что с мостом цимбалинским мостом
Вредность РЖД бьёт по велосипедистам и истории. Холдинг решил снести путепровод, построенный в начале прошлого в
Цимбалинский, или как его ещё называют, Фарфоровский мост запустили для нужд автотранспорта в 1910 году. Построить построили, открыли, но по факту транспортной нагрузки сооружение не имело, а использовалось исключительно для подъезда гужевого и автомобильного транспорта к станционным постройкам и жилым домам.
В конце 60-х мост реконструировали, деревянные покрытия поменяли на бетонные, сам путепровод лишили тротуаров.
В конце 2018 года путепровод закрыли и в очередной раз реконструировали.
«Отношение к возможному сносу путепровода резко отрицательное. Считаю его одним из символов района, органично сочетающимся с местностью Фарфоровский Пост, собственно и послужившей появлению названия «Фарфоровский путепровод». Надо отметить, что в районе Купчино не так уж много памятников начала XX века, и оригинальная инженерная конструкция, простоявшая более ста лет и пережившая войну, может по праву считаться памятником инженерной мысли. Считаю необходимой реставрацию моста с возвращением первоначального вида и допуском движения по нему исключительно пешеходов и велосипедистов», — заявляет питерский активист.
В РЖД объяснили необходимость сноса «максимальными категориями дефектов». Градозащитники, в свою очередь, уже обратились к губернатору Петербурга Александру Беглову с просьбой сохранить путепровод и даже включить мост в состав нового велосипедного маршрута, раз статус памятника установить не удаётся.
«Борьба за спасение путепровода от уничтожения, на мой взгляд, может быть различной. Тут и обращения во все органы власти, включая президента, разумеется; должны быть обращения в прессу, нелишним было бы спросить и жителей города и района о необходимости сноса и возможности сохранения Фарфоровского моста.
Допускаю обращения к депутатам самых разных уровней.
Лично знаю депутатов муниципального образования, к которому примыкает путепровод, которые убеждены в необходимости сохранения и реставрации этого потенциального памятника. Также знаю, что в городской думе отдельные депутаты также поддерживают идею сохранения объекта. Эти люди уже давно и активно борются за сохранение моста, и я всецело на их стороне», — резюмирует эксперт.
Больше лёгкого чтива для тяжёлых будней ищите в нашем разделе LIGHT и в Telegram-канале @Vgudok
Общественные слушания по Цимбалинскому путепроводу: схемы и пояснения
На сайте Комитета по градостроительству и архитектуре опубликованы материалы проекта планировки и межевания территории для реконструкции Цимбалинского путепровода — карты, схемы и пояснения. Все они находятся в открытом доступе и предназначены для ознакомления жителей и обсуждения в рамках текущих общественных слушаний.
Главное пожелание — сместить весь путепровод в сторону промзоны, конечно же выполнено не было — для этого пришлось бы переделывать весь проект. Но обоснование такого решения выглядит слабым: «Был рассмотрен вариант с возможностью максимального сохранения существующих осей путепровода и подходов, однако существующие плановые показатели не удовлетворяют требованиям действующей нормативной документации и требуют значительных ограничений скоростей». Сейчас представлен вариант трассы спрямляющий улицу Белы Куна с осью улицы Цимбалина по кривой радиусом 800 метров. Он сохраняет движение транспорта по старому мосту во время строительства первой очереди нового путепровода, а также экономит средства РЖД на демонтаж исторической конструкции.
Новый путепровод будет на 3,8 метра выше существующего и значительно массивнее — ширина полос в каждую сторону составит 3,5 и 4 метра, со стороны жилых домов пройдет тротуар шириной 3 метра, а вдоль другого его края появится той же ширины велодорожка.
В результате зеленая зона вдоль дома № 25 по улице Белы Куна окончательно исчезнет. Часть ее попадает на тротуар и проезжую часть путепровода, часть — на расширение придомового проезда, ширина которого увеличится с 7,2 метра до 11 метров. А те немногие деревья, что можно было бы оставить, все равно не выживут — вдоль их корней будет проложена труба водоканала.
«На участке реконструкции проезда вдоль дома № 25 по ул. Белы Куна до разворотной площадки у дома №27 предусматривается общее уширение проезжей части для сохранения возможности размещения личного транспорта жителей многоквартирных домов. Ширина проезжей части в пределах данного участка составит 11,0 м. Уширение выполняется со стороны проектируемых подходов к путепроводу и не уменьшает ширину тротуара со стороны жилых домов».
Место примыкания тротуара к улице Белы Куна тоже будет реконструировано, а перейти проезд у дома № 25 по пешеходному переходу можно будет только сделав крюк вдоль четырех парадных. Документация обещает, что работы на путепроводе не помешают движению по проезду транспорта.
Предусмотрена организация заезда автомобильного транспорта в существующую жилую и промышленную застройку, как в период строительства, так и после окончания строительства путепроводной развязки.
Придомовой проезд будет поворачивать к Фарфоровскому посту. Справа от него проложат тротуар шириной 2 метра, продолжение существующего, а слева появится обочина шириной 1 метр. Для этого будет сокращена на 2240 кв. метров площадь безымянного сквера № 13-72-5 у дома № 27 по улице Белы Куна, это около 10% его территории.
Однако подъем на Цимбалинский путепровод снесут не полностью — путь к Фарфоровскому посту будет идти горкой — сначала вверх на насыпь, а потом по ней вниз к домам. О таком экономном решении говорят значки откоса на схеме проезда. «Устройство съезда в отметках близких к существующим позволит избежать значительных объемов земляных работ и сократить границу реконструкции съезда Фарфоровский Пост на 50 м.» Можно предположить, что демонтажа насыпи во время первого этапа строительства вообще не будет.
На первом этапе реконструкции Цимбалинского путепровода движение по проезду будет двусторонним — на Фарфоровский пост и обратно.
В пояснительной записке также упомянут предполагаемый снос всех построек бывшего военного киноархива, давно уже превратившегося в опасные руины. Ранее речь шла лишь о сносе мелких домов и пристройки к главному зданию.
Всю документацию проекта планировки и межевания территории для реконструкции Цимбалинского путепровода можно посмотреть на сайте КГА в разделе «публичные слушания», в самом здании КГА и в помещениях администраций Невского и Фрунзенского районов в часы их работы. Консультации будут проводиться по конференц-связи, программное обеспечение которой можно будет загрузить с сайта КГА. Состоятся они 17.ноября с 10:00 по 12:00, а записаться на них нужно заранее.
Подать предложения необходимо до окончания срока экспозиции, то есть, до 25 ноября. Отправить их можно по электронной почте на официальный сайт КГА, зарегистрировавшись в разделе этого проекта, или в письменной форме по адресу 191023, площадь Ломоносова, д. 2 — лично или по почте. Контактный телефон организатора общественных обсуждений: 576 16 00.
Беглов и глава РЖД назвали сроки ремонта Цимбалинского путепровода
Санкт-Петербург, 2 сентября. Реконструкция Цимбалинского путепровода является одной из ключевых задач в рамках подписанного на ПМЭФ-2019 соглашения. Об этом заявил врио губернатора Санкт-Петербурга Александр Беглов на встрече с генеральным директором РЖД Олегом Белозеровым.
Главной темой обсуждения Беглов и Белозерова стала Концепция развития железнодорожной инфраструктуры, на встрече в понедельник стороны утвердили ее первый этап. Одним из ключевых вопросов в рамках соглашения является ремонт Цимбалинского путепровода.
Собеседники договорились, что мост должен стать современным, четырехполосным. В настоящее время его состояние оценивается как неудовлетворительное. Прежде, чем начать реконструкцию, Петербург получит Цимбалинский мост от РЖД на безвозмездной основе.
По предварительным оценкам, ремонт путепровода обойдется в 4,5 миллиарда рублей. Собеседники назвали и сроки реконструкции — ее завершат, согласно планам, через три года.
«Эта трасса должна пройти под Цимбалинским путепроводом», — уточнил глава РЖД.
В целом, по словам Белозерова, в рамках подписанного на ПМЭФ-2019 соглашения, планируется очень многое. К примеру, построить северо-восточный и юго-западный железнодорожные участки, возвести новые пути и подъезд к аэропорту «Пулково».
Ранее глава Петербурга проинспектировал завершение ремонта на двух важных магистралях Приморского района. После проверки участка на Комендантском проспекте он осмотрел и участок Богатырского проспекта. Строительство дороги началось в 2013 году. Полностью работы будут закончены в 2020 году после благоустройства прилегающих территорий и подъездов к ним.
Прогулка с Оксаной Дмитриевой или как передвинуть Цимбалинский путепровод?
Депутат ЗакСа Оксана Дмитриева обсудила с жителями Фарфоровского поста и последних домов улицы Белы Куна нерадостные перспективы реконструкции Цимбалинского путепровода.
Поводом стало письмо Комитета по развитию транспортной инфраструктуры (КРТИ). В ответ на просьбу жителей назвать дату новых переговоров, обещанных во время предыдущей встречи, чиновники посоветовали высказать свое мнение на общественных слушаниях — по факту, в комментариях на сайте КГА.
Чтобы лучше понять, чего добиваются купчинцы, депутаты Оксана Дмитриева и Сергей Трохманенко приехали на Фарфоровский пост — осмотреть местность и поговорить с жителями. Встреча-прогулка состоялась в воскресенье 18 июля и собрала больше двадцати участников — многие присоединялись по дороге.
Путепровод пройдет всего 30 шагах от торца здания, а сама трасса будет на уровне верхнего этажа. «Мы же тут помрем! У нас и так станция, громкоговорители, „Сапсаны“. А тут еще и мост будет сверху. Мы дорого платим за квартиру, а ванн нет, воды горячей нет, водогрей не работает — дорога забирает электричество, нам и не хватает напряжения. Колонки газовые тоже нельзя, не разрешено. И как хочешь, так и живи!» — пожаловались люди.
Дом № 34 может быть снесен при строительстве скоростной железнодорожной линии Санкт-Петербург-Москва. Однако жители выразили опасение, что путепровод построят, а до расширения железной дороги дело не дойдет, и они останутся жить на перекрестке двух шумных магистралей.
Другая проблема — при строительстве скоростной магистрали может быть снесена вся первая линия кирпичных домов Фарфоровского поста, построенных в 80-х годах XIX века. Жить здесь тоже непросто, но кирпичные здания сохранили исторический облик — фундаменты сложены из гранита, а окна и парадные красиво оформлены.
Когда-то в эти дома селили почетных железнодорожников. Высота потолков здесь 3,6 метра, а в квартирах даже сохранились печи. Жители заметили, что исторические здания можно было бы расселить, а внутри разместить общественные организации или офисы.
Причина отказа ясна — ведь если дома признают памятниками, РЖД придется прокладывать скоростную дорогу не по Фарфоровскому посту, а восточнее, по своей территории. Впрочем, такой вариант тоже рассматривается.
Перенос путепровода на место руин помог бы сохранить сквер перед домом № 25 по улице Белы Куна. Когда-то жители посадили его своими руками, и теперь там три ряда высоких деревьев. Главное его украшение — аллея лиственниц, но она тоже должна пойти под снос.
«Мы просим, чтобы они не трогали сквер, потому что люди посадили его своими руками, и оставили проезд перед домом в прежнем виде, чтобы по нему не ездили транзитные машины» , — напоследок объяснили жители.
«Я приехала, потому что вы очень много писали ВКонтакте губернатору, в муниципалитет. И чем больше вы настаиваете, тем больше вероятность добиться — это совершенно точно. Хорошо действуют социальные сети, публичные обращения. Все обращения фиксируются, и власти смотрят на их количество. И если что-то будет решено, то только под общественным давлением».
Жители передали Оксане Дмитриевой список своих требований и подписи, собранные против проекта реконструкции путепровода. Вряд-ли все пожелания будут удовлетворены, ведь строительство путепровода затрагивает интересы многих сторон, и решение в любом случае будет сбалансированным. Но депутат посоветовала скептикам не опускать руки и бороться дальше. «Попробуем создать прецедент!» — поддержали ее остальные.
Цимбалинский путепровод в Петербурге приговорили к сносу
КГИОП отказался признавать памятником дореволюционный Фарфоровский (он же Цимбалинский) путепровод. Это означает, что теперь его снесут, а взамен построят что-то современное и утилитарное.
Путепровод был построен в 1910 году. Тогда он соединил Муравьевский переулок (ныне улица Цимбалина) с Фарфоровским постом, Николаевским поселком и дорогами в села Волково и Романово. Сейчас путепровод связывает улицу Цимбалина и улицу Белы Куна. Народ прозвал его Цимбалинским.
На самом деле путепровод состоит из двух мостов, разделенных насыпью. Западный пересекает главный железнодорожный путь на Москву. Устои облицованы колотым гранитом, рустованным под квадры с алмазной гранью, имеют венчающий карниз. Восточный мост нависает над товарными путями, он выполнен в виде четырех арочных ферм.
За время существования путепровод проходил ремонты. Так, в 1968 – 1970 годах было убрано первоначальное деревянное покрытие и положены железобетонные плиты для автомобильного покрытия, тогда же появились консольные пешеходные тротуары, было заменено историческое ограждение обоих мостов. Менее существенные ремонты были в начале 1980-х, 2003-м и 2011 годах.
На протяжении последних лет топ-менеджеры РЖД не раз заявляли о желании передать Фарфоровский путепровод городу, поскольку содержание автомобильных мостов не входит в компетенцию железнодорожного предприятия. Но сетовали: «К сожалению, на данный момент механизм передачи имущества с баланса железной дороги на баланс Петербурга, отвечающий всем нормам российского законодательства и интересам сторон, не найден». Город в лице комитета по развитию транспортной инфраструктуры отвечал более расплывчато: «правовая схема возможности передачи» путепроводов и мостов на баланс города «прорабатывается».
В прошлом году, кажется, эту схему нащупали. Александр Беглов тогда сообщил, что властям Петербурга удалось договориться с РЖД о реконструкции Фарфоровского путепровода. Стороны выделят по 50% общей стоимости работ. Оба старых двухполосных моста снесут, чтобы на их месте построить новый четырехполосный (или два четырехполосных, если решат сохранить насыпь). Работы должны начаться «в самое ближайшее время» и завершиться за три года, говорил Беглов.
Для многих, в том числе для купчинского краеведа Дениса Шаляпина, арочный облик Фарфоровского путепровода давно стал важной частью ландшафта. По итогам интернет-опроса, в котором приняли участие 800 человек, в необходимости воссоздания арок в случае реконструкции путепровода уверен 61% респондентов, еще 12% вообще убеждены, что путепровод надо сохранить и отремонтировать, а не сносить.
По просьбе горожан КГИОП рассмотрел вопрос о целесообразности включения Фарфоровского путепровода в список выявленных памятников. Экспертная группа при ведомстве сочла, что «в результате многочисленных реконструкций и ремонтов путепровод утратил множество первоначальных элементов: дорожное покрытие, ограждение, были частично переделаны сами металлические фермы». В то же время «конструктивные особенности путепровода не обладают уникальностью», хотя при этом сейчас памятниками считаются «два моста с аналогичными по своему устройству металлическими арочными клепаными фермами – Финляндский железнодорожный мост и Большеохтинский мост».
Путепровод, по мнению экспертов, не представляет особой ценности для города. «У объекта не выявлено особенностей, которые могли бы служить основаниями для включения его в реестр [выявленных памятников] и подлежащих обязательному сохранению», – говорится в их заключении.
Надо сказать, что признание путепровода памятником не свело бы на нет планы реконструкции. Вполне возможно было описать предмет охраны таким образом, чтобы можно было снести нынешнее сооружение и построить новое более широкое, но с арками. Второй вариант – нынешний путепровод можно было бы сделать пешеходным, а автомобильный путепровод навести южнее, заодно спрямились бы улицы Цимбалина и Белы Куна. Практика превращения автомобильных мостов в пешеходные при возведении новых переправ параллельно старым уже есть в других регионах. Например, так произошло в прошлом году с Казенным мостом через Дон в Лебедяни, а много раньше – с Каракумским мостом через реку Быструю Сосну в Ельце. Петербургские проектировщики могли бы учесть этот опыт и пожелания горожан.
Кстати, на балансе РЖД находятся и другие транспортные сооружения, которые компания хотела бы отдать городу. Три из них (помимо Фарфоровского) нуждаются в реконструкции или замене. Это металлический одноарочный Обуховский путепровод в створе улицы Грибакиных и 1-го Обуховского проезда, металлический балочный путепровод в конце Нефтяной дороги у станции Навалочной, а также железобетонный путепровод в створе улиц Жоры Антоненко и Связи в Мартышкине, в прошлом году признанный памятником. В технически исправном состоянии находятся путепровод через Варшавскую железную дорогу в створе Красносельского шоссе в Мокколове, а также два моста на Вокзальной улице в Петро-Славянке – через пруд возле переезда и через реку Славянку..
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 119 (6717) от 13.07.2020 под заголовком «Прощайте, клепаные арки».