что сделать чтобы кондиционер дул холоднее в машине
Как правильно пользоваться кондиционером
Небывалая жара, установившаяся этим летом в России, нанесла ощутимый ущерб владельцам старых транспортных средств, двигатели которых имеют водяное охлаждение. То и дело можно увидеть, как на окраине дороги стоит подержанная «тройка» или «пятерка» ВАЗ с открытым капотом, из-под которого валит белый пар. Не меньше проблем усиливающееся с каждым годом пекло доставляет тем, чьи машины не оборудованы климатическими системами – кондиционерами и климат-контролями. Им точно не позавидуешь: езда с открытыми окнами от жары особо не спасает, зато приносит другие неприятности: шум, вонь выхлопных газов, и, что самое печальное, повышенный расход топлива. Конечно, езда с включенным кондиционером или климат-контролем тоже влияет на топливный «аппетит» автомобиля, который во многом сопоставим с повышенным расходом двигателя машины, у которой во время движения открыты все окна. Но у кондиционированного автомобиля есть свои неоспоримые преимущества – тот же климатический комфорт в салоне. Правда, создать этот самый комфорт нужно с умом, ведь неправильное пользование климатической системой может привести к ее поломке, так и к проблемам со здоровьем у пассажиров авто. Сегодня мы дадим несколько советов, как правильно пользоваться кондиционером в автомобиле.
Каждый уважающий себя автолюбитель, заботящийся об исправном состоянии и своего «железного коня», накануне сезонов проводит диагностику всех систем – в том числе и климатической. Осенью мы проверяем работу отопителя, весной – кондиционера. Не зря в апреле-мае интернет пестрит объявлениями о скидках на диагностику кондиционеров – ее рекомендуется проводить два раза в год, весной и осенью. Что включает в себя диагностика кондиционера? Перво-наперво, проверку уровня фреона – вещества, ответственного за охлаждение воздуха, поступающего в салон из кондиционера. Если этот уровень меньше нормы, то это чревато как плохим охлаждением воздуха, так и выходом из строя частей охлаждающей установки – компрессора, конденсора (радиатор кондиционера) и напорной магистрали. Причина таких неприятностей – разгерметизация системы кондиционирования, которая может наступить в результате образования микротрещин на корпусе конденсора или трубок, по которым течет смешанный со специальным маслом, выполняющим смазывающую функцию для трущихся деталей системы, фреон.
Специалист проверяет всю систему, и при обнаружении очагов разгерметизации принимает решение о замене вышедших из строя деталей. Это – серьезные последствия, диагнозом которых становится падение уровня фреона. Но есть и другие причины. Фреон – газ, и как все подобные вещества, он испаряется естественным путем. Так что падение уровня фреона может быть продиктовано сроком службы автомобильного кондиционера без его дозаправки. Помимо проверки уровня фреона, нужно следить и за тем, чтобы на испарителе не образовывались грибки. Эту проблему выдает неприятный запах при включении кондиционера – пахнет мокрой собакой. В сервисных центрах эту проблему устраняют при помощи дезинфекции испарителя и смены фильтров кондиционера. Провести такие операции можно и самостоятельно. В любом случае, советуем вам не игнорировать рекомендации автопроизводителей по обслуживанию автомобильных кондиционеров и регулярно диагностировать их состояние.
1. Проветриваем автомобиль. Не следует включать кондиционер сразу же, как только заведете двигатель, особенно если машина стояла на солнце, а в салоне образовался «Ташкент». Первым делом открываем в авто все окна и минут 10 проветриваем салон. После этого окна закрываем, и включаем вентилятор кондиционера сначала на «единичку», установив указатель температуры в среднее положение, а по истечении нескольких минут – на «двойку», повернув тумблер датчика температуры на максимум. Охлаждать салон лучше не на стоянке, а в движении – поступающий внутрь салона воздух извне на скорости облегчит задачу кондиционера по созданию комфортной температуры. Также важно при охлаждении салона, особенно если температура за бортом выше +25 градусов, не направлять холодный воздух на стекла – из-за резкого перепада температур, в стекле могут образоваться микротрещины, которые со временем перерастут в большие трещины. 2. Устанавливаем корректный режим охлаждения. Не рекомендуется долгое время ездить в авто, кондиционер которого работает на максимуме – так недолго и ангину подхватить. Поэтому после достаточного охлаждения воздуха в салоне лучше установить скорость вентилятора на «двойку» или «единичку», а также повысить температуру. 3. Устанавливаем оптимальную температуру в салоне. Медики говорят, что самая комфортная температура в салоне автомобиля – 20-22 градуса. Поэтому, чтобы избежать простудных заболеваний, после достаточного охлаждения интерьера, лучше установить указанную выше температуру (если кондиционер не цифровой, а механический – то выставить указатель температуры на средние деления), а обдув направить на ноги. 4. Правильно регулируем приток воздуха в салон. Если охладить воздух в салоне автомобиля нужно быстро, то включаем режим внутренней циркуляции воздуха.
Таким образом, в интерьере образуется замкнутое пространство, ограничен доступ горячего воздуха извне, и салон быстрее охлаждается. Такой способ часто применяют, когда авто стоит на стоянке или если температура воздуха вне автомобиля выше 25 градусов. 5. Следим за направлением холодного воздуха. Автомобильные производители не зря оснастили воздуховоды «шторками»-дефлекторами, при помощи которых можно регулировать направление потока воздуха и его интенсивность. При кондиционировании важно настроить все дефлекторы так, чтобы охлажденный воздух равномерно распределялся по салону. Приведенные рекомендации в большей части подойдут для владельцев автомобилей, оснащенных механическими кондиционерами. Автоматические климатические системы обучены регулировать все параметры автономно, без участия водителя.
С ветерком: что нужно знать о кондиционере в авто
Превентивные меры
Выявляем утечку фреона
Но как сделать так, чтобы автокондиционер служил как можно дольше? Специалисты уверяют: достаточно соблюдать несколько простых правил. Например, два раза в год проводить профилактику системы и вовремя заливать в нее фреон. Утечка хладагента происходит в любом автомобиле, ее важно отслеживать. У машин с пробегом она может достигать 50 граммов в год.
Если утечка произошла, нужно дозаправить кондиционер. Очень важно залить в систему именно ту марку фреона, которая указана в технической документации к автомобилю.
В жару и холод
Еще одно правило выживания кондиционера: не включать систему охлаждения сразу после стоянки автомобиля на солнцепеке. Машину нужно хорошенько проветрить. Дело в том, что летом температура воздуха в салоне поднимается до 70 градусов. Если фреона в системе в этот момент недостаточно, то нагрузка на компрессор кондиционера увеличивается как минимум вдвое. Включать автокондиционер нужно не только в жару, но и в холод. Специалисты уверяют: это спасет систему охлаждения от поломок.
Но включать кондиционер зимой необходимо только в теплом помещении: в гараже или на крытой парковке. При минусовой температуре хладагент попросту не пройдет по всем трубкам системы.
Расход топлива
Некоторые автолюбители стараются не пользоваться кондиционером даже летом, так как во время работы прибора сгорает на 15 процентов больше топлива.
В населенных пунктах на невысоких скоростях расход топлива действительно увеличивается. Но стоит выехать на трассу, выжать педаль газа, и все изменится. Разницы в расходе почти не чувствуешь. Проблему духоты в салоне любители сэкономить решают, открывая окна. Однако так делать не стоит. Во время движения по трассе из-за открытых окон нарушается аэродинамика кузова автомобиля, а это как раз приводит к увеличению расхода топлива.
Не спешим в сервис
Чаще всего автомобилисты сталкиваются с такой проблемой в начале июня, когда в радиатор попадает тополиный пух. Эффект дает и мелкозернистная москитная сетка. Ее устанавливают перед радиатором, чтобы защитить устройство от комаров и мошек. Защитную завесу рекомендуется монтировать перед длительными путешествиями.
Еще больше экспериментов и лайфхаков смотрите в «Самой полезной программе» с Владимиром Щегловым на РЕН ТВ! Каждую субботу в 10:05 на нашем канале!
Почему кондиционер в машине не охлаждает и как его правильно включать
В жаркое время года автомобилистов спасает только кондиционер. С его помощью реально всего лишь за несколько минут снизить температуру внутри салона до комфортных значений. Использовать систему охлаждения нужно правильно. В противном случае можно столкнуться с рядом неожиданных проблем. Если игнорировать инструкцию по эксплуатации, то можно остаться с жарой один на один в самый неподходящий момент.
Причины, почему кондиционер в машине дует теплым воздухом, и что делать
Сбои в работе климатической системы внутри салона чаще всего вызваны двумя проблемами:
Кроме того, потоки теплого воздуха могут быть вызваны следующими причинами.
Поврежденная проводка
Система охлаждения работает от электрического привода, поэтому одной из причин выхода из строя может быть просто обрыв электрических цепей. Здесь нужна тщательная проверка для выявления места повреждения. В некоторых случаях проблему можно выявить визуально. С другой стороны, такие механические поломки встречаются крайне редко, поэтому ремонтировать проводку практически не приходится.
Утечка фреона
Это можно считать наиболее частой проблемой системы охлаждения. Из-за потери хладагента по салону перегоняется теплый воздух, только «подогревая» и без того раскаленную атмосферу. Уровень фреона можно проверить только в специализированных сервисах. С другой стороны, на рынке автомобильных аксессуаров можно найти заправочный прибор компактных размеров. Если объем фреона уменьшился, то его необходимо поскорее восполнить.
Проверку и заправку можно осуществить без проблем. Такая услуга стоит примерно 1000-2000 рублей.
В случаях, когда одной заправки не хватает даже на один год, нужно искать причину возможных утечек. Сделать это можно в специальных мастерских, где внутрь системы заливается особый хладагент со специальными светящимися в ультрафиолете добавками. Для выявления места утечки достаточно осмотреть подкапотное пространство, подсвечивая специальным фонарем.
Выход из строя компрессора
Данную проблему решить уже сложнее. Поломка зачастую вызвана недостатком фреона, отсутствием качественной смазки. Ремонтировать компрессор достаточно сложно, поскольку компрессор представляет собой достаточно сложное устройство. Здесь мастеру нужна высокая квалификация, поэтому нередко лучшим выходом будет покупка бывшего в эксплуатации агрегата.
Наряду с компрессором, выйти из строя может электрическая муфта или шкив. В первом случае могут быть механические или электрические повреждения. Во втором – слабым местом является подшипник, который часто выходит из строя. Блокировка шкива зачастую сопровождается разрывом приводного ремня. Данную поломку можно определить по скрежету и скрипам. Поменять подшипник довольно легко. Здесь важно действовать аккуратно, чтобы не повредить шкив.
Поломка вентилятора
Включение кондиционера должно сопровождаться запуском вентилятора, который охлаждает радиатор. Теплый воздух из форсунок при медленной езде или стоянке связан с отсутствием принудительного обдува. Исправность вентилятора можно проверить с помощью обычного многофункционального тестера.
Забился конденсор
Когда утечек или поломок не выявлено, следует проверить конденсатор. Из-за засорения он сильно нагревается, не выполняет свою функцию. При наличии доступа, это легко проверить рукой. Забитый пылью, насекомыми, листвой конденсатор нужно промыть струей высокого давления с моющими средствами. При этом следует придерживаться осторожности, сохраняя безопасное расстояние и снижая напор воды.
Обрыв ремня
В процессе эксплуатации автомобиля следует на постоянной основе контролировать состояние приводного ремня. При его повреждении проблемы будут и с подзарядкой аккумулятора, поскольку ремень крутит и генератор. При замене привода важно проверить свободное вращение всех шкивов. Рукой нужно прокрутить компрессор климатической установки, генератор, ГУР.
Заклинивание заслонок
Причиной струи теплого воздуха из кондиционера могут быть проблемы с заслонками. В современных автомобилях кран печки отсутствует. Если отвечающие за изоляцию печки заслонки заклинивают, то из воздуховодов будет выходить горячий воздух, несмотря на работающий кондиционер. Современные регуляторы и заслонки выполняются в виде сервоприводов, которые работают под контролем электронного блока управления.
Нарушения работы сложной целостной системы кондиционирования могут привести к непредсказуемым последствиям.
Исправная электроника с высокой точностью может определить, где искать заклинившую заслонку.
Что значит, если кондиционер то охлаждает, то нет или плохо работает
Такие ситуации связаны с разными причинами. Здесь важно подробно разобраться с каждой из них. Определить источник неисправности автомобилисты пытаются на специальных тематических форумах.
С одной части холодным, с другой горячим
По опыту многих автомобилистов, данная проблема возникает из-за заклинивания заслонки. При таких обстоятельствах нужно произвести ее замену. Чтобы избежать подобных проблем, не рекомендуется выставлять температуру ниже 17 или выше 26 градусов.
Горячим дует только в пробке
Некоторые автомобилисты сталкиваются с тем, что на малых оборотах электроника периодически отключает систему кондиционирования. Это напрямую связано с засорением конденсора. При отсутствии обдува этого элемента температура и давление внутри системы кондиционирования растут. При достижении критических значений специальный датчик отключает электрическую муфту компрессора. Для исправления ситуации нужно мыть конденсор и принудительный обдув.
Воздух нагревается через время после запуска мотора
Это может происходить чаще всего из-за потери заряда хладагента. Кроме того, компрессор кондиционера может не включаться при запуске системы кондиционирования. Проблема здесь может скрываться в неисправностях электрической цепи. С другой стороны, внутри трубок может образоваться препятствие, которое нарушит свободную циркуляцию фреона.
Не сразу дует холодным
Кондиционеру требуется определенное время для охлаждения трубок системы. Вначале они нагреваются под воздействием внешней температуры, поэтому остывают не сразу. Поэтому не удивительно, что салон охлаждается не в первую минуту. Это нормально, поскольку никаких поломок здесь обнаружить не удастся.
Свистит или булькает
Такая ситуация зачастую свидетельствует о протечке шланга в точке завальцовки. Кроме того, свист и другие посторонние звуки могут возникать из-за грязного радиатора, сломанного вентилятора. При таких обстоятельствах давление внутри шланга повышается вместе с нагрузкой, поэтому нередко дело заканчивается протечкой.
Фреон быстро заканчивается
Охлаждающая жидкость полностью не заканчивается. Она только переходит из жидкого состояния в газ. Если так происходит, то это свидетельствует об утечке. Хладагент может просачиваться даже через трубки. Кроме того, фреон может протекать через поврежденные ржавчиной места, нарушенные уплотнения.
Как правильно включать в жару и можно ли сразу запускать после включения двигателя
Как ни странно, но многие автомобилисты не знают, как правильно эксплуатировать кондиционер своего транспортного средства. Чтобы система работала без проблем длительное время, нужно придерживаться определенных правил:
Следование данным правилам значительно повысит эксплуатационный ресурс системы кондиционирования.
Не холодит: типичные поломки кондиционера, и что с ними делать
Не так давно я рассказал, как появились кондиционеры в автомобиле. Далеко не сразу инженеры смогли скомпоновать все компоненты системы таким образом, чтобы система была компактной, производительной и удобной в работе. Но схема, придуманная добрых 70 лет назад, пока держится. И неплохо справляется работой – если, конечно, она работает. В стационарных устройствах, вроде бытовых холодильников, и тем более промышленных, особенных проблем с ресурсом нет, система работает десятки лет без перерыва в импульсном режиме. Но в машине почему-то уже после трех-четырех лет службы начинаются сложности, падает производительность, и, как показывает практика, ремонт оказывается дорогим. Почему так происходит, и как снизить издержки?
Как это работает?
Схема работы любого кондиционера очень проста, посмотрите на картинку:
C хема может немного различаться в зависимости от того, применяется ли терморегулирующий вентиль (ТРВ) или же просто дросселирующая вставка, но отличия минимальны.
Компрессор с электромагнитной муфтой на большинстве автомобилей приводится от двигателя ремнем. На гибридах и электромобилях он может иметь привод от электродвигателя. Конструкция этого узла может быть достаточно разнообразной. Задача компрессора – сжимать газ, при этом он разогревается.
– это наш «радиатор кондиционера», который расположен перед основным радиатором двигателя. Это просто большой радиатор, но работающий под большим давлением. Разогретый и сжатый газ поступает в конденсатор, охлаждается и выходит уже в виде жидкости.
Ещё в схеме встречается фильтр-осушитель, в нем находится некоторое количество влагопоглощающего состава – например, цеолит ХН-9. Эта деталь является расходным материалом, ее требуется менять по регламенту раз в 5-6 лет. В фильтре задерживается влага, которая способствует коррозии, а заодно и механические загрязнения.
– это небольшой радиатор, в котором фреон испаряется и отбирает тепло у воздуха. Располагается он непосредственно в корпусе системы климат-контроля автомобиля.
В системах с терморегулирующим клапаном (ТРВ) последний часто выполнен отдельным элементом, но может быть конструктивно неотделим от испарителя. В корпусе ТРВ жидкий фреон проходит через миниатюрное отверстие. Проходное сечение и давление в контуре регулируются иглой. В действие она приводится от небольшого термостата, в котором в качестве рабочего тела обычно используется газ R 12, хотя привод может быть и электрическим, и механическим. Клапан регулирует поток жидкости и, следовательно, хладопроизводительность системы.
Можно поступить проще – поставить дросселирующую вставку. Это просто клапан с отверстием постоянного диаметра. Но тогда для нормальной работы системы придется циклически включать и выключать компрессор и использовать аккумулятор жидкости после испарителя. Но КПД такой системы будет немного выше, примерно на 10%. И потому именно ее используют в бытовой технике и в гибридах. В автомобилях она тоже встречается все чаще.
– это узел, который доиспаряет хладагент и препятствует попаданию в компрессор фреона в жидкой фазе. А датчик в нем регулирует хладопроизводительность системы. В него также встроены осушитель и фильтр, так что в системе с аккумулятором отдельный фильтр-осушитель обычно не используется.
Остальные компоненты системы – это трубки. Их количество обычно колеблется между шестью и дюжиной. Также в систему входят один-два датчика для определения давления у систем с ТРВ и как минимум два для систем с аккумулятором и дросселирующей вставкой.
Управляющая электроника обязательно нужна в системах с дросселирующей вставкой для эффективной работы, но фактически применяется даже на системах с ТРВ для предохранительных функций и более удобного управления системой.
Поломка первая: утечка
В большинстве случаев поломка кондиционера ассоциируется с утечкой фреона. На практике потеря рабочей жидкости – действительно самая частая неисправность системы. Причин может быть много: механические повреждения трубок, конденсатора, корпуса фильтра-осушителя или просто нарушение соединений. Даже совершенно исправная система не рассчитана на эксплуатацию без дозаправки газом более 5-7 лет. При таком количестве быстроразъемных соединений это попросту неизбежное зло.
Запаять все трубки наглухо мешают особенности конструкций автомобилей. Так, на многих моделях снятие пакета радиаторов – обязательная процедура при регламентных работах по замене ремня или цепей ГРМ, доступе к турбинам, помпам и другому навесному оборудованию спереди.
Механические повреждения от вибраций, ударов камней или попросту перетираний тоже встречаются регулярно. Объясняется это легко: большая часть системы расположена открыто в моторном отсеке и ничем не защищена от пыли и грязи, рядом работает вибрирующий мотор, машина ездит по ямам, испытывая знакопеременные ускорения. Да еще и камни летят в радиаторы с хорошей скоростью. Неудивительно, что «чистая» утечка встречается не так уж редко, и это действительно одна из основных причин отказа системы.
Диагностируются утечки достаточно хорошо. Если проблема не выявлена при визуальном осмотре, то вакуум-тест покажет наличие течи, и зачастую место утечки можно будет определить на слух. Если же нет, то заправка системы хладагентом с краской или УФ-компонентом поможет выявить проблему.
К сожалению, иногда встречаются случаи действительно медленной утечки, возникающей только при рабочей разнице температур и длящейся неделями. С такой течью уже ездить не будешь, заправлять придется слишком часто, и найти простыми способами ее может быть очень сложно. В этом случае в ход идут варианты, как при диагностике «наобум». Мастера начинают менять компоненты последовательно. Чаще всего виновниками утечек являются или конструктивно слабые места системы, что не редкость у автомобиля, либо просто утечки трубок в передней части или с конденсатора, как наиболее крупной и уязвимой детали.
Перегрев и аварийный сброс
В системе есть множество предохранительных систем. Например, датчики давления отключат компрессор при превышении рабочей температуры, а если давление все равно растет, аварийный клапан сброса в компрессоре или фильтре выбросит фреон при аварийном превышении. И это правильно: соединения всех трубопроводов рассчитаны на работу до определенного давления и дальше просто начинают пропускать газ наружу.
Причина повышения давления в контуре до аварийного обычно проста: это перегрев. Реже давление набирается компрессором до аварийного предела. Виноваты в этом могут быть как остановки вентилятора радиаторов, так и повышенная теплопередача от вентилятора системы охлаждения, неправильно выбранный газ или его объем, поломка ТРВ или дросселирующей вставки или забитый осушитель или аккумулятор. Ну и наконец, возможен перегрев самого компрессора.
Таким образом, отсутствие газа в системе может говорить не только о механическом повреждении контура, но и о проблемах в его работе, в результате которых произошел перегрев и аварийный сброс давления. И потому при каждой заправке кондиционера обязательно контролируйте чистоту всего пакета радиаторов, работоспособность всех вентиляторов во всех режимах, особенно на максимальной производительности, а также работу датчиков давления системы.
Неисправность компрессора
Даже при наличии газа в системе кондиционер может не охлаждать воздух и не развивать нужного давления. Причин не так уж много. Наиболее частая проблема – это разрушение самого компрессора.
На большинстве машин он поршневой аксиальный, но встречаются и рядные, и роторно-поршневые конструкции. В любом случае, в механической его части встречаются такие проблемы как задиры, прихваты, разрушения шатунов и других механических узлов. Бывает, что заклинивают или текут клапаны, штуцеры и даже соединения корпуса.
Если компрессор разрушен, он поставляет в систему много мусора, часто это повреждает еще один узел.
К счастью, самой распространенной проблемой всех компрессоров является банальный отказ электромагнитной муфты, в которой порой подгорает и изнашивается простенькое «сцепление», а электромагнит сгорает. Также муфта часто выходит из строя по вине подшипника.
Наиболее простые внешние конструкции легко меняются на месте, даже без снятия компрессора с машины. Более сложные конструкции со встроенной герметичной муфтой надежнее, но для замены неисправных элементов потребуют серьезной переборки самого компрессора.
Замена опорного подшипника муфты также зачастую потребует применения пресса, и ее не получится выполнить, не снимая сам компрессор с машины. Впрочем, иногда достаточно подрегулировать зазор или удалить грязь из муфты, и узел восстанавливает работоспособность.
К поломкам чаще всего приводит или длительный перегрев и перегрузка системы при отключенных предохранительных датчиках, или недостаток или неправильно выбранный тип смазки и попадание продуктов разрушения фильтра-осушителя в поршневую группу компрессора.
Неисправности терморегулирующего вентиля и дросселирующей вставки
Об этих деталях слишком часто забывают, но, тем не менее, это одни из самых тонких узлов всей конструкции. Их задача – создать перепад давления в системе и спровоцировать испарение хладагента.
Основная проблема в том, что это очень тонкие устройства. Отверстия очень маленькие, а у ТРВ его пропускная способность еще и регулируется иглой. Мусор забивает эти отверстия и нарушает работу системы. При вакуумировании перед заправкой система может очиститься, но вероятность этого невелика. Повышенное сопротивление ТРВ и дросселирующей вставки приводит либо к полной неработоспособности системы, либо к очень низкой ее производительности. Часто компрессор просто не может прокачать фреон, и происходит скачок давления с последующей его утечкой.
Системы с ТРВ устроены несколько проще, поскольку работают в постоянном режиме и с полным испарением хладагента перед испарителем, а системы с аккумулятором и дросселирующей вставкой имеют более простую механическую часть. Но при этом требуют контроля работы компрессора с помощью электроники, благодаря чему их испаритель «затопленного типа» примерно на 10% более эффективен, чем обычный. Но есть и еще один нюанс. Аккумулятор должен препятствовать попаданию хладагента в жидкой фазе снова в насос, иначе он выйдет из строя в результате гидроудара. И при непрогретом моторе или при включении зимой появляется шанс загубить компрессор еще и таким способом.
Приводить к неработоспособности системы могут и сбои в работе электронной системы регулирования.
Неисправности системы управления
Собственно, электроника и электрика машины не так уж редко являются причиной неработоспособности системы. Список возможных неисправностей довольно большой, но все сводится к нескольким критичным: неисправность системы подачи питания на муфту кондиционера, неисправность системы регулирования работы электровентиляторов радиаторов и, наконец, некорректная работа системы датчиков-предохранителей.
Как определить самостоятельно, что не работает
Если при включении вы не слышите характерного звука и нет изменения оборотов двигателя, то проверьте наличие фреона. Можно «неправильным» способом, просто нажав на клапан заправочной горловины, хотя этот метод не даёт возможность оценить количество фреона. Зато он работает и при отключенном компрессоре. Если «пшик» есть, то вы потратили немного фреона, но убедились, что контур под давлением. Количество фреона можно оценить либо по рабочему давлению, либо при работающем компрессоре через «глазок». Если давления нет совсем, то вам придётся ехать к мастеру, проверять трубки и радиатор.
Второй на очереди стоит электрика. Проверьте провода на датчики давления, они расположены на радиаторе кондиционера, а в случае системы с аккумулятором – еще и на нем. Они должны быть целы. Проверьте предохранители муфты кондиционера и системы климат-контроля и вентиляторов радиатора. Визуально попробуйте оценить работоспособность муфты, если есть возможность. Проверьте наличие ремня на шкиве кондиционера.
Если компрессор включается, но холода нет, то полезно определить количество фреона. Обычно на трубках есть глазок для визуальной оценки состояния контура. Если при включении сначала проходят пузырьки, а потом их почти не остается, значит, компрессор качает, и фреона достаточно. Проблема кроется либо в клапане ТРВ, либо в работе конденсатора и вентиляторов. Если пузырьки идут постоянно, то есть беда с количеством фреона, нужно просто дозаправить систему. Если в глазке просто белая взвесь, то фреона почти нет, нужно срочно выключить систему и дозаправить ее.
Можно для гарантии потрогать трубки рукой. Магистраль низкого давления к компрессору должна быть холодной. Если она ледяная, а в салоне жарко, то что-то не так с системой смешения потоков воздуха, или испаритель просто забит грязью снаружи. Трубка высокого давления на радиатор кондиционера должна быть горячей. Это означает, что компрессор работает, хотя бы частично.
Собственно, дальше без манометра и специальной заправочной станции сделать что-то не получится. Если компрессор слабо качает, фреона немного, но есть, или если система регулирования работает некорректно, то придется диагностировать систему у специалиста. И помните: не бывает неремонтируемых узлов, трубки сваривают даже алюминиевые, радиаторы чинят и меняют, компрессоры стоят не миллионы.
О «правильных» ценах на типичный ремонт поговорим в следующем материале.