что сближает образ демона с лирическим я

Лермонтов М.Ю. Образ Демона в традиции русской литературы

Онлайн-конференция

«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Научно-исследовательская работа учителя русского языка и литературы МОУ СОШ №14 г. Твери Усубовой А.Ф. на тему: «Образ Демона в традиции русской культуры»

ВВЕДЕНИЕ

Для этого мы обратимся к почти «программным» текстам русской литературы: поэме Лермонтова «Демон», стихотворению Блока «Демон» и стихотворению Пастернака «Памяти Демона».

Образ Демона уже использовался в западной литературе. К этому образу, взятому из библии, олицетворяющему дух отрицания [3], обращались многие европейские писатели (Сатана в «Потерянном рае» Дж. Мильтона). Демон всегда был мятежным духом. М.Ю.Лермонтов уже в первой строке переосмыслит традиционный образ Демона: «Печальный Демон, дух изгнанья». Демон становится романтическим героем, воплощая гордость и страдание. Замысел поэмы «Демон» возник у М.Ю.Лермонтова в 1829 году, когда поэту было 15 лет. В этом же году завершена первая редакция. Существует восемь редакций поэмы, последняя относится, скорее всего, к 1838-1839 годам. В процессе работы менялись место действия, ритм стиха, но неизменной осталась первая строка поэмы, которая открывает все варианты поэмы, начиная с первого: «Печальный Демон, дух изгнанья…».

Демон Лермонтова воплощает не только бунт против окружающего порядка вещей, но и внутреннюю борьбу, сложность и противоречивость личности. Как и на картине Врубеля, Демон становится не просто дерзнувшим против бога ангелом, а страдающим человеком.

Демон осознаётся мятущимся героем, сюжет отходит на второй план, а на первом оказывается внутренняя борьба героя, борьба с самим собой. Если лермонтовский герой говорит:

то герой Блока увлечён внутренними переживаниями, своей любовью больше, чем отношениями с миром:

Б.Пастернак шёл по следам А.А.Блока, продолжая традицию «вочеловечивания» Демона. Он посвятил М.Ю.Лермонтову книгу «Сестра моя – жизнь» (1922 год), которая начиналась со стихотворения «Памяти Демона». М.Ю.Лермонтов, по словам Б.Пастернака, был олицетворением творческого поиска и откровения [4]. Отсюда в стихотворении образы и мотивы лермонтовской поэмы «Демон». Влияли на Б. Пастернака и знакомые ему с детства иллюстрации к лермонтовскому «Демону» картины Врубеля, среди которых есть «Демон у стен монастыря».

Мы попробуем сопоставить трёх Демонов и выявить черты, которые сближают эти три произведения, а также те изменения, которые показывают трансформацию образа Демона и в культуре вообще, и индивидуальном сознании автора.

СЮЖЕТ

У М.Ю.Лермонтова в основе сюжета поэмы – библейский миф об ангеле, восставшем против Бога. В наказание Бог сверг его с неба в ад и сделал носителем зла. Но лермонтовский герой «сеял зло без наслажденья», «зло наскучило ему»; он стремится к красоте и гармонии, что нашло воплощение в его любви к Тамаре. Акцент делается с содержания на переживания лирического героя. Он ведёт борьбу с богом. Демон Лермонтова оказывается не только падшим ангелом, но и человеком. Он влюблён в Тамару, их отношения представляют условный любовный сюжет.

В стихотворении Б.Л.Пастернака и А.А.Блока любовный сюжет вообще показан пунктирно, а имя Тамары в каждом из стихотворений упоминается всего по одному разу. Лирический герой выражает свои чувства очень тяжело и эмоционально. Акцент делается на переживания Демона.

ЛИРИЧЕСКИЙ СУБЪЕКТ.

Демон у Лермонтова упоминается в третьем лице, автор рассказывает, словно сам всё видел. Автор управляет своим героем, его поведением и чувствами. Он – «эпический» повествователь, который смотрит на своего героя со стороны.

У Блока Демон, то есть лирический герой, в первом лице, «я»: «Прижмись ко мне крепче и ближе,…». «Не жил я – блуждал средь чужих…». Его действия происходят в настоящем времени: «О сон мой! Я новое вижу», стихотворение вызывает живое впечатление, а герой страстен, циничен и жесток.

В стихотворении Б.Пастернака предельно воплощается идея, намеченная Блоком: Демон – индивидуум (я) и человек вообще (он).

На дымно – лиловые горы

Принёс я на луч и на звук

Усталые губы, и взоры,

И плети изломанных рук.

Не рыдал, не сплетал

Оголённых, исхлёстанных, в шрамах.

ПРОСТРАНСТВО

У Лермонтова действие происходит в Грузии:

Роскошной Грузии долины

Ковром раскинулись вдали… (ч. 1; гл. 4, с. 116)

в горах: «И над вершинами Кавказа…», у берегов Дарьяла и Терека:

Вился лучистый Дарьял,

И Терек, прыгая, как львица

С косматой гривой на хребте… (ч. 1; гл. 3, с. 116)

Фон Кавказа помогает нам понять и увидеть всю эмоциональность и вспыльчивость, гордость и жажду свободы героя. Действия лирического героя выражаются прошедшим временем. Таким образом, они происходят как бы в идеальном прошлом.

В стихотворении Блока пространство открытое, действия происходят в настоящем времени в Чечне:

Чеченская пуля верна.

Пространство близко к лермонтовскому: «На дымно-лиловые горы…», «У склона бессмертной горы,…» Вокруг Кавказ и его просторы.

У Б.Л.Пастернака в «Памяти Демона» действия происходят в прошлом: «Приходил по ночам…», «Парой крыл намечал», «Клялся льдами вершин…» тоже на Кавказе, в Грузии:

За оградой грузинского храма.

Как седеет Кавказ за печалью.

Но неожиданное появление образа окна – частотного у Пастернака и связанного с разрушением преграды, проникновением мира и единением мира и человека, говорит об одиноком человеке, закрытом для окружающих:

Пробирая шерстинки бурнуса.

СТИХОТВОРНЫЙ РАЗМЕР

Восьмая редакция предназначалась для чтения при дворе и тогда же готовилась Лермонтовым к печати; в связи с этим ещё в дореволюционной литературе было высказано предположение, что «диалог о боге» («Зачем мне знать твои печали» впервые появился в третьей редакции) изъят из этой редакции по цензурным мотивам. Окончательная восьмая редакция «Демона» написана четырёхстопным хореем.

Судя по стихотворному размеру все три «Демона» совершенно различны, не имеют ничего общего. Однако от двусложника авторы ХХ века переходят к трёхсложникам, интонационно увеличивая элегичность повествования.

КОМПОЗИЦИЯ

Поэма «Демон» Лермонтова написана с разделением делясь на две части, а части в свою очередь делятся на главы. В каждой части по шестнадцать глав. Строфы каждой главы неупорядочены, состоят из разного количества строк. (Длину строфы определяет содержание. Строфы соответствуют главам.) А. А. Блок и Б. Л. Пастернак написали свои стихотворения «Демон» и «Памяти Демона» четырёхстишиями, и строфы представляют собой катрены.

У Блока в стихотворении нет глав. У него другое деление строфы – смысловые части, выделенные многоточием. Притом это деление в первом четверостишии второй строфы; четвёртое и пятое четверостишия – последние строфы; шестое четверостишие – вторая строфа. Таким образом, четыре смысловые части, выделенные многоточием:

Прижмись ко мне крепче и ближе,

Не жил я – блуждал средь чужих…

С тобою, с мечтою о Тамаре,

Я, горний, навеки без сил…

Тоскливо к нам в небо плеснули

Не нужные складки чадры…

Там стелется в пляске и плачет,

Пыль вьётся и стонет зурна…

Б.Л.Пастернак также делит стихотворение «Памяти Демона» на смысловые части. Но по-другому. Оно делится на две смысловые части одиночным противительным союзом «но»:

Но сверканье рвалось

В волосах, и, как фосфор, трещали.

Это говорит о неразрешённости вопроса внутреннего мира героя. Но после «но» герой решается и для него не существует преграды:

Пробирая шерстинки бурнуса

Клялся льдами вершин:

Таким образом, проанализировав образ Демона в трёх разных произведениях, следует сказать, что он существенно изменился с 1829 по 1917 годы.

В стихотворении М.Ю.Лермонтова он был падшим ангелом, бунтующим против бога, и вёл внутреннюю борьбу с самим собой. Эта борьба выходит на первый план. Блоковский Демон занят только самим собой, увлечён своими внутренними переживаниями, своей любовью.

В стихотворении Б.Л.Пастернака он переживает очень тяжело и эмоционально. Акцент делается именно на внутренние переживания героя, которые в итоге изменяют и мир внутренний и внешний. События оказываются нерасторжимы.

Попытка проанализировать образ Демона в трёх разных произведениях приводит к выводу, что он сохранился в литературе, но изменялся каждый раз не только из-за особенностей авторского видения, но и из-за веяний эпохи, которая предполагала всё больший индивидуализм, акцент на внутреннем мире героя.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1.Блок А. А. Стихотворения. Поэмы. Москва: «Художественная литература», с. 141, 1969.

2.Лермонтов М. Ю. Стихотворения. Поэмы. Москва: «Олимп ППП», с. 133-278, 1993.

3.Лермонтовская энциклопедия, Москва: «Большая Российская энциклопедия», с.130-136, 1999.

4.Пастернак Б. Л. Стихотворения. «Век: поэт и время», Б. Пастернак. Москва: «Молодая гвардия», с. 133, 1990.

Источник

Лирический герой в произведения М. Ю. Лермонтова

В стихотворных произведениях М.Ю. Лермонтова, как и у других поэтов, образ лирического героя занимает ведущую позицию, благодаря которому поэту удается оценивать и описывать происходящее, а также через этого героя выражать, своё отношение к той или иной ситуации, к персонажам, к предметам, к обстановке и т.д.

Лирический герой Лермонтова – герой романтический. Поэтому практически во всех произведениях поэта присутствуют темы присущие романтизму: одиночество, борьба, трагичность любви, отчаяние и мечтательность.А также сам лирический герой наделен отличительными чертами романтика – он и скиталец, и поэт, и мятежник, и влюбленный.

Каждое из этих романтических начал лирического героя Лермонтова раскрывается в творчестве поэта по отдельности, но вместе собранные, они создают полный, довершенный и неповторимый образ лермонтовского героя романтика.

Тема неразделенной и несчастной любви занимает главное место в творчестве поэта, а также в формировании образа лермонтовского героя.
В любви героя постоянно появляются препятствия, мешающие ему насладиться счастьем и разделить любовь со своей возлюбленной.

Трагичность любви лермонтовского героя видим на примере отрывка из стихотворения «Нищий»:

«Так я молил твоей любви
С слезами горькими, с тоскою;
Так чувства лучшие мои
Обмануты навек тобою!»

Любовь, надежды и мечты героя были обмануты любимой женщиной, отчего он чувствует непреодолимую тоску и «окутывающую» его печаль, которые настолько сильны, что герой не в силах сдерживать их у себя в душе, и проливает «горькие слезы» отверженного влюбленного.

Тема одиночества, отчаяния и грусти занимают второе место в произведениях Лермонтова и в создании образа лирического героя.
Герой творчества поэта очень часто выступает, как одинокий и никем не понятый человек, что дополняет его образ, добавляя к неразделенной любви еще и трагичность, и мрачность почти всего окружающего.
Тема одиночества лермонтовского героя присутствует во многих его стихотворных произведениях, однако особенно сильно отслеживается отчужденность, одиночество и тоска в стихотворении «И скучно, и грустно», мы видим это на отрывке из стихотворения:
«И скучно и грустно, и некому руку подать
В минуту душевной невзгоды…»

Здесь мы видим сильную тоску лирического героя, его страдания от того, что он одинок и от того, что ему «некому даже руку подать», когда это так необходимо.
Эта тоска, печаль, грусть дополняют трагичный образ лермонтовского героя.

Тема борьбы в творчестве Лермонтова также участвует в создании образа лирического героя, но здесь можно сказать, что она не трагична и несчастна,
а наоборот является одной из важных составляющих, которые определяют целеустремленную и волевую личность. Борьба с установленными порядками, с самим собой, борьба за любовь – является самой сущностью романтической натуры лермонтовского героя. Тема борьбы присутствует в стихотворении «Парус», где внутреннее состояние борьбы лирического героя сравнивается со стихией и одиноким парусником:

«Под ним струя светлей лазури,
Над ним луч солнца золотой:
А он, мятежный, просит бури,
Как будто в бурях есть покой».

Все выше представленные темы, формирующие романтизм и образ лирического героя, отражали глубокую тоску, одиночество и трагичность судьбы лермонтовского героя, однако еще одной важной составной является нежная, «тонкая» душа героя, способная чувствовать «высокое» и прекрасное, что мы видим на примере отрывка из стихотворения «Когда волнуется желтеющая нива»:

«Когда волнуется желтеющая нива,
И свежий лес шумит при звуке ветерка…
…Тогда смиряется души моей тревога,
Тогда расходятся морщины на челе,—
И счастье я могу постигнуть на земле,
И в небесах я вижу бога».

Лирический герой в творчестве М. Ю. Лермонтова – человек одинокий, страдающий от тоски и безразличия по отношению к нему большинства людей.
Это трагическое ощущение одиночества лишает его любви, радости жизни и даже всё окружающее по большей части враждебно и неприятно герою. Одной отрадой является его свободолюбивые намерения, которые постоянно идут бок о бок с темой борьбы в творчестве Лермонтова, и также любовь к русской природе, её величию и неповторимости, делающие героя хоть на мгновение, но счастливым в его трагичной и несчастной жизни.

Источник

«Демон» Лермонтова: краткое содержание и анализ поэмы

Поэма М.Ю. Лермонтова «Демон». Читать полный текст, слушать аудиокнигу. Краткое изложение. Русская литература, 10 класс. Анализ и суть поэмы. Картина Врубеля «Демон».

что сближает образ демона с лирическим я. cdd6159923a8f43e160ffed558f56535. что сближает образ демона с лирическим я фото. что сближает образ демона с лирическим я-cdd6159923a8f43e160ffed558f56535. картинка что сближает образ демона с лирическим я. картинка cdd6159923a8f43e160ffed558f56535. Для этого мы обратимся к почти «программным» текстам русской литературы: поэме Лермонтова «Демон», стихотворению Блока «Демон» и стихотворению Пастернака «Памяти Демона».

«Демон»романтическая поэма М.Ю. Лермонтова о демоне, соблазнившем и погубившем молодую грузинскую княжну Тамару.

При жизни Лермонтова «Демон» был запрещён цензурой и распространялся в списках. Всего насчитывается восемь редакций произведения. Первое полное издание в России вышло лишь в 1860 году, через 19 лет после смерти автора.

Содержание

что сближает образ демона с лирическим я. f8d341022420ba30e82b7e558e87a82e. что сближает образ демона с лирическим я фото. что сближает образ демона с лирическим я-f8d341022420ba30e82b7e558e87a82e. картинка что сближает образ демона с лирическим я. картинка f8d341022420ba30e82b7e558e87a82e. Для этого мы обратимся к почти «программным» текстам русской литературы: поэме Лермонтова «Демон», стихотворению Блока «Демон» и стихотворению Пастернака «Памяти Демона».

Читать полный текст, слушать аудиоверсию

Полный текст поэмы Лермонтова «Демон» можно прочитать в «Викитеке». Аудиоверсия доступна на YouTube.

Краткое содержание поэмы «Демон»

Часть I

Печальный Демон, изгнанный с небес падший ангел, летит над горами Кавказа и над цветущей Грузией. Там седой князь Гудал готовится выдать замуж дочь — прекрасную княжну Тамару:

С тех пор как мир лишился рая,
Клянусь, красавица такая
Под солнцем юга не цвела.

Увидев Тамару, Демон испытывает давно забытые чувства, вспоминает о прежнем счастье, любви и красоте.

Тем временем жених Тамары, правитель Синодала, так спешит на свадьбу, что проезжает мимо часовни, не помолившись.

Его коварною мечтою
Лукавый Демон возмущал:
Он в мыслях, под ночною тьмою,
Уста невесты целовал.

На караван жениха нападают разбойники, он погибает. Лихой конь привозит его мёртвое тело к воротам Гудала. Тамара рыдает и слышит голос Демона: «Не плачь, дитя! Не плачь напрасно!». В её душе зарождается странное чувство к невидимому соблазнителю, которое и влечёт её, и пугает.

Часть II

Тамара отвергает всех новых женихов, которые к ней сватаются. Княжна признаётся отцу, что её искушает «дух лукавый», и уговаривает отпустить её в монастырь. Но и там она продолжает слышать манящий голос Демона.

Уж много дней она томится,
Сама не зная почему;
Святым захочет ли молиться —
А сердце молится ему.

Демон прилетает в монастырь к Тамаре. Он чувствует любовь, из его глаз падает слеза, насквозь прожигающая камень.

И входит он, любить готовый,
С душой, открытой для добра.

Однако в келье Тамары дорогу Демону преграждает охраняющий её ангел-херувим. Он обращается к Демону с упрёком и велит уходить. Тогда в Демоне вновь просыпается злоба. «Она моя», — заявляет дух, покоривший гордое сердце красавицы. Херувим, признав победу противника, улетает прочь. Демон признаётся Тамаре в любви.

Я тот, которому внимала
Ты в полуночной тишине,
Чья мысль душе твоей шептала,
Чью грусть ты смутно отгадала,
Чей образ видела во сне.
Я тот, чей взор надежду губит;
Я тот, кого никто не любит;
Я бич рабов моих земных,
Я царь познанья и свободы,
Я враг небес, я зло природы,
И, видишь, — я у ног твоих!

Демон говорит, что девушка одним своим словом могла бы вернуть его в ряды ангелов, заставить снова служить добру. Но Тамара не верит Демону, считает его речи обманом: «Твои слова — огонь и яд».

Собеседник продолжает убеждать её, что устал творить зло и страдает от одиночества. По просьбе Тамары он клянётся отречься от зла, вознести возлюбленную на небеса и сделать «царицей мира».

Клянусь я первым днём творенья,
Клянусь его последним днём.

Демон целует Тамару, и от этого поцелуя она погибает. Её хоронят на семейном кладбище возле церкви на склоне Казбека. Ангел встречается в небесах с Демоном и объявляет, что у того больше нет власти над душой Тамары. Бог забирает праведницу в Рай.

что сближает образ демона с лирическим я. 45420179e664ae690c07a54c8d3ebd43. что сближает образ демона с лирическим я фото. что сближает образ демона с лирическим я-45420179e664ae690c07a54c8d3ebd43. картинка что сближает образ демона с лирическим я. картинка 45420179e664ae690c07a54c8d3ebd43. Для этого мы обратимся к почти «программным» текстам русской литературы: поэме Лермонтова «Демон», стихотворению Блока «Демон» и стихотворению Пастернака «Памяти Демона».

М.А. Врубель. Тамара и Демон

Анализ и суть поэмы

Поэма «Демон» написана в духе романтизма. Это значит, что в ней действуют исключительные герои в исключительных обстоятельствах. Действие происходит на Кавказе, который для русского читателя в то время был загадочным и экзотическим местом. Герои поэмы тоже необычны: это прекрасная княжна и мрачный могущественный Демон.

Тема поэмы — одиночество, изгнанничество, которые воплощает в себе Демон. Он лишён райского блаженства, ему положено вечно сеять зло, но «зло наскучило ему». Демон ищет покоя и любви, но не может их обрести — и это сближает его и с лирическим героем стихотворений Лермонтова, и с Печориным из «Героя нашего времени».

Трагедия Демона в том, что даже его попытка отречься от зла и обрести счастье обречена на провал: любовь адского духа убивает Тамару. Ангелы забирают её душу в Рай, и Демон навечно разлучается с возлюбленной.

Значительное место в произведении отведено пейзажам Кавказа, которые служат отправной точкой для философских размышлений. В частности, поэма завершается описанием разрушенного замка Гудала и уцелевшей церкви, где покоятся останки Тамары. В этом случае пейзаж служит аллегорией, символом вечности, противопоставленной скоротечной человеческой жизни и сиюминутным страстям.

Полностью поэма «Демон» была опубликована лишь в 1860-е годы, когда эпоха русского романтизма уже закончилась, а ему на смену пришёл реализм. В этих условиях «Демон» многим казался устаревшим произведением, его подвергали осмеянию, создавали на него пародии. Тем не менее поэма вошла в число классических произведений русской литературы. Интересу к лермонтовскому сочинению отчасти способствовало и появление оперы «Демон».

Опера «Демон»

В 1875 году в Мариинском театре состоялась премьера оперы Антона Рубинштейна «Демон» (на либретто Павла Висковатова). В начале XX века партию Демона исполнял Фёдор Шаляпин.

Полностью оперу в концертном исполнении можно посмотреть на YouTube. Партию Демона поёт Дмитрий Хворостовский.

Источник

Анализ поэмы «Демон» (М.Ю. Лермонтов)

Автор: Самый Зелёный · Опубликовано 30.01.2020 · Обновлено 30.01.2020

Многомудрый Литрекон поможет Вам растолковать поэму М.Ю. Лермонтова «Демон». Вы можете использовать анализ произведения по плану для написания сочинений и проверочных работ. Кроме того, разбор поэмы – отличный способ подробнее разобраться в творчестве Лермонтова, а эти знания пригодятся Вам на решающих экзаменах в старших классах.

История создания

История написания поэмы «Демон» наталкивает на мысль, что произведение играло особую роль в жизни автора. Он начал работу над произведением в 14 лет, продолжал вносить корректировки в течение всей жизни, так и не опубликовав его самостоятельно. Несмотря на многочисленные исправления и доработки, первая строка осталась без изменения с 1829 года. («Печальный Демон, дух изгнанья»). Об этой работе автора сохранились весьма интересные факты:

Жанр, направление, размер

Жанр произведения — поэма, литературное направление — романтизм. Отверженный и одинокий герой-бунтарь, готовый идти наперекор судьбе, присущ романтическим поэмам, к которым можно отнести «Демон». Тексту присущи и другие романтические черты:

Размер «Демона» — четырехстопный ямб.

Действия, описанные в поэме, происходят в Грузии. Демон пролетает над вершинами Кавказа и замечает прекрасную Тамару, дочь Гудала. Она готовится к своей свадьбе и ждет жениха, который направляется к ней с богатым караваном верблюдов. Но по пути их настегают и убивают разбойники. Демон, который пленился красотой девушки, является и желает завладеть ею.

Испуганная Тамара просит родных отдать ее в монастырь, чтобы спастись от злых чар. Там она находит защиту, но в одну из ночей Демону удается пробраться к ней. Он соблазняет Тамару, и девушка погибает. Но ее душа все равно не остается с Демоном, Ангел спасает девушку и переносит в Рай.

Образы и символы

Образ юной и прекрасной девушки, которая верит в Бога, скромна и чиста, сталкивается с образом Демона. Он очень сложный и неоднозначный персонаж, обреченный на вечную тоску и одиночество. Главные образы в поэме «Демон» Многомудрый Литрекон расположил в таблице.

ДемонПадший Ангел блуждает и властвует над землей, но наскучившее зло не доставляет ему никакого наслаждения (Он не встречал сопротивленья – и зло наскучило ему). Все меняется, как только он замечает Тамару. Демон хочет обрести спасение через любовь к ней, он готов сеять добро. Впоследствии он раскрывается как дерзкий, настойчивый, страстный герой. Он не в состоянии совладать со своей гордыней и является ее жертвой, поэтому автор сочувствует ему, постоянно награждая его характеристикой «грустный». Злой дух — заложник судьбы, и бунт против нее для него оканчивается поражением. Образ Демона наделен типичными романтическими чертами: он одинок, горд и отрешен от мира.
ТамараТамара скромна и благочестива, хотя именно она является самой прекрасной девушкой на земле. Она честна и до конца сопротивляется злой силе. Спасение героиня находит в монастыре, то есть она готова отречься от всего, чтобы сохранить чистоту своей души. В борьбе за нее она пала, но раскаялась, и за ее старания ангел не позволил пропасть ее душе в объятиях сатаны.

Тематика поэмы «Демон» выходит за рамки типичной русской литературы, и Многомудрый Литрекон посвятит ей больше времени, если читатель напишет в комментариях, чего не хватает. Автор затрагивает такие темы, как любовь, вера, одиночество, борьба добра и зла.

Проблемы

Проблематика произведения «Демон» может быть описана объемнее, если читатели напишут Многомудрому Литрекону то, то нужно добавить в список.

Основная идея

Главная мысль же заключается в том, что каждый из героев стоит перед нравственным выбором. Демон опять выбирает бунт вместо смирения, как и тогда, когда он пошел против Бога — своего создателя. Как и тогда, его мятеж не увенчался победой: он был напрасен, как и любое сопротивление судьбе. Но такова природа Демона: он не может смириться и избавиться от гордыни, поэтому он, вопреки запретам, идет за Тамарой в монастырь, бросает вызов Ангелу. Он хотел исцелиться любовью, но не заметил, как опять совершил одну и ту же ошибку, как опять стал заложником высокомерия. Его любовь оказалась такой же химерой, как и свобода от Бога. Ничто не может изменить его, потому что попытка измениться, противоречащая воле Творца и его законам, — это и есть его истинная сущность, против которой он выступает. А вот Тамаре удается противостоять искусителю с помощью веры, потому что она смиряется и уповает на волю Господа. Поэтому в конце произведения ее душа обретает смирение в Раю.

Средства выразительности

Для создания образов М. Ю. Лермонтов использует разнообразные тропы в поэме «Демон», это помогает проследить отношение автора и чувства героев.

В поэме «Демон» еще очень много средств художественной выразительности, которые Многомудрый Литрекон добавит в текст, если в этом есть надобность, о которой стоит сообщить ему в комментариях.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *