что сделал зеленский на посту президента кратко
Два года у власти: какой была внешняя и внутренняя политика президента Зеленского
Внешняя политика
В реализации внешней политики Зеленский практически год пользовался кредитом доверия у своих зарубежных коллег. Новоиспеченного президента с улыбками и объятьями встречали в Европе как главы большинства европейских государств, так и высокие чиновники Евросоюза. И даже удостоили аудиенции в Белом доме. Правда, встреча с канцлером Германии Ангелой Меркель была омрачена странным состоянием последней, а визит в США проходил в атмосфере скандала, связанного с опубликованной стенограммой телефонного разговора Трампа и Зеленского в неприглядном для главы Украины свете.
В надежде на разрешение кризиса на Юго-Востоке Украины с участием Зеленского в 2019 году была проведена встреча в «нормандском формате» и намечен план действий по мирному урегулированию конфликта в Донбассе. Но взятые президентом обязательства не выполнены до сих пор, что неблагоприятно сказалось на международном имидже Украины.
Это хорошо видно по событиям 2021 года, когда лидеры стран-участниц «нормандского формата» не желают идти на прямой контакт и предпочитают обговаривать вопросы, связанные с Украиной, без участия украинского президента. А после двусторонних переговоров на высшем уровне президент Зеленский в одиночестве проводит итоговый брифинг. Это плохой сигнал Украине и непрозрачный намёк на явные проблемы в проводимой Зеленским политике.
В целом внешняя политика администрации президента Зеленского за два года привела к тому, что Украина перессорилась со всеми соседями, в том числе с Белоруссией. Исключением является Турция — Зеленский часто встречается с Эрдоганом, но их общение скорее продиктовано экономическими интересами Турции, чем дружеским отношением.
Внутренняя политика
В этой сфере успехи президента Зеленского выглядят примерно так же, как и в политике внешней: гладко было на бумаге, да забыли про овраги.
Рейтинг Зеленского упал больше чем в два раза. Очевидными причинами стало невыполнение данных ранее обещаний:
— окончание войны на Юго-Востоке;
— посадки воров и коррупционеров из предыдущей власти.
Кроме того, ударили по уровню поддержки Зеленского и другие проблемы:
— Тарифная политика, проводимая командой президента Зеленского, идет вразрез с интересами и реальными финансовыми возможностями украинцев и привела к колоссальному росту задолженности населения по услугам ЖКХ;
— Бездеятельность в решении экономических проблем, связанные с этим падение уровня промышленного производства и сокращение экономики, рост безработицы, падение уровня жизни украинцев (все эти данные есть в открытом доступе);
— Усугубление языкового вопроса из-за принятия дискриминационного закона о повсеместном использовании украинского языка в ущерб конституционных прав русскоговорящих граждан Украины. О чем, кстати, неоднократно заявляли международные правозащитные организации и Венецианская комиссия;
— Абсолютный провал в борьбе с пандемией COVID-19 и попыткой запустить вакцинацию населения.
— Регулярные скандалы, связанные с представителями Зе-команды. Министры с непредсказуемым поведением и чиновники, получающие необоснованно высокие по украинским меркам зарплаты (о результатах их деятельности красноречиво говорит катастрофическая ситуация в экономике, социальной сфере, проблемах ЖКХ и в медицине).
В общем, налицо серьезные проблемы во внутренней политике президента Зеленского, которые еще более усугубятся из-за включения в управление государством такого механизма, как санкции, вводимые СНБО непосредственно против граждан Украины и юридических лиц. Вопреки законодательству Украины.
Вряд ли два года назад украинцы такой представляли себе деятельность Зеленского на посту президента.
Как Зеленский, став президентом, разрушил воздушные замки на Западной Украине
Интересно, что будучи выходцем из восточных территорий Украины, уроженцем Кривого Рога, Зеленский победил своего главного оппонента и на Западной Украине, уступив Петру Порошенко лишь на Львовщине. Как в этом регионе относятся к Зеленскому сейчас?
Цена победы — поражение
Итоги второго тура выборов президента Украины, который состоялся 21 апреля 2019 года, в отдельных областях Западной Украины напомнили о временах Советского Союза. Так, в Закарпатской области Владимир Зеленский получил 80,67% голосов, в Черновицкой — 75,87%, в Хмельницкой — 70,80%, в Волынской — 63,42%, Ровенской — 60,06%. Даже в «ура-патриотических» Ивано-Франковской и Тернопольской областях за уроженца Кривого Рога проголосовали, соответственно, 54,58% и 50,43% избирателей, пришедших на участки. Пётр Порошенко смог победить только во Львовской области, набрав там 62,79% голосов. Олег Хавич: кто он
Тогда большинство комментаторов отмечало, что голосование в регионе, как и на остальной части Украины, носило протестный характер. То есть люди не столько выбирали Зеленского, сколько демонстрировали своё неприятие политики Порошенко, в первую очередь — войны в Донбассе и стравливания различных общественных групп внутри Украины.
Шоумен этим ожиданиям подыгрывал, обещая окончание войны и возврат всех пленных, социальную справедливость и справедливость вообще — вспомним лозунги «Конец эпохи бедности» и «Весна придёт — сажать будем».
Через два с половиной года после того, как Владимир Зеленский официально занял кресло президента Украины, именно социальные проблемы населения стали главной причиной обвала его рейтинга. В региональном разрезе данных об этом нет, в целом же по Украине он составляет, по данным различных компаний, от 22 до 25 процентов. Но, согласно результатам опроса Социологической группы «Рейтинг», на Западной Украине несколько больше людей, которые считают, что дела в стране идут в правильном направлении. Таким образом, рейтинг действующего президента в регионе может быть несколько выше, чем в среднем по стране, но при этом в несколько раз ниже, чем в апреле 2019-го.
Опрошенные мною журналисты из нескольких областных центров Западной Украины, которые предпочли сохранить анонимность, главной претензией населения региона к действующему президенту считают снижение уровня жизни.
«Коммуналка реально подорожала. Подавляющее большинство людей это ощущает», — говорит один из моих собеседников. По его словам, развал экономики при Зеленском усилился, и причиной этого является зависимость Банковой от Запада. «Даже там, где Порошенко петлял, саботировал требования МВФ и под разными поводами не выполнял пожелания посольств, Зеленский всё делает. Взять ту же продажу сельскохозяйственной земли, что очень негативно было воспринято в регионах, где многие ещё помнят межи дедовского надела. Про энергетику и говорить нечего», — отмечает он. Два года президентства Зеленского. На Украине тепло вспомнили Януковича и Порошенко
«Уровень жизни людей не повысился, тарифы фактически выросли, несмотря на все заверения лично Зеленского. Люди не увидели триумфа справедливости, никого не посадили и уже не посадят. Бизнес недоволен ростом налогов и фискального прессинга, «нулевой декларацией» и прочими попытками власти залезть людям в карман. Произошло разрушение «воздушных замков», которые люди в значительной мере сами придумали в 2019-м, — говорит ещё один мой коллега. — То есть разочарование Зеленским ещё не приобрело конкретных контуров. Оно уже есть, но сами избиратели до конца не отрефлексировали его. Они бы выразили это просто тем, что их жизнь не стала лучше. Эпоха бедности не закончилась, а углубилась».
При этом, по мнению комментаторов, продолжение и даже интенсификация боевых действий в Донбассе при Зеленском не особо повлияла на его рейтинг на Западной Украине. «В целом Донбасс людям надоел. Интерес иногда вспыхивает после очередного телевизионного сюжета, но в целом это интересно ветеранам и членам их семей, да и то скорее по материальным соображениям — земля, льготы и т. п. Плюс люди всё больше понимают, что вопросы войны решаются за пределами Украины, и Зеленский на это не влияет», — считает один мой собеседник. «Я думаю, что тема войны у нас на маргинесе. Я об этом никогда не слышал от простых людей. Разве что условный избиратель Порошенко продолжает считать Зеленского полководцем-неудачником», — говорит другой.
Когда чехарда в кадрах решает не всё
На самом деле чужими люди Зеленского являются не только для Львовской области, и следствием этого является кадровая чехарда на постах глав областных государственных администраций (ОГА), назначаемых президентом Украины. Лидером в этом плане является Прикарпатье: тут с лета 2019-го года уже четвёртый губернатор, то есть люди задерживаются в кресле в среднем по полгода.
Аналогичная ситуация на Закарпатье: тут на минувшей неделе уволен третий губернатор. При этом сложилась парадоксальная ситуация: среди местных политиков и управленцев никто не спешит стать четвёртым. Западная Украина с 13 по 19 ноября: Смена власти на Закарпатье и арест антивакцинатора Стахива во Львове
За время правления Владимира Зеленского он назначил по два губернатора во Львовской, Тернопольской и Хмельницкой областях, и лишь в Черновицкой, Ровенской и Волынской относительная стабильность, тут главы ОГА работают с 2019-го. Примечательно, что губернатор Волыни был назначен лишь в декабре 2019 года, им стал выходец с Донбасса Юрий Погуляйко. Этот представитель системы МВД так и не стал в области своим, как и генерал СБУ Алексей Петров на Закарпатье. Но если Петрова последовательно уволили с постов главы Закарпатской ОГА, а потом и председателя Закарпатского облсовета, то Погуляйко удержался, несмотря на регулярные протесты «активистов».
Получается, что в половине областей Западной Украины за три года президентства Зеленского нет стабильности, смена губернаторов, как правило, влечет и смену некоторых ключевых фигур в администрациях, а значит, новые требования, новые правила игры и т. д. И, как мы отметили, в половине областей это за три года происходило два, три, а в исключительных случаях и четыре раза.
Чем сердце успокоится?
Выступлений же против самого Владимира Зеленского мои комментаторы не ожидают, разве что в регионе начнётся масштабный кризис в энергетической сфере, который вполне реален в январе-феврале 2022 года.
«Зеленский идёт по траектории Ющенко», — говорит один из них. Это намёк на тот факт, что третий президент Украины при попытке избраться на второй срок в 2010 году получил 5,45% голосов избирателей — по сравнению с 52% в 2004-м. Примечательно, что в первом туре Виктору Ющенко даже удалось победить… в нескольких округах Львовской области. Западная Украина с 12 по 19 июня: Вирастюк – «позорный» депутат и подготовка «переворота» на Закарпатье
Будут ли такие округа на Западной Украине у Владимира Зеленского в ходе весьма вероятного похода на второй срок — пока сказать сложно. Выдвиженцы президента в регионе уже сейчас могут выиграть выборы только с помощью чрезвычайного административного давления, что продемонстрировало избрание в Верховную Раду спортсмена Василия Вирастюка по одному из мажоритарных округов на Прикарпатье, когда для получения правильных результатов выборов уже после самих выборов Офису президента пришлось высадить в Прикарпатье внушительный десант «слуг народа» и сотрудников СБУ.
*Организации, деятельность которых запрещена на территории РФ.
Зеленский созрел: после переговоров с Байденом президент Украины хочет поговорить с Путиным
Звонок из Белого дома раздался на Банковой 9 декабря на час позже запланированного.
«Завершил полуторачасовой разговор с @POTUS (президентом США — ред.). Президент США ознакомил меня с содержанием его переговоров с Владимиром Путиным. Также обсудили возможные форматы урегулирования конфликта в Донбассе. Затронули ход внутренних реформ на Украине», — сообщил президент Украины Владимир Зеленский в Twitter.
Остальные подробности переговоров рассказал глава Офиса президента Украины Андрей Ермак в эфире телепрограммы «Право на власть» на канале «1+1».
«Последние дни были разговоры о якобы каких-то условиях о НАТО, по членству в альянсе, относительно курса на членство в НАТО Украины. Президент Байден очень чётко сказал, что любые решения относительно членства в альянсе зависят исключительно от Украины. Только Украина должна решать этот вопрос и члены альянса, безусловно», — заявил он. Вместо провокации шантаж. Зеленский предъявил Путину и Байдену свою «золотую акцию»
Согласно результатам опроса социологической группы «Рейтинг», вступление Украины в НАТО поддерживают 58% респондентов (против высказались 35%), однако среди государств-членов альянса консенсуса о необходимости предоставления членства Украине нет, о чём в НАТО говорят открыто.
«Байден очень откровенно сказал Путину и предупредил обо всех последствиях, если в Кремле примут решение об эскалации у украинских границ и вторжении на территорию Украины. Президент Байден подтвердил, что Соединённые Штаты предоставят, и уже это происходит, всю необходимую помощь для того, чтобы Украина имела возможность дать какой угодно отпор в любое время», — добавил Ермак.
Зашла речь и о конфликте в Донбассе. Зеленский, по словам главы Офиса президента Украины, заверил Джо Байдена, что Киев не собирается ни на кого нападать и хочет вернуть Донбасс исключительно мирным путём.
«Мы сегодня можем чётко говорить о том, что США приняли для себя решение быть активным участником мирного процесса. Как это будет происходить, будет зависеть от многих обстоятельств. Это может быть параллельный трек вместе с «нормандским форматом», потому что нужно безусловно уважать, что наши партнёры — Германия и Франция — за эти годы многое сделали», — сказал Ермак.
Он анонсировал проведение на следующей неделе в Брюсселе встречи Зеленского с президентом Франции Эммануэлем Макроном и Олафом Шольцем, 8 декабря вступившим в должность канцлера ФРГ, на которой стороны будут активно работать над проведением саммита в «нормандском формате».
Громкое заявление в эфире той же передачи сделал заместитель главы Офиса президента Украины Андрей Сибига: «Сегодня также прозвучало, что президент Украины готов к прямым переговорам с президентом Путиным. Украинская сторона готова к этим переговорам, имеет соответствующую позицию и мы надеемся, что, в том числе при поддержке наших партнёров, дойдёт дело и до такого разговора».
Путин не против переговоров с Зеленским, но всё упирается в повестку: российский лидер готов обсуждать вопросы, касающиеся двусторонних отношений, в то время как украинский пытается навязать вопросы Крыма и Донбасса.
В свою очередь, пресс-служба Офиса президента Украины отметила, что главы государств также обсудили способы обеспечения безопасности, финансовой и политической поддержки Украины.
«Особое внимание президент Украины уделил проблематике энергетической безопасности нашего государства. Владимир Зеленский подчеркнул, что украинская сторона рассматривает проект «Северный поток — 2» исключительно через призму энергетических и гарантий безопасности, а его продвижение лишает Украину важного фактора сдерживания российской агрессии», — говорится в сообщении.
И это Зеленский рассказывал президенту страны, конгрессмены которой пару дней назад отказались включать пункт о санкциях против «Северного потока — 2», а сам Байден счёл дальнейшее давление на участников проекта бессмысленным, поскольку газопровод уже достроен.
Не оправдавшиеся надежды Киева
Звонка из Вашингтона, по имеющейся информации, в Офисе президента Украины ждали сразу после разговора Байдена с Путиным, состоявшегося вечером 7 декабря, но потом, естественно, делали вид, что ничего они не ждали. Байден отказался от звонка Зеленскому и санкций против «Северного потока-2». Чем завершились переговоры президентов РФ и США
Журналисты попросили прокомментировать этот момент самого Зеленского, и он заявил: «В целом, я считаю, это позитивно, что президент Соединённых Штатов разговаривал с президентом Российской Федерации. Я считаю, что победа Украины в том, что всегда Соединённые Штаты поддерживали Украину, наш суверенитет, нашу независимость. У нас была двухпартийная поддержка, но самое главное то, что мы сейчас видим, что есть личная реальная реакция и личная роль президента Байдена в урегулировании этого конфликта — урегулировании войны на востоке нашего государства».
Однако масштабы помощи, которую США готовы оказать Украине, в Киеве явно сильно переоценивают, и американцы поспешили опустить своих визави на землю: Пентагон объявил, что затраты на военную помощь Украине увеличены не будут, а Байден подчеркнул, что вопрос о применении войск США в одностороннем порядке для обороны Украины в повестке не стоит.
«У нас есть моральное и юридическое обязательство, в соответствии со статьей 5, перед нашими союзниками по НАТО, если они подвергнутся нападению. Это обязательство не распространяется на Украину», — заявил президент США. «У нее слишком много врагов». Ищенко о том, когда Украина могла бы еще вступить в НАТО
Максимум на что готов Вашингтон — расширить военное присутствие на территории стран-членов НАТО только в случае «вторжения» РФ на Украину и предоставить Киеву оборонительные средства.
Ничего уже не будет, как прежде
После разговора президентов России и США риторика американской стороны несколько изменилась. Так, если раньше на заявления российских политиков и дипломатов об опасности расширения НАТО на восток в Вашингтоне повторяли мантру о праве любой страны самостоятельно выбрать собственный путь развития, на который не может влиять никакая третья сторона, то на следующий день после общения с Путиным Байден объявил о подготовке встречи представителей США и их ключевых союзников по Североатлантическому альянсу с российскими чиновниками, чтобы обсудить обеспокоенность Москвы по поводу приближения инфраструктуры блока к границам РФ и выработать меры для снижения напряжения на восточном фланге НАТО.
Привлекают внимание и перемены в позиции европейских гарантов Минских соглашений. И.о. директора Третьего европейского департамента МИД РФ Олег Красницкий заверил, что Германия и Франция не будут препятствовать подключению Соединённых Штатов к «нормандскому формату» для урегулирования украинского кризиса, а ведь именно они, как рассказывал в феврале 2017 года заместитель главы МИД РФ Сергей Рябков, были против расширения «четвёрки» за счёт Вашингтона.
Иначе после переговоров Путина и Байдена заговорили и украинские власти. Министр иностранных дел Украины Дмитрий Кулеба в интервью телеканала Sky News сказал, что его страна готова пойти на уступки в отношениях с Россией в случае встречных шагов с её стороны.
«Это общая фраза, за которой кроется желание Киева диалога, о котором уже заявлялось неоднократно. По большому счету, возможно, речь идёт о том, чтобы снизить градус информационного напряжения, взаимной критики. Если это последует, то можно будет говорить и о давно анонсированной встрече лидеров Украины и России. После некоторых сигналов, которые поступили из Вашингтона в последнее время, речь идёт о некой попытке нормализации отношений между двумя странами», — считает украинский политолог Константин Бондаренко. Джабаров: Встреча Путина и Зеленского невозможна
Перемены в поведении Киева после беседы Путина и Байдена заметили и в Контактной группе, сообщил представитель ЛНР в политической подгруппе Контактной группы Родион Мирошник.
«Подумав сутки, Украина предложила снова встретиться в Контактной группе, чтобы продолжить обсуждение шагов, предложенных республиками Донбасса по восстановлению полноценного действия прошлогодних Мер по устойчивому режиму прекращения огня», — уточнил он в Telegram-канале.
Вся эта эпопея со звонками — Байден консультировался с европейцами и до, и после разговора с Путиным, а в Киев позвонил лишь двое суток спустя — в очередной раз подтверждает, что гипотеза Зеленского «не обсуждать Украину без самой Украины» не работает совсем. В сложившейся ситуации политолог Ростислав Ищенко посоветовал украинскому лидеру вообще не брать трубку, когда позвонит Байден, но тут же отметил, что Зеленский не может последовать его совету и не ответить президенту США — у него не та должность и не та позиция, чтобы игнорировать такие звонки.
А вообще, как отмечает политолог Владимир Фесенко, обсуждение третьих стран на переговорах — это обычная практика — те же американцы и украинцы сами разговаривают не только о двусторонних отношениях, — поэтому украинцам следует перестать рассматривать любое обсуждение государства без участия её представителей как предательство и унижение.
Олигархи обузданы, а госпереворот не удался. Успехи или пирровы победы Зеленского
Фактически остались завершающие формальности. По закону об олигархах Совет нацбезопасности и обороны (СНБОУ) должен составить список этих олигархов и определиться, что с ними делать — дожидаться от олигархов добровольного «разоружения перед партией» или же вводить против них санкции и таким образом заставлять «делиться награбленным».
Так называемый «ресурсный закон» («О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины и некоторые законодательные акты Украины относительно обеспечения сбалансированности бюджетных поступлений») президенту еще нужно подписать и ввести в действие с 1 января 2022 года и с других дат, обозначенных в документе как вынужденные отсрочки. И, конечно же, заставить закон работать, чтобы в следующем году увеличить доходную часть госбюджета на 0,5% ВВП и дать туда 15-30 млрд гривен (примерно 1,1 млрд долл.), как это и анонсировал главный автор документа и глава парламентского комитета по вопросам финансов, налоговой и таможенной политики Даниил Гетманцев. По его словам, ресурсы законопроекта № 5999 отображены в проекте госбюджета на 2022 год и будут направлены на повышение зарплат медикам, увеличение расходов на оборону и реализацию других важных для страны программ. Владимир Скачко: кто он
С «госпереворотом» еще проще. Как стало вчера, 1 декабря, известно, никакого свержения президента Зеленского не случилось, а сам он вылился в так называемый «Вагнер-майдан». С главным требованием партии экс-президента Петра Порошенко «Евросолидарность» (ПЕС) и неонацистов из партии «Национальный корпус» Андрея Билецкого к президенту Зеленскому добровольно уйти в отставку. Как «российскому кроту», «агенту ФСБ» и «предателю национальных интересов».
Другими словами, кажущийся нелепым и слабым, президент Зеленский как бы продемонстрировал, что если действовать на упреждение, вносить сумятицу в нестройные ряды своих оппонентов и врагов и при этом использовать также рычаги влияния и силу государства, то власть в своих руках можно удерживать сколь угодно долго.
И теперь президент Зеленский и самому себе, и украинскому обществу, и даже внешним кураторам, внимательно следящим за ним, определяющим и направляющим его шаги, должен дать ответы на два вопроса: ради чего он одерживал свои политические победы и смогут ли их результатами себе во благо воспользоваться страна и народ?
Ибо без этого все победы могут стать пирровыми. Как говорил Наполеон Бонапарт об исключительно силовом ресурсе удержания власти, штыками можно сделать все что угодно, только нельзя на них сидеть. Во всяком случае, ему приписывают эту фразу, а уж кто-кто, а он знал толк в завоевании и удержании власти, а также в использовании ее себе и Франции во благо.
И вот тут и есть главные проблемы Зеленского: он власть пока удерживает и даже как бы ее укрепляет, но веры в эти шаги у народа нет. А значит, и госпереворот верхушечный может случиться в любой момент. Сейчас Зеленский — непобедимый и непереворотный (или неперевернутый) президент. Но главным образом потому, что побеждать и «переворачивать» его никто пока толком не собрался. Как и Джо из анекдота — неуловимый не потому, что его поймать никто не может а потому что он и на фиг никому не нужен. День провокатора. Как «Нацкорпус» и люди Порошенко унижали Зеленского 1 декабря
Рассмотрим все варианты.
Насчет закона об олигархах Зеленский, подписывая его, сказал: «Демократия — это закон и равенство. Подписал антиолигархический закон, коренным образом меняющий отношения между крупным бизнесом и политиками. Все экономические игроки будут равны перед законом и не смогут покупать для себя политические привилегии».
И если коротко, то определение «олигарх» получили все частные лица, имеющие значительное влияние на украинскую политику и экономику и контролирующие сегменты медиапространства. Так назывался и человек, подтвержденная стоимость активов которого или активов лиц, чьим бенефициаром он является, превышает 1 млн прожиточных минимумов.
Сейчас на Украине прожиточный минимум для трудоспособного населения равен 2379 гривен, или 6,5 тыс. руб.
Однако данные соцопроса, проведенного Киевским международным институтом социологии (КМИС) уже в ноябре текущего года, говорят: 36% опрошенных украинцев считают этот закон шагом, нацеленным на сохранение рейтинга Зеленского. Кроме того, 20,7% считают закон попыткой взять под контроль принадлежащие олигархам телеканалы, 17,5% — попыткой Зеленского и его окружения устроить передел собственности и самим стать олигархами. И только около 18% опрошенных украинцев полагают, что этот шаг — искреннее стремление к справедливости, которое позволит стать Украине успешной. Согласитесь, как-то маловато для полного успеха.
Еще сложнее с «ресурсным законом». Он тоже должен был, по идее, ограничить олигархов, но коснулся и других как юридических, так и физических лиц. Общие его некоторые задачи и параметры известны:
— вводится минимальное налоговое обязательство в отношении земельного участка (если оценка земли составит стандартные для Украины 28 тысяч гривен за гектар, минимальное обязательство составит 1,4 тысячи гривен за гектар в год);
— устанавливается 18%-й налог на доходы, полученные от продажи собственной сельскохозяйственной продукции на сумму, превышающую 12 размеров минимальной заработной платы (6500 гривен);
— предусмотрено уменьшение минимальной площади земли фермерского хозяйства, что дает право перехода на упрощенную систему налогообложения, с 2 гектаров до 0,5 гектара;
— исключаются из плательщиков единого налога 4 группы плательщиков, основным видом деятельности которых является разведение домашней птицы (кроме кур);
— доход, полученный от продажи в течение года второго объекта недвижимости, облагается налогом по ставке 5%, третьего и последующих объектов недвижимости — по ставке 18%;
— устанавливается ограничение в праве выезда руководителя юридического лица — должника за границу;
— повышаются ставки экологического налога, рентной платы за пользование недрами и ставки акцизного налога на алкоголь и сигареты.
Последний же пункт — это и есть как бы «антиолигархическая» сердцевина закона. Но, по общему мнению, направлена она не против всех «ресурсных» олигархов, а именно против Рината Ахметова, который контролирует 65% добычи железной руды в Украине. Но поправка не касается добычи марганцевых руд и ферросплавов, которые контролирует другой олигарх — Игорь Коломойский, который в свое время вроде бы и «сделал» Зеленского президентом.
Даже нардеп от порошенковского ПЕСа Алексей Гончаренко позволил себе ерничать: «Называть закон № 5600 «антиолигархическим» — ну это просто курам на смех. На самом деле он прекрасно защищает олигархов. Просто не всех. Смотрите сами. В законе, который якобы писался, чтобы наполнять госбюджет за счет недропользователей, обложили рентой железные рудники Ахметова. При этом Коломойского, монопольно добывающего марганцевую руду, «забыли». Зеленскому нужно, как говорится, или крестик снять, или трусы надеть. Хотя бы публично не называть этот закон «антиолигархическим». И признать наконец, что весь этот закон написан только ради того, чтобы Коломойский и дальше получал свои миллиарды из карманов украинцев. А господин президент, как верный Санчо Панса, обеспечит ему максимальную защиту и отсутствие налогов». Битва за ярлык на княжение. Ахметов, Коломойский и Зеленский в одном флаконе
Кроме того, даже прозападное Национальное агентство по вопросам предотвращения коррупции (НАПК), которое выполняет заказ внешних кураторов на деолигархизацию, в свое время критиковало ресурсный закон за то, что он-де содержит коррупционные факторы и ряд других нарушений.
Кроме того, — и это немаловажно! — не стоит сбрасывать со счетов при оценке принятого закона то, что его принятие значится в меморандуме Украины с Международным валютным фондом (МВФ). Украина просто обязана была принять этот закон. Чтобы получать кредиты от МВФ. Но вот чтобы их выплачивать и гасить долги, нужно либо увеличивать экономический рост страны, либо напрямую повышать налоги. И Украина, как видим, выбрала второй путь. В восторге от этого люди? Вряд ли. Увеличились ли доверие к Зеленскому и поддержка его народом? Тоже вряд ли.
И, конечно же, нет ясности в главном — в понимании того, кем являются украинские олигархи для Украины. Одни считают из безусловным злом, которое как липку обдирает страну на свой карман. И в этом есть своя сермяжная правда: Украина — страна олигархическая. И обуздать олигархов, поставить их на службу государства — задача важная и крайне благородная. И даже благодарная. В той же России ее президент Владимир Путин не уничтожил, а обуздал олигархов. А благодаря прогрессивной шкале налогообложения на сверхприбыль олигархов (например, нефтяных), Россия получает с олигархов неслабые дополнительные налоги, которые хотя бы частично идут на пользу государства и россиян. Верховная Рада приняла налоговый законопроект об олигархах
Но, с другой стороны, по мнению многих, сегодня, когда по требованию того же МВФ и транснациональных корпораций Украину приготовили к окончательному передерибану и раздерибану под видом новой «большой приватизации», именно олигархи являются основой ее экономического суверенитета. Именно они владеют собственностью, инфраструктурой, промышленными объектами и активами, которые и дают работу (а значит, и средства для жизни) сотням тысяч украинцев, и обеспечивают налоговые поступления и в госбюджет, и в местные бюджеты. Сегодня, как ни странно, олигархи — это объективно одна из опор суверенного Украинского государства. А рухнет экономический суверенитет государства — ничего не останется и от его политической независимости. Это банальные азы логики государственного существования и управления. И именно поэтому внешние кураторы, навострившие зубы на украинскую собственность, и хотят так рьяно и настойчиво «деолигархизировать» олигархов. Они борются с конкурентами и хотят отобрать за долги или по дешевке скупить на Украине то, что им нужно. И уничтожить то, что является их конкурентом.
Именно в недобросовестной конкуренции и борьбе с конкурентами суть всех соглашений с Западом, которые он вынуждает подписывать Украину все года ее независимости. Например, то же Соглашение об ассоциации между Украиной и ЕС. Или все меморандумы об основах и принципах сотрудничества с МВФ и другими кредитными организациями Запада.
И, ясное дело, олигархи сопротивляются и будут сопротивляться подобной постановке вопроса и такому отношению к себе и к тому, что они считают «своим» и «кровно заработанным».
Поэтому выбор в вопросе деолигархизации у президента Зеленского есть. Он либо силой и с помощью Запада сметает олигархический строй, либо олигархи свергают его действительно госпереворотом, либо же он находит «золотую середину» или, если хотите, ту общую и для большинства приемлемую национальную идею, которая ляжет в основу компромисса между государством, обществом и олигархами.
К примеру, у Путина в России такая объединительная и много оправдывающая и объясняющая идея есть, и она задекларирована более-менее прямо и понятно: восстановление былого величества государства в мире, обсечение его безопасности и повышение жизненного уровня населения. И Россия худо-бедно, но движется по этим ориентирам, даже несмотря на нынешнюю пандемию коронавируса.
А вот Зеленский, как мне кажется, еще должен объяснять и объяснять, зачем ему нужно извести одних олигархов (например, Ахметова), не трогая других (например, Коломойского) и при этом максимально укрепить свою власть, обезопасив ее от госпереворотов. И не только Украине и украинцам объяснять, чтобы заручиться их поддержкой, но и внешним кураторам, от которых он зависит и которые и слышать не хотят ни о какой независимой от них Украине. Вот в этом-то и беда, и проблема Зеленского с его нынешними победами. Он может разрушить олигархический строй, но ничего не создать взамен, а западные кураторы — оставить в Украине, как пел Высоцкий, «воронье и гробы».
И конечно же, общей «антироссийскости» и русофобии как форм борьбы с «российской агрессией» Зеленскому для идеологического обоснования своей позиции мало. Хотя бы потому, что это нравится Западу, но он далеко, а Россия близко. И ее это не устраивает.