются на наличие течи. Но что делать, если кранов нет, а отключить весь стояк в многоквартирном доме не представляется возможным? Сначала надо принять меры по локализации аварии, при небольшом дефекте достаточно просто подставить емкость.
Когда батарея течет сильно, рекомендуется набросить на это место старое одеяло или ткань, хорошо впитывающую воду. После чего немедленно вызывать аварийную службу. Пока приедут специалисты, надо попытаться перекрыть стояк в подвале дома.
Можно устранить течь радиатора, если наложить на это место «повязку». Мелкая трещина заделывается методом искусственного ржавления с использованием обычной кухонной соли. Дефект зачищается до металла, после чего на него накладывается повязка из плотной ткани с солью. Для ее фиксации применяется бинт, пропитанный цементом или скотч. Метод действует только на стальные или чугунные радиаторы отопления, течь в алюминиевых батареях таким способом устранить нельзя.
Биметаллические и алюминиевые радиаторы можно попытаться заделать тканью, пропитанной эпоксидным клеем. Она же используется в ситуации, когда течет кран на батарее. Другой способ – использовать состав под названием «холодная» сварка, но его тоже нужно крепко примотать к месту протечки и зафиксировать. На практике все эти варианты хорошо помогают, когда прибор не находится под давлением. В противном случае заделать трещину, из которой постоянно течет горячий теплоноситель, весьма затруднительно.
Совет. Иногда выручает простой саморез подходящего диаметра, который вкручивается прямо в дырку.
Профилактика образования накипи в радиаторах
Предотвратить появление налета легче, чем промывать батареи отопления. Чтобы понять необходимость проведения профилактики, следует проверить используемую для теплоносителя воду на жёсткость. Если этот показатель близок в верхней границе нормы или значительно превышает её, то целесообразно провести ряд мероприятий, направленных на смягчение воды.
Сделать это можно несколькими способами:
Использовать антифризы, этиленгликоль, тосол и водку не рекомендуется. Эффективность этих препаратов не доказана, а вред можно получить немалый. Многие «незамерзайки» токсичны, их использование лишает права гарантийного ремонта отопительного оборудования в случае поломки.
Самостоятельно промыть систему отопления и произвести профилактические работы по предотвращению образования накипи и ржавчины несложно. Достаточно запастись терпением и соблюдать простые рекомендации по проведению очистительных мероприятий.
Как верно очистить радиаторы отопления
В домах система отопления с течением времени начинает терять свою эффективность, что приводит к нехороший теплопотере и плохом прогреве помещения. Причина такового явления кроется в загрязнении батареи.
Вода высокой температуры, циркулирующая в системе отопления, оказывает хим воздействие на внутреннюю поверхность радиаторов. Это приводит к образованию накипи. В процессе долговременной эксплуатации трубопроводов, на их стенах появляется ржавчина.
Таким макаром, в системе отопления циркулирует вода с частичками накипи, ржавчины и других механических частичек, которые засоряют батареи и препятствуют высококачественному подогреву помещения.