что лучше компьютерные науки или информатика
В чем разница между специалистами в области компьютерной науки и программной инженерии и что лучше?
«В чем разница между специалистами в области вычислительной техники и программной инженерии?»
«Должен ли я выбирать компьютерную науку или программное обеспечение, если я хочу стать инженером-программистом?»
В этом артикле я расскажу разницу между ними.
Краткий обзор этих двух специальностей
Компьютерная наука — это исследование того, как работают компьютеры, в основном с теоретической и математической перспективы.
Вы должны выбрать вычислительную техники (Computer Science), если вам нравятся математика, логика или если вы хотите попасть в специализированную область CS, такую как искусственный интеллект, машинное обучение, безопасность или графику.
Разработка программного обеспечения — это исследование того, как создаются программные системы, включая такие темы, как управление проектами, обеспечение качества и тестирование программного обеспечения.
Вы должны выбрать программное обеспечение, если вас больше интересует практический подход, и если вы хотите узнать общий жизненный цикл того, как создается и поддерживается программное обеспечение.
Как компьютерные науки, так и программная инженерия учат основам программирования и информатики, поэтому вы можете выбрать один из них, чтобы стать разработчиком программного обеспечения.
Чтобы понять разницу между специалистами в области компьютерных наук и программной инженерии, давайте взглянем на их соответствующую учебную программу в Университете Ватерлоо в Канаде.
Я выбрал Университет Ватерлоо для этого, потому что он имеет одну из лучших компьютерных программ в Северной Америке.
Перспективы работы
Давайте сначала сравним виды рабочих мест и стажировок, которые вы можете пройти через каждую программу.
К счастью, веб-сайт Университета Ватерлоо предлагает несколько примеров.
Для каждой специальности здесь есть некоторые из выпускников выпускников, и где они работают:
Компьютерная наука
Веб-разработчик / архитектор, группа Steele
Программист, Гарри Розен Инк.
Мобильный / облачный разработчик, Clearbridge Associates Limited
Разработка программного обеспечения, General Dynamics Canada
Разработка программного обеспечения, Microsoft
Agile Engineer, Pivotal Labs
Бизнес-аналитик, Canadian Tire Corporation
Адвокат разработчика, Google
Менеджер по продуктам, Dropbox
Программное обеспечение
Разработчик программного обеспечения, Tagged Inc
Разработчик программного обеспечения, IBM Canada
Менеджер программного обеспечения, Arius Software Corporation
Инженер по программному обеспечению, VistaPrint USA
Инженер-программист, Harris Corporation
Разработчик программного обеспечения, Accenture Inc.
Технический менеджер по продукции — Разработка и разработка программного обеспечения, NexJ Systems Inc
Консультант, Финансовые решения PureFacts
Консультант по реализации, Desire2Learn
Как вы можете видеть, нет большой разницы между типами заданий, которые вы можете получить.
Наиболее распространенные выпускники после получения степени «Компьютерные науки» или «Инженерная инженерия» — это разработчик программного обеспечения или инженер-программист.
Существуют и другие связанные варианты, такие как менеджер по продуктам, аналитик QA и консультант по технологиям. Ваши варианты будут зависеть от вашего набора навыков.
Курсы первого курса:
Теперь давайте посмотрим на требуемые курсы каждой программы. Давайте сначала сравним некоторые курсы, которые вам нужно будет взять в первый год.
Компьютерная наука
CS 135 — Разработка функциональных программ
CS 136 — Разработка алгоритмов и абстракция данных
МАТЕМАТИКА 135 — Алгебра
МАТЕМАТИКА 136 — Линейная алгебра 1
МАТЕМАТИКА 137 — Исчисление 1
МАТЕМАТИКА 138 — Исчисление 2
Плюс несколько факультативов
Программное обеспечение
CS 137 — Принципы программирования
CS 138 — Абстракция и реализация данных
МАТЕМАТИКА 115 — Линейная алгебра для инженерии
МАТЕМАТИКА 117 — Исчисление 1 для инженерии
МАТЕМАТИКА 119 — Исчисление 2 для инженерии
МАТЕМАТИКА 135 — Алгебра для чести Математика
ECE 105 — Физика электротехники 1
ECE 106 — Электричество и магнетизм
ECE 124 — Цифровые схемы и системы
ECE 140 — Линейные цепи
SE 101 — Методы разработки программного обеспечения
Как вы можете видеть, курсы первого курса также довольно похожи. Они оба охватывают несколько фундаментальных курсов по информатике и несколько математических курсов по линейной алгебре и исчислению.
Единственное существенное отличие заключается в том, что Программное обеспечение имеет дополнительные компоненты физики и электротехники, в то время как Компьютерная наука имеет несколько факультативов.
Курсы после первого года:
Как насчет необходимых и выборных курсов после первого года? Давайте рассмотрим несколько примеров:
Компьютерная наука:
Математика 239 Введение в комбинаторика
Вероятность STAT 230
Статистика STAT 231
CS 240 Структуры данных и управление данными
CS 241 Основы последовательных программ
CS 245 Логика и вычисления
CS 246 Разработка объектно-ориентированного программного обеспечения Компьютерную науку, если вам нравятся математика, логика или если вы хотите попасть в специализированную область в Компьютерную науку, такую как искусственный интеллект, машинное обучение, безопасность или графику.
Вы должны выбрать Программное обеспечения, если вас больше интересует практический подход, и если вы хотите узнать общий жизненный цикл того, как создается и поддерживается программное обеспечение.
Но подождите — что же тогда? Какой из них лучше, если вы хотите быть инженером-программистом?
Вот мое мнение. В этом конкретном университете (University of Waterloo), с этим конкретным набором требований к программе, Компьютерная наука является более крупным, если вы хотите быть инженером-программистом.
Для простоты предположим, что вы надеетесь получить одну самую высокооплачиваемую работу (
100 000 долларов США в год) в качестве инженера-программиста в Северной Америке. Эти рабочие места обычно находятся в крупных компаниях-разработчиках программного обеспечения (думаю, Microsoft, Google, Amazon и т. Д.) Или в компаниях среднего бизнеса с высокими темпами роста (думаю, Dropbox, Lyft, Snapchat, Pinterest и т д).
Как правило, то, что они ищут в кандидате на программиста, — это возможность писать твердый код и создавать интересные проекты, а также основы для компьютерных наук, включая структуры данных и алгоритмы.
Я думаю, что лучший способ культивировать этот набор навыков — быстро изучить основы информатики и тратить свое время на решение проблем и написание кода.
Основываясь на учебной программе для разработки программного обеспечения и основанной на том, как, как правило, заняты инженеры-программисты, я думаю, что это будет сложнее сделать с помощью Разработчика, чем с помощью Компьютерной науки.
Еще одно преимущество этой программы в области компьютерных наук заключается в том, что она позволяет больше факультативных компьютерных наук. Это здорово, потому что в зависимости от того, что востребовано на рынке труда, вы сможете корректировать свои курсы. Например, если разработка мобильных приложений востребована, вы можете это узнать. И если параллельные вычисления пользуются спросом, вы можете сосредоточиться на этом.
Я уверен, что есть некоторые преимущества для обучения основам разработки программного обеспечения (управление проектами, дизайн, тестирование и т д). Но я лично предпочел бы гибкость над предопределенным набором навыков. Вот почему я считаю, что «Компьютерная наука» является лучшим специалистом, чтобы стать инженером-программистом с этой конкретной учебной программой.
Конечно, это только мое мнение, и это всего лишь один конкретный университет. Мне бы хотелось услышать ваше мнение и ваш опыт, если вы специализируетесь в области компьютерных наук или программного обеспечения. Пожалуйста, дайте мне знать в комментарии ниже.
Примечание 1. Различные университеты имеют разные требования к этим двум специальнастям. Эта статья должна быть хорошей отправной точкой, но вы все равно должны взглянуть на требования к программе в университете, в котором вы заинтересованы.
Примечание 2: Некоторые университеты даже не имеют основную часть программного обеспечения. Например, Университет Британской Колумбии в Ванкувере имеет степень Computer Science and Computer Engineering, но не Software Engineering. Но у них есть концентрация программного обеспечения в рамках своей программы Computer Science, а также в области компьютерной инженерии.
Если в университете, в котором вы заинтересованы, не имеет специальности Software Engineering, я бы пошел с Computer Science, если вы хотите стать разработчиком программного обеспечения. Компьютерная инженерия больше ориентирована на аппаратное обеспечение, чем на компьютерную науку или программное обеспечение, поэтому она менее напрямую связана с работой типичного разработчика программного обеспечения.
Пожалуйста, дайте мне знать в комментарии ниже 🙂
Почему бакалавриат в России готовит ИТ-недоучек? Советы первокурсникам
Поздравляю всех поступивших в ВУЗ!
Хочу поделиться некоторыми мыслями по поводу ИТ-образования в России. Шо, опять?!
В настоящее время Россия переходит на систему бакалавр+магистр. Переходит с большим скрипом.
Чему учат
Что же за зверь такой «бакалавр»?
Откроем новый образовательный стандарт (для примера специальность 230200 «Информационные системы и технологии»).
Бакалавра учат 4 года, из них:
13% Гуманитарный, социальный и экономический цикл
27% Математический и естественнонаучный цикл
1% Физ-ра
3% Практика, НИР
6% Аттестация, диплом
Собственно на предметы по специальности остается ровно 50%. В предыдущем стандарте было 45%.
В эти 50% еще входят такие далекие от компьютеров предметы, как метрология и БЖД.
Если открыть список курсов Computer Science какого-нибудь европейского (Кембридж) или американского (МИТ) ВУЗа, то видно что на загнивающем Западе к образованию относятся более прагматично. Беглый обзор дает основания считать, что в computer science за рубежом все предметы так или иначе связаны со специальностью. Оторванных дисциплин нет — если есть экономика или математика, то она дается применительно к ИТ. Это оказалось неправдой, спасибо MaximKat. Соотношение профильные/непрофильные предметы на Западе примерное такое же как у нас (хотя это зависит от университета, а у нас жестко прописано в образовательном стандарте).
Я не буду спорить, хорошо или плохо наличие гуманитарных предметов или вопрошать зачем программисту матан, макроэкономика и экология. Факт в том, что они здорово кушают часы основной программы.
Диплом. Дипломный проект специалиста должен быть завершенной разработкой. Выпускная работа бакалавра — некое «исследование» по теме. Нагони туману и налей воды. Никакого проектирования.
Как учат
Вторая проблема: у нас предметы часто преподаются без взаимосвязи друг с другом и в отрыве от основной специальности. Преподаватели не утруждают себя объяснением, зачем вообще нужен их предмет, какие дисциплины являются смежными, как это потом понадобится на практике? Оно и не надо: в отличие от зарубежных студентов, у нас просто нет выбора — почти все предметы обязательны. Отсутствие дисциплин по выбору — еще один недостаток. Конечно, в стандарт заложены часы на курсы по выбору студента, но в реальной жизни это все остается на бумаге.
В итоге качество подготовки выпускников и их компетенции не соответствует ожиданиям бизнеса. И наоборот, предложения на рынке труда не соответствуют ожиданиям выпускников 🙂 Одной из причин этого является то, что бизнес слабо сотрудничает с ВУЗами — хороших специалистов он хочет получить «на блюдечке», без затрат.
Что должен уметь специалист с точки зрения крупнейших ИТ-фирм можно посмотреть здесь.
Что делать?
Если вы собираетесь поступать на ВМК МГУ, на физтех или учиться за рубежом — дальше можно не читать 🙂 Текст для среднестатистического абитуриента/студента.
Советую почитать образовательный стандарт по своей специальности: перечень образовательных стандартов, рубрикатор специальностей. Учтите, что коды специальностей менялись уже 2 раза, например, «Информационные системы и технологии» были 071900, потом стали 230200, а теперь уже 230400.
Что дальше?
По окончании бакалавриата изучите возможность поступления в магистратуру. Насколько «сильная» она у вас в ВУЗе? Возможно стоит поступить в другой ВУЗ или немного поменять специальность?
В последнее время появились серьезные платные магистратуры с высоким уровнем подготовки (например, тыц, тыц).
Компьютерные науки или программная инженерия – какое образование выбрать?
10.02.2018, 08:58 745 Просмотров
На кого учиться: на спеца по искусственному интеллекту или на софт-инженера – вопрос очень популярный. А что вы выберете?
Очень часто можно встретить размышления на темы выбора одного из перечисленных направлений:
“Какая разница между вычислительной техникой и программной инженерией?”
“Должен ли я выбрать вычислительную технику или программную инженерию, если хочу стать софт-инженером?”.
В этой статье мы попытаемся понять и проанализировать важность и необходимость обучения этим специальностям.
Быстрый осмотр пациента
Чтобы понять разницу между специалистами в области вычислительной техники и программной инженерии, давайте взглянем на их соответствующую учебную программу в Университете Ватерлоо в Канаде.
Какие перспективы?
Давайте сначала сравним виды рабочих мест и стажировок, которые вы можете пройти после каждой программы.
К счастью, на сайте университета Ватерлоо есть несколько примеров. По каждому из направлений предложены места работы после успешного завершения учебы:
Вычислительная техника:
Программное обеспечение:
Как вы можете видеть, нет большой разницы между рабочими местами, которые вы можете получить.
Наиболее распространенные предложения работы, на которые можно рассчитывать после получения степени «Вычислительная техника» или «Программное обеспечение» – это разработчик программного обеспечения или инженер-программист. Существуют и другие варианты, такие как менеджер продукта, аналитик QA и консультант по технологиям, которые зависят от вашего набора навыков.
Обязательные темы первого года
Теперь давайте посмотрим на курсы каждой программы. Сначала сравним некоторые курсы, которые вам нужно будет пройти в первый год.
Вычислительная техника:
Программное обеспечение:
Как вы видите, на первом курсе обе специальности очень похожи. Обе рассматривают основные знания по информатике, алгебре и исчислениям. Отличия в том, что на “Программном обеспечении” есть дополнительно физика и электротехника, в то время, как у “Вычислительной техники” еще несколько факультативов.
Обязательные темы второго курса
Теперь рассмотрим предметы второго курса.
Вычислительная техника:
Программное обеспечение:
Когда дело доходит до математики и статистики, вычислительная техника и программная инженерия почти похожи. Они охватывают комбинаторику, теорию вероятностей и статистику.
Основные требования обоим направлениям также схожи и рассматривают алгоритмы, структуры данных и операционные системы.
Рассмотрим ключевые различия:
И все-таки, что выбрать, чтобы быть инженером-программистом?
Исходя из набора предметов и курсов в этом университете следует, что лучшим выбором будет “Вычислительна техника”, если вы хотите стать инженером-программистом.
Для простоты предположим, что вы надеетесь получить одну из самых высокооплачиваемых работ (
100 000 долларов США в год) в качестве инженера-программиста в Северной Америке. Эти рабочие места обычно находятся в крупных компаниях-разработчиках программного обеспечения (например, Microsoft, Google, Amazon и т. д.). Или в компаниях среднего бизнеса с высокими темпами роста (Dropbox, Lyft, Snapchat, Pinterest и т. д.).
Как правило, они ищут в кандидате на программиста возможность писать хороший код и создавать интересные проекты, а также знание основ компьютерных наук, структур данных и алгоритмов.
Лучший способ активизировать этот набор навыков – быстро изучить основы и тратить свое время на решение проблем и написание кода.
Основываясь на учебной программе для софт-инженера и на занятости инженеров-программистов, это будет сложно сделать на курсе “Программной инженерии”, чем на “Вычислительной технике”.
Еще одно преимущество курса “Вычислительной техники” заключается в том, что она дает больше факультативов. Это здорово, потому что в зависимости от того, что востребовано на рынке труда, вы сможете корректировать свое обучение. Например, если разработка мобильных приложений востребована, вы можете начать ее изучать и т. д.
Несколько примечаний
Заключение
Если в университете, в котором вы заинтересованы, нет специальности программная инженерия, можно остановиться на вычислительной технике, если вы хотите стать разработчиком программного обеспечения. Вычислительная техника больше ориентирована на аппаратное обеспечение, чем на компьютерную науку или программное обеспечение, поэтому она меньше связана с работой типичного разработчика программного обеспечения.
Точные науки: куда поступать и кем быть, если сдаёте математику, физику и информатику
Какой вуз выбрать и что ожидает будущих студентов после окончания обучения
В этой статье собран материал открытого занятия с участием преподавателей «Фоксфорда» Владимира Шарича, Павла Труфанова, Михаила и Полины Пенкиных. На вебинаре в январе 2020 они рассказали о поступлении и учёбе в ведущих вузах, а также о перспективных профессиях.
Информатика
Павел Николаевич Труфанов — призёр Всероса по информатике, преподаватель олимпиадных сборов.
Ведущие университеты
Московская Вышка стала популярным вузом по направлению «Информатика», когда в 2014 году «Яндекс» предложил НИУ ВШЭ сделать совместный факультет. Так появился факультет компьютерных наук и программа «Прикладная математика и информатика», где сочетаются сильная математика и информатика. Проходной балл складывается из результатов ЕГЭ по трём предметам и индивидуальных достижений.
На второй строчке рейтинга физтех-школа прикладной математики и информатики МФТИ с проходным баллом 301. Чтобы поступить туда, нужно сдать ЕГЭ на максимальные баллы, либо стать призёром олимпиад, и добрать ещё несколько баллов с помощью портфолио.
Проходной балл на факультет вычислительной математики и кибернетики МГУ — 440 баллов из 510. Абитуриенты сдают 5 вступительных испытаний, и хотя общий балл выглядит внушительно, отдельные экзамены не нужно сдавать на максимальный балл:
4) Информатика и ИКТ (ЕГЭ);
5) Русский язык (ЕГЭ).
В четвёртой строчке таблицы проходные баллы в ИТМО указаны для разных кафедр в рамках одного направления. Чем выше проходной балл, тем популярнее кафедра. Санкт-Петербургский ИТМО является семикратным чемпионом мира по спортивному программированию. Некоторые абитуриенты выбирают ИТМО, чтобы учиться у преподавателей, которые готовят команды к соревнованиям.
Завершают список Петербургский филиал НИУ ВШЭ (бывший университет АУ) и СПбГУ. Питерская Вышка тоже популярна у олимпиадников, поскольку там делают упор на алгоритмистику. В СПбГУ стоит обратить внимание на программу «Математика, алгоритмы и анализ данных». Она открылась в 2019 году при поддержке компаний Яндекс и JetBrains.
Проходные баллы везде высокие, поступить сложно, но это топовые вузы. Если вы понимаете, что ваш балл будет ниже, есть другие хорошие вузы, где учат информатике:
Учёба в вузе
В основном абитуриенты поступают на два направления, но есть и другие. В НИУ ВШЭ на факультете ПМИ (прикладная математика и информатика) готовят специалистов по data science, учат машинному обучению, разработке искусственного интеллекта. Первые два года из информатики будет только алгоритмистика (по сути математика) и какой-нибудь язык программирования. С третьего курса начнутся прикладные дисциплины: распределённые системы, компьютерная безопасность, машинное обучение.
Второе направление — ПИ («Программная инженерия») — более прикладное, где математики меньше и заканчивается она раньше. Здесь учат разрабатывать приложения, программировать десктопные устройства и системы, где нужен качественный код.
Первое направление более престижное: это научная сфера, и зарплата там выше, но лучше выбирать то, что по душе.
Во всех вузах на первых курсах есть математический анализ, аналитическая геометрия, линейная алгебра, общая физика, программирование. Нужно знакомиться с разными направлениями, смотреть, что вам интересно и что из этого востребовано.
Перспективы выпускников
Павел Труфанов: «Лучше начать работать ещё во время учёбы: стажировка, работа с частичной занятостью 20 часов в неделю. Во многих вузах можно успевать совмещать работу и учёбу».
Выбор стажировок не всегда зависит от вуза. Обычно студенты сами ищут и подают заявки на стажировки, «Вышка» сотрудничает с Яндексом — там немного проще устроиться в компанию. Знания, которые дают в вузе, сейчас максимально практические, на рабочем месте вы не услышите «забудьте всё, чему вас учили в вузе и выкиньте диплом».
Чтобы попасть на стажировку, придётся отправить 20-30 писем, прежде чем вас пригласят на собеседование. Инициатива — залог успеха.
Тем, кто задумывается о профессии разработчика игр стоит уделять время и программированию, и физике. Будущие создатели игр изучают искусственный интеллект или занимаются вычислениями на видеокартах, программируют шейдеры.
«Мы с Полиной смотрели вакансии на hh.ru — требуются разработчики компьютерных игр со знанием прикладной физики и информатики», — Михаил Пенкин.
Физика
Михаил Александрович Пенкин — преподаватель кафедры общей физики МФТИ, автор олимпиадных задач.
Полина Васильевна Пенкина — выпускница физфака МГУ, преподаватель и аспирантка кафедры физики НИК ВШЭ, сотрудник МФТИ.
Ведущие университеты
В таблице перечислены вузы, где физическое направление охватывает широкий спектр научных отраслей. Первое место по праву занимает МФТИ: факультеты объединились в физтех-школы, но ничего не поменялось в изучении физики, которую штудируют на 1-3 курсах. Что бы вы ни выбрали, везде будет физика, а по прикладным направлениям вы сможете многому научиться.
Физтех-школа ЛФИ (физические исследования имени Ландау) — результат объединения ФОПФ и ФОПФЭ. В плане физики ЛФИ — топовое место, её там больше всего, и помимо базы есть дополнительная теория и практика. ФЭФМ — то, что раньше было «Кванты» (Факультет физической и квантовой электроники).
Ещё стоит выделить физфак МГУ и физфак ВШЭ — там, как и на Физтехе, представлено несколько направлений и фундаментальная физика на хорошем уровне. В ВШЭ физфак появился недавно, там всё в процессе развития, однако в ближайшие несколько лет они могут сравняться и перегнать МФТИ. В этом году планируется первый набор на физфак Вышки в Питере.
«Обычно объявляют балл первой волны, с которым вас точно возьмут. Если людей с оригиналом больше, чем мест, в ВШЭ могут зачислить абитуриентов за счёт средств вуза. То есть у вас будет стипендия, и вы не будете платить за обучение.Официально вы будете числиться на коммерции, просто расходы Вышка берёт на себя.
ВШЭ добавляют места, если олимпиадников много. В прошлом году снизили балл первой волны: набор был 50, а подали 80. Людей взяли за счёт средств ВШЭ, хотя проходной мог быть выше, если бы в приёмной комиссии не перестраховались. В этом году он будет выше», — Полина Пенкина.
Высокий проходной балл в МГУ — 345 — складывается из ЕГЭ и ДВИ.
Для тех, кто любит Санкт-Петербург, отличный вариант — физфак СПбГУ, а у МИФИ открыто 11 региональных филиалов.
Ведущие вузы отличаются высокими проходными баллами и широкими образовательными возможностями. Получить качественное образование можно и в других хороших университетах, например, в НГУ в прошлом году проходной балл составил 243 балла. При этом в НГУ призёров олимпиад 1, 2 и 3 уровня принимали без экзаменов.
В Санкт-Петербургском ИТМО сильная фотоника, они даже называют это подразделение мегафакультетом. В МИРЭА развиваются отдельные направления: «магнетизм», «информатика», «математика».
МГТУ им. Баумана физику преподают по чётным семестрам, например, на 1 и 2 курсе только со второго семестра. По уровню эта дисциплина не сильно отличается от школьной.
«В наш перечень вошли вузы, где будущие учёные могут углублённо изучать физику. Бауманка даёт возможность получить инженерное образование. Там и в ряде других вузов физику изучают как инструмент для погружения в инженерное дело и технические специальности», — Владимир Шарич.
Учёба в вузе
Лабораторные работы
Обычно в школе вся физика теоретическая, а в вузе с первых недель начинаются лабораторные работы. Приходится быстро разбираться, как их оформлять, как считать погрешность, как строить графики.
«Не всегда студенты понимают, для чего нужны лабы, как это в жизни применить. Нужно просто потерпеть», — Михаил Пенкин.
По общей физике лабораторные выполняют на 1-3 курсе. На третьем курсе либо начинаются спецпрактикумы, либо небольшие работы по экспериментальной физике, либо научная работа по вашему направлению на кафедре.
Объём работ разный. В МГУ на физфаке в первом триместре 12 лабораторных по механике и 4 — введение в технику эксперимента. На Физтехе восемь работ за семестр.
«В МГУ ты целыми днями считаешь практические работы — это объёмно и поэтому тяжело. Там ещё и матан! Дают время досдать, но приходится попотеть. Я была в шоке первый месяц. Это тяжело, но вам понравится!», — Полина Пенкина.
В ВШЭ лабораторных еще меньше, чем на Физтехе, но нет описаний, как выполнять работу. Нужно самому собирать установку и программировать: в высокоуровневой среде Labview студенту предстоит соединять ниточками модули, которые могут понадобиться в настоящей работе. Это более творческое занятие, когда приходится с нуля учиться самому собирать всё. Школьникам, знакомым с робототехникой, будет несложно справиться с такой задачей.
На Физтехе лабораторные выполняют на протяжении 3 курсов: темп работы ниже, но объём тоже большой.
Для физики нужна математика, которую расскажут позже
«Уже на первой неделе преподаватели на лекциях будут интегрировать, производные считать направо и налево, будто вы это хорошо умеете. Придётся погружаться в математику, разбираться, что такое интеграл, зачем и как их считать, для чего производная и как провести с ней обоснование. Так будет на протяжении всего обучения в вузе», — Михаил Пенкин.
«Обычно страшно на 2 курсе. Есть такая дисциплина в матанализе — теорпол (теория поля). Там изучают роторы, дивергенции, градиенты и др. Этот «тяжёлый» математический аппарат необходим в электромагнетизме, который, как правило, изучают на 2 курсе. Приходится тратить немало времени на математику, чтобы понять физику», — Михаил Пенкин.
«До некоторых вещей я «дошла» только когда окончила университет. Так что советую студентам ходить на дополнительные курсы, которые вузы начали вводить в последние несколько лет. Например, в Вышке со второго семестра уже начинается термех, поэтому на 1 курсе появился предмет «математический аппарат в физике»», — Полина Пенкина.
Чтобы не сойти с ума от сложных математических вычислений в физике, можно смотреть онлайн-курсы по математике от зарубежных вузов. Так вы сможете понять материал, который на лекциях в вашем вузе будут разбирать нескоро.
Высокий темп подачи материала
Некоторые вузы пробуют новые схемы, но в основном учебный процесс состоит из лекций и семинаров. На лекциях рассказывают теорию, а на семинарах в подгруппах решают задачи. Преподаватели везде разные, и к каждому нужно привыкать.
В крупных вузах много лекторов. Например, на Физтехе может быть восемь лекторов по физике, а семинаристов в десять раз больше. Они не договариваются, кто в какой последовательности рассказывает темы. Если семинарист игнорирует вопросы студентов, имеет смысл менять семинариста или изучать теорию самому.
«Когда вы переходите из школы в вуз, о вас перестают заботиться. Нет классного руководителя, вы сами по себе и только от вас зависит прогресс в учёбе», — Владимир Шарич.
Домашнее задание в вузе не всегда проверяют — это зависит от университета и семинариста.
Михаил Пенкин: «У нас был план на семестр: перечень подтем в «задавальнике» — список всех задач, которые ты должен сделать. Я садился и писал себе план в зависимости от тяжести недели. На семинары ходить — это для решения задач самое важное. Бывает, к одному лектору ходить комфортно, к другому нет. Сходите на несколько лекций. Если никто не понравился, всегда есть книжка или онлайн-курсы».
Несмотря на высокую учебную нагрузку, важно рассчитывать силы, успевать отдыхать, заниматься спортом. Постарайтесь составить своё расписание так, чтобы было время сходить в кино, встретиться с друзьями.
Владимир Шарич: «Если не иметь времени на досуг, кончится запас сил и продуктивность снизится, знания не будут лезть в голову».
Хорошие отметки важны для тех, кто планирует стажироваться и учиться за рубежом. При этом не обязательно быть круглым отличником, важно успевать по предметам своего профиля. При поступлении в магистратуру заграничные вузы смотрят на публикации, а когда их мало, учитывают средний балл студента.
Перспективы выпускников
Студенты физфака во время учёбы занимаются в лабораториях, выбирают направление, ведут научную работу. Со 2-3 курса нужно проявлять инициативу.
Полина Пенкина: «Если вы учитесь на физике, есть академический трек: бакалавриат, магистратура, аспирантура. Кто-то уезжает за границу, кто-то остаётся здесь. Нужно выбрать научного руководителя, хорошую лабораторию и потихонечку развиваться. В вузах много направлений, так что не надо бояться поменять кафедру, если сразу не получилось выбрать место по душе.
В компаниях есть отделы исследований и разработки. Раньше они были только за границей, но сейчас Samsung и Huawei открыли эти подразделения в России. В Samsung занимаются оптикой, Huawei — связью по оптоволоконным каналам. Так что можно найти работу по специальности и вне академической науки».
Михаил Пенкин: «Мой одногруппник изучал прикладную физику и информатику, а затем уехал получать Phd по математике (степень кандидата наук по российской системе) в США. В результате он оказался в Диснее, работал над мультфильмами «Моана», «Холодное сердце», «Зверополис»: выстраивал физику движения мышц или, например, полёты снежков».
На Физтехе более сотни базовых кафедр и столько же мест для стажировки. При желании любой сможет найти точку приложения своих сил и ума.
Математика
Владимир Златкович Шарич — преподаватель московских олимпиадных сборов, член жюри математических соревнований.
Ведущие университеты
«Чистая математика мало где встречается, и я советую трижды подумать, прежде чем за это браться», — Владимир Шарич.
В перечень вошли вузы, где изучают чистую математику в отличие от прикладной. Прикладные математики — это люди с базовым математическим образованием, которые решают задачи из других сфер. Они могут заниматься моделированием: перекладывать жизненную задачу на язык переменных, формул, графиков, либо заниматься решением этих моделей, например, с помощью вычислительных методов.
Прикладная математика есть почти везде, она применяется и в социально-гуманитарной сфере, например, в психологии и социологии. Проходные баллы разные, что не говорит о качестве обучения. Значок бесконечности в строке матмеха СПбГУ стоит потому, что всех взяли без вступительных испытаний по олимпиадам. Никого не зачислили по баллам, поэтому проходного балла просто нет.
ФМ — это факультет математики ВШЭ, ФПМИ — физтех-школа прикладной математики и информатики. Когда говорят о мехмате и матмехе, под механикой подразумевается раздел физики, а не починка автомобилей.
Учёба в вузе
«Программы обучения мало отличаются в разных вузах, поэтому уровень знаний зависит от усилий самого студента. Можно поступить в крутой вуз и ничего не знать к 3 курсу, а можно в среднем по рейтингам региональном университете стать востребованным специалистом», — Владимир Шарич.
Студента матфака ждут объёмные домашние задания: необходимость прорешивать 100500+ задач. Вместо школьных пятиминуток у доски вам предстоят долгие беседы один на один с преподавателем — сдача задач, когда студент рассказывает свои решения. При этом математика в вузе — это совершенно новый уровень абстракции, так что лучше вникать в определения и теоремы до начала учёбы в университете.
Перспективы выпускников
В математике сейчас востребованы статистика, вероятность, дискретная математика и механика. Любители абстрактной чистой математики могут найти себя в преподавании. Некоторые вузы сотрудничают с Центром педагогического мастерства: студенты помимо основной специальности получают опыт преподавания в школе.
Что запомнить
Информатика
Физика
Математика
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter