отношения которые отражают взаимоотношения детей по сюжету и роли называются

Консультация для педагогов «Формирование взаимоотношений дошкольников посредством игровой деятельности»

отношения которые отражают взаимоотношения детей по сюжету и роли называются. ffc6f8b2a931fd8f471f87b916470aa6. отношения которые отражают взаимоотношения детей по сюжету и роли называются фото. отношения которые отражают взаимоотношения детей по сюжету и роли называются-ffc6f8b2a931fd8f471f87b916470aa6. картинка отношения которые отражают взаимоотношения детей по сюжету и роли называются. картинка ffc6f8b2a931fd8f471f87b916470aa6. Ольга Щекина Консультация для педагогов «Формирование взаимоотношений дошкольников посредством игровой деятельности» Ольга Щекина
Консультация для педагогов «Формирование взаимоотношений дошкольников посредством игровой деятельности»

Дошкольное детство является периодом первоначального складывания личности, периодом развития личностных механизмов поведения.

Главная потребность дошкольника – быть членом взрослого общества, жить и чувствовать себя вместе с взрослыми. Но реально включиться во взрослую жизнь современный дошкольник, конечно, не может в силу сложности этой жизни и своих ограниченных возможностей. В этом заключается противоречие социальной ситуации ребенка-дошкольника. Единственной деятельностью, которая позволяет разрешить это противоречие, является игра.

Дошкольный возраст считается классическим возрастом игры. В этот период возникает и приобретает наиболее развитую форму особый вид детской игры, который в психологии и педагогике получил название сюжетно-ролевой. Сюжетно-ролевая игра есть деятельность, в которой дети берут на себя трудовые или социальные функции взрослых людей и в специально создаваемых ими игровых, воображаемых условиях воспроизводят (или моделируют) жизнь взрослых и отношения между ними.

В такой игре наиболее интенсивно формируются все психические качества и особенности личности ребенка. Игровая деятельность влияет на формирование произвольности всех психических процессов – от элементарных до самых сложных. Так, в игре начинают развиваться произвольное поведение, произвольное внимание и память. В условиях игры дети лучше сосредоточиваются и больше запоминают, чем по прямому заданию взрослого. Сознательная цель – сосредоточиться, запомнить что-то, сдержать импульсивное движение — раньше и легче всего выделяется ребенком в игре.

Игра оказывает большое влияние на умственное развитие дошкольника. Действуя с предметами-заместителями, ребенок начинает оперировать в мыслимом, условном пространстве. Предмет-заместитель становится опорой для мышления. Постепенно игровые действия сокращаются, и ребенок начинает действовать во внутреннем, умственном плане. Таким образом, игра способствует тому, что ребенок переходит к мышлению в образах и представлениях. Кроме того, в игре, выполняя различные роли, ребенок становится на разные точки зрения и начинает видеть предмет с разных сторон. Это способствует развитию важнейшей, мыслительной способности человека, позволяющей представить другой взгляд и другую точку зрения.

Ролевая игра имеет решающее значение для развития воображения. Игровые действия происходят в мнимой ситуации; реальные предметы используются в качестве других, воображаемых; ребенок берет на себя роли отсутствующих персонажей. Такая практика действия в придуманном пространстве способствует тому, что дети приобретают способность к творческому воображению.

В игре существуют два вида взаимоотношений — игровые и реальные. Игровые взаимоотношения отражают отношения по сюжету и роли. Реальные взаимоотношения — это взаимоотношения детей как партнеров, товарищей, выполняющих общее дело. Они могут договариваться о сюжете, распределении ролей, обсуждают возникающие в ходе игры вопросы и недоразумения. В игровой деятельности возникают определенные формы общения детей. Игра требует от ребенка таких качеств, как инициативность, общительность, способность координировать свои действия с действиями группы сверстников, чтобы устанавливать и поддерживать общение.

Элементы общения появляются очень рано, когда дети еще не умеют строить развернутую сюжетную игру, а играют индивидуально — каждый сам по себе. Обычно в этот период развития игры ребенок сосредоточен на своих собственных действиях и мало обращает внимания на действия другого ребенка. Однако время от времени, пресытившись собственной игрой, малыш начинает посматривать на то, как играет другой ребенок. Интерес к игре сверстника как раз и приводит к попыткам установления определенных отношений. Первые формы взаимоотношений проявляются в стремлении ребенка приблизиться к другому ребенку, играть с ним рядом, в желании уступить часть места, занятого для своей игры, в несмелой улыбке, подаренной другому в момент, когда дети встретятся взглядом.Такие легкие контакты еще не изменяют самого существа игры: каждый ребенок играет сам по себе, по возможности соблюдая «дисциплину расстояния».

На следующем этапе (в три-четыре года) ребенок начинает более интенсивно общаться со своими сверстниками. Он активно ищет повода для совместной деятельности, для установления отношений. Продолжительность общения в этом случае зависит от того, в какой мере ребенок овладел игровым употреблением предметов, умением создавать и реализовывать игровой замысел.

В период, когда игра заключается лишь в выполнении самых элементарных действий с игрушками (катание машины за веревочку, пересыпание песка из ведерка, взаимодействие ребенка со сверстником носит кратковременный характер. Содержание игры еще не дает оснований для устойчивого общения. На этом этапе дети могут меняться игрушками, помогать друг другу; один может; кинуться помочь другому правильно поставить перевернувшуюся машину, а другой, верно понимая его порыв, доброжелательно примет эту услугу.

С развитием игровых умений и усложнением игровых замыслов дети начинают вступать в более длительное общение. В совместной игре дети учатся языку общения, взаимопониманию и взаимопомощи, учатся согласовывать свои действия с действиями другого.

Объединение детей в совместной игре способствует дальнейшему обогащению и усложнению содержания игр. Опыт каждого ребенка ограничен. Он знаком со сравнительно узким кругом действий, выполняемых взрослыми. В игре возникает обмен опытом. Дети перенимают друг у друга имеющиеся знания, обращаются за помощью к взрослым. В результате игры становятся многообразнее. Усложнение содержания игр ведет, в свою очередь, не только к увеличению количества участников игры, но и к усложнению реальных взаимоотношений, к необходимости более четкого согласования действий.

С развитием умения создавать развернутый сюжетный замысел, планировать совместную деятельность ребенок подходит к необходимости найти место среди играющих, наладить с ними связи, понять желания играющих и соразмерить с ними свои собственные желания и возможности.

Вышеизложенное позволяет сделать вывод, что центральным моментом любой игры является воспроизведение деятельности взрослых людей, их отношений. В этом вхождении в человеческие отношения и в их освоении заключается сущность игры. Именно это определяет то большое влияние, которое оказывает игра на развитие всей личности ребенка дошкольного возраста, на развитие всех сторон его психической жизни.

Была разработана программа по взаимодействию педагогов и родителей в формировании игровой деятельности детей. Программа включала в себя методические советы и задания, которые поэтапно выполняли родители и педагоги. После реализации программы была проведена повторная диагностика уровня сформированности игровой деятельности детей, которая показала, что количество детей с высоким уровнем сформированности игровой деятельности возросло (55%, а количество детей с низким уровнем сформированности игровой деятельности значительно уменьшилось (15%). Это означает, что гипотеза, заявленная во введении, подтвердилась. Чтобы проверить правильность сделанного вывода была применена математическая статистика. Расчет t-критерия Стьюдента показал, что полученное эмпирическое значение t =2.9 находится в зоне значимости. Следовательно, при согласовании способов и приемов формирования игровой деятельности детей в детском саду и семье возможно достичь повышения уровня развития сформированности игровой деятельности детей.

отношения которые отражают взаимоотношения детей по сюжету и роли называются. detsad 2138106 1621183024. отношения которые отражают взаимоотношения детей по сюжету и роли называются фото. отношения которые отражают взаимоотношения детей по сюжету и роли называются-detsad 2138106 1621183024. картинка отношения которые отражают взаимоотношения детей по сюжету и роли называются. картинка detsad 2138106 1621183024. Ольга Щекина Консультация для педагогов «Формирование взаимоотношений дошкольников посредством игровой деятельности»Формирование дружеских взаимоотношений старших дошкольников при реализации проекта сюжетно-ролевой игры «В поисках сокровищ» Формирование дружеских взаимоотношений старших дошкольников в ходе реализации проекта: сюжетно-ролевая игра «В поисках сокровищ». Целью.

отношения которые отражают взаимоотношения детей по сюжету и роли называются. detsad 206951 1489595162. отношения которые отражают взаимоотношения детей по сюжету и роли называются фото. отношения которые отражают взаимоотношения детей по сюжету и роли называются-detsad 206951 1489595162. картинка отношения которые отражают взаимоотношения детей по сюжету и роли называются. картинка detsad 206951 1489595162. Ольга Щекина Консультация для педагогов «Формирование взаимоотношений дошкольников посредством игровой деятельности»Формирование коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста посредством игровой деятельности Актуальность. Многие дошкольники испытывают серьёзные трудности в общении с окружающими, особенно со сверстниками. Причины возникновения.

Формирование предпосылок регулятивных универсальных действий у старших дошкольников в процессе игровой деятельности В соответствии с ФГОС дошкольного образования итогом освоения основной образовательной программы являются целевые ориентиры, которые предполагают.

Источник

Роль сюжетно-ролевой игры в жизни дошкольников: структура игры и игровые взаимоотношения

отношения которые отражают взаимоотношения детей по сюжету и роли называются. f2b7818a1c5f887e86ffe070e3d02734. отношения которые отражают взаимоотношения детей по сюжету и роли называются фото. отношения которые отражают взаимоотношения детей по сюжету и роли называются-f2b7818a1c5f887e86ffe070e3d02734. картинка отношения которые отражают взаимоотношения детей по сюжету и роли называются. картинка f2b7818a1c5f887e86ffe070e3d02734. Ольга Щекина Консультация для педагогов «Формирование взаимоотношений дошкольников посредством игровой деятельности» Ольга Алексеева
Роль сюжетно-ролевой игры в жизни дошкольников: структура игры и игровые взаимоотношения

Что такое сюжетно-ролевая игра и какую роль она играет в жизни дошкольников?

Сюжетно-ролевая игра – это деятельность в которой дети берут на себя те или иные функции взрослых людей в специально создаваемых ими игровых воображаемых условиях воспроизводят деятельность взрослых и отношения между ними. Общение ребенка это способность не только вступать в контакт и вести разговор с собеседником, но и умение внимательно слушать, использовать мимику и жесты для более эффективного выражения своих мыслей.

Какие качества развиваются у ребенка при сюжетно-ролевой игре?

Игра является характерной формой деятельности детей дошкольного возраста. Становление ребенка как личность происходит в играх. В ролевых играх между детьми складываются отношения сотрудничества взаимопомощи, заботы и внимания друг к другу. В дошкольном возрасте общение детей становится более регулярными и продолжительными, а игры разнообразны. В них на более строгой основе распределяются роли, получают разработку сюжетная основа игры. Переход на новую игровую форму общения, которая характеризуется в самостоятельности ребенка. В играх ребенок учиться воспринимать и передавать информацию, следить за реакцией собеседника. В этом возрасте расширяется круг общения ребенка. Дети в совместных играх присматриваются друг к другу, оценивают друг друга, в зависимости таких оценок проявляют или не проявляют взаимные симпатии.

При создании детского коллектива, какие индивидуальные качества необходимо учитывать?

При организации детского коллектива особенно важно учитывать индивидуальные особенности ребят. Систематическое наблюдение за играми детей позволяет определить степень общительности или замкнутости каждого ребенка, выявит его умение согласовывать свои активные действия с действиями товарищей. Дети замкнутые молчаливые, требует особое внимание и заботы со стороны взрослого, так как они долгое время не могут вступит в контакт. Обычно в детской группе выделяется 2-3 ребенка,обладающих наибольшей привлекательностью: с ними многие хотят дружить, сидеть рядом, охотно выполнять их просьбы. Обычно таких детей называют лидерами. А непопулярные их не принимают в игры, мало общаются, не хотят уступать им игрушки. Остальная часть детей располагается между этими двумя полюсами.

Отличается ли роль общения детей в разные возрастные периоды?

В младшем возрасте общение взрослого. У детей четвертого года жизни общение вступает главным образом как качеством регуляции деловых контактов в игре. Руководство партнером у них выражается в отдаче элементарных поручений, распоряжение сверстников, высказываний, просьб. Только у некоторых детей оно сопровождается оценкой действий и поступков партнеров. В общении детей шестого года жизни большое значение чем у младших обеспечивают обстановки приветливости и доброжелательности в совместной игре. Принимают те или иные средства эмоционального воздействия для поддержания общего настроя участников игры.

Какую структуру имеет сюжетно-ролевая игра?

В структуре игрывыделяют следующие компоненты:

Роль: с момента ролевой игры является роль, которую берет на себя ребенок. При этом он не просто называет себя именем взрослого человека (я космонавт, я мама, я доктор, а что является самым главным действует как взрослый человек. Через выполнения игровой роли осуществляется связь ребенка с миром взрослых. Именно игровая роль в концентрированной форме воплощает в себе связь ребенка с миром взрослых. Всякая роль содержит свои правила поведения, взятые ребенком из окружающей жизни.

Игровыедействия по реализации роли: при анализе игры необходимо различать ее сюжет и содержание. Действительность в которых живет ребенок, может быть условно разделена на две взаимосвязанные,но вместе с теми различные сферы:

Первая сфера предметов, вещей как природных так и создаваемых руками человека;

Вторая сфера деятельности людей и их отношений. Данные результаты свидетельствуют о том, что ролевая игра особенно чувствительна к сфере деятельности людей и отношения между ними что содержание является именно та реальность. В ролевой игре дети отражают, окружают их многообразие действительности. Отражаются в детских играх.

Игровое замещение предметов. Немало важную роль для развития детей имеет использование предметов. Если их больше, тем интереснее. На первом этапе в младшей группе воспитатель учит детей использовать предметы и заменять их, а в старшей группе дети самостоятельно заменяют.

— Реальные отношения между играющими детьми. В игре существует два вида взаимоотношений:

игровые;

Игровые взаимоотношения – это отношения по сюжету и роли. Если ребенок взял на себя роль то он будет в соответствии с сюжетом.

Реальные взаимоотношения – это взаимоотношения детей как партнера, товарищей, выполняющих общее дело. Дети договариваются о сюжете, распределяют роли, обсуждают ход игры.

Вывод: таким образом, на протяжении дошкольного детства развитие и усложнение содержания игрыосуществляется по следующим направлениям:

— Усиление целенаправленности, а значит и последовательности, связности изображаемого;

— Постепенный переход развернутой игрой ситуацией к свернутой, обобщение изображаемого в игре.

Разнообразие содержания сюжетно-ролевых игр определяется знанием детьми тех сторон действительности, которые изображаются в игре со звучностью этих знаний интересам, чувствам ребенка, его личному опыту. На конец, развитие содержания их игр зависит от умения ребенка выделять характерные особенности деятельности и взаимоотношений взрослых. Почти все исследователи, изучавшие игру, единодушно отмечали, что игра является свободной. В игре он делает только то, что сам хочет. Сюжетно-ролевая игра является ведущим видом деятельности в дошкольном детстве, поскольку способствует развитию личностной сферы ребенка и отвечает его основы, мотиву, стремление войти в мир взрослого человека, которая является предметом игры как носитель определенных функций, вступающие в определенные отношения с другими людьми.

Конспект родительского собрания «Роль сюжетно-ролевой игры в развитии ребенка дошкольного возраста» в средней группе Цель • дать родителям знания о значении игры в развитии ребенка; • заинтересовать проблемой; • Стимулировать интерес родителей для совместной.

План сюжетно-ролевой игры для дошкольников старшей группы «Пограничники» План сюжетно-ролевой игры для дошкольников старшей группы «Пограничники» Программные задачи по развитию и воспитанию детей в игре : 1.

отношения которые отражают взаимоотношения детей по сюжету и роли называются. detsad 788455 1519745842. отношения которые отражают взаимоотношения детей по сюжету и роли называются фото. отношения которые отражают взаимоотношения детей по сюжету и роли называются-detsad 788455 1519745842. картинка отношения которые отражают взаимоотношения детей по сюжету и роли называются. картинка detsad 788455 1519745842. Ольга Щекина Консультация для педагогов «Формирование взаимоотношений дошкольников посредством игровой деятельности»Проект организации сюжетно-ролевой игры детей дошкольного возраста 5–6 лет «Один день из жизни взрослых» ВведениеКаждый педагог прекрасно знает, что игра занимает весьма важное место в жизни дошкольника и является преобладающим видом его самостоятельной.

Родительское собрание. «Роль сюжетно-ролевой игры в развитии речи у дошкольников» Родительское собрание. «Роль сюжетно-ролевой игры в развитии речи у дошкольников». Цель : Повышение педагогической компетенции родителей.

Консультация для воспитателей «Роль сюжетно-ролевой игры в развитии творчества у детей дошкольного возраста» Роль сюжетно-ролевой игры в развитии творчества у детей дошкольного возраста. Шрайнер И. В., воспитатель МБОУ «ОО Песчанская школа, дошкольная.

Роль сюжетно-ролевой игры в жизни детей младшего дошкольного возраста Игра занимает важное место в жизни ребенка, а сюжетно-ролевая игра – это основной вид игры ребенка дошкольного возраста, она имеет огромное.

отношения которые отражают взаимоотношения детей по сюжету и роли называются. detsad 493928 1516114251. отношения которые отражают взаимоотношения детей по сюжету и роли называются фото. отношения которые отражают взаимоотношения детей по сюжету и роли называются-detsad 493928 1516114251. картинка отношения которые отражают взаимоотношения детей по сюжету и роли называются. картинка detsad 493928 1516114251. Ольга Щекина Консультация для педагогов «Формирование взаимоотношений дошкольников посредством игровой деятельности»Роль сюжетно-ролевой игры в жизни дошкольника Сюжетно – ролевая игра – это изначальное, сознательное взаимодействие маленького человека с миром, при котором исполняет главную роль, это.

Роль сюжетно-ролевой игры в младшем дошкольном возрасте Роль сюжетно-ролевой игры в младшем дошкольном возрасте Современному человеку подчас трудно успевать за изменениями окружающего мира, внедрением.

Социально-коммуникативное развитие дошкольников. Конспект сюжетно-ролевой игры «Ателье» Конспект по образовательной области «Социально коммуникативное развитие» Сюжетно-ролевая игра ТЕМА: «Ателье» Задачи: Коррекционно – развивающие:.

Источник

Консультация для педагогов «Сюжетно-ролевые игры в развитии навыков общения ребенка со сверстниками»

В период дошкольного детства взаимодействие и общение со взрослыми сохраняет ведущую роль в развитии ребенка. Однако для полноценного развития детям этого возраста уже не достаточно общаться только со взрослыми. В общении с ровесниками ребенок более самостоятелен и независим. Наиболее ярко развитие взаимодействия и общения детей проявляется в игре.

В дошкольном возрасте сюжетно-ролевая игра является ведущей деятельностью, а общение становится ее частью и условием. Общение ребенка со сверстниками осуществляется в игре и по поводу игры.

В сюжетно-ролевой игре заложены большие возможности для развития навыков общения, в первую очередь – развития рефлексии как человеческой способности осмысливать свои собственные действия, потребности и переживания, соотнося их с действиями, потребностями и переживаниями других людей. В способности к рефлексии таится возможность понимать, чувствовать другого человека.

Содержанием сюжетной игры у старших дошкольников ставится подчинение правилам, вытекающим из взятой на себя роли. Дети этого возраста чрезвычайно придирчиво относятся к выполнению правил. Исполняя в игре правила общественного поведения, дети устремляют внимание на то, что “бывает”. Поэтому они спорят о том,что бывает и что не бывает: “Мамы так не делают!”, “Разве доктор так обращается с больным?” и т. п.

Таким образом, развитие сюжета и содержание ролевой игры отражает все более глубокое проникновение ребенка в жизнь окружающих взрослых людей.

В игре существуют два вида взаимоотношений – игровые и реальные. Игровые отношения отражают взаимоотношения по сюжету и роли. Реальные взаимоотношения – это взаимоотношения детей как партнеров, товарищей, выполняющих общее дело. Они могут договариваться о сюжете, о распределении ролей, обсуждать возникающие в ходе игры вопросы и недоразумения. В игровой деятельности развивается общение: игра требует от ребенка таких качеств, как инициатива, общительность, способность координировать свои действия с действиями группы сверстников, чтобы устанавливать и поддерживать общение.

Потребность в общении развивается, прежде всего, на основе совместной игровой деятельности, а также по поводу игры. Именно в условиях общения по поводу игры ребенок сталкивается с необходимостью устанавливать контакты, применять на практике усваемые нормы поведения по отношению к своим сверстникам, приспосабливать эти нормы и правила к разнообразным конкретным ситуациям. В самом общении детей друг с другом непрерывно возникают ситуации, требующие согласования действий, проявления доброжелательного отношения к сверстникам, умение отказаться от личных желаний ради достижения общих целей.

Дети, конечно же, не всегда находят нужные способы установлений отношений. Нередко между ними возникают конфликты, когда каждый отстаивает свое желание, не считаясь с желаниями и правами сверстников. Но именно в этом возрасте ребенок открывает для себя ту истину, что без сопереживания другому, без уступки другому он сам остается в проигрыше. В игре ребенок попадает в отношения зависимости от других детей.

Общение по поводу игры выступает в действительности как школа социальных отношений. Именно в этих ситуациях ребенок учится быть человеком. Для каждого ребенка старшего возраста значимо быть принятым сверстниками, поэтому он старается соответствовать ожиданиям играющих.

“Я больше не буду!” – заявление, содержащее понимание своей вины перед сверстниками и обещание не поступать плохо по отношению к другим.

Ребенок, конечно же, нарушает свое обещания, ведь он так эмоционален, но он обещает искренне. Игра полностью захватывает ребенка, заставляет его глубоко переживать те чувства, которые должны испытывать изображаемые персонажи, – симпатию, сочувствие, уважение и др.

Ребенок, отстающий в сообразительности, плохо владеющий нужными для игры действиями, отличающийся медлительностью, также вызывает раздражение сверстников. С таким трудно договориться, он постоянно нарушает правила, по его вине расстраивается игра. Таким ребенком, в конце концов, пренебрегают, и он попадает в число непринятых.

Умение общаться, строить и поддерживать дружеские взаимоотношения и взаимодействовать, сотрудничать и сосуществовать с людьми в целом – это необходимые составляющие полноценно развитой и самореализованной личности, это залог успешного психического здоровья человека.

Развитие у детей коммуникативных навыков общения через сюжетно-ролевую игру осуществляется посредством решения ряда задач.

1. Дать детям представление об умении и необходимости общаться друг с другом., несмотря на разницу желаний и возможностей.

2. Дать детям представление о необходимости сотрудничать и сопереживать, проявлять заботу и внимание в отношениях друг другу.

3. Познакомить детей с миром различных профессий, учить их различать и познакомить с их особенностями.

Развивающие:

1. Развивать умение самостоятельно организовываться в группы для общей игры, совместно обдумывать содержание игр, согласовывать свои действия с участниками игры.

2. Способствовать установлению в игре ролевого взаимодействия и усвоению ролевых взаимоотношений.

1. Воспитывать умение самостоятельно и справедливо разрешать споры, привычку помогать товарищам, бережно относиться к их играм, радоваться их успехам.

2. Воспитание дружеских отношений между детьми в процессе общения.

1. Научатся применять полученные навыки общения в игровых и жизненных ситуациях.

2. Научатся адекватно оценивать поведение других детей и свое собственное поведение.

3. Воспитают уверенность в себе, инициативность, разовьют игровые интересы и на этой основе расширят общение с товарищами.

4. Воспитают в себе потребность в общении со сверстниками.

5. Смогут находить подход к детям в игре.

Таким образом, сюжетно-ролевая игра может стать основой формирования положительных навыков общения ребенка со сверстниками.

Важно подчеркнуть: ненавязчивое и непринужденное участие воспитателя в игре – непременное условие коррекционной работы.

Сюжетно-ролеваяигра имеет основные структурные элементы: игровой замысел; сюжет или содержание; игровые действия; роли; правила, которые диктуются самой игрой и создаются детьми или предлагаются взрослым. Эти элементы тесно взаимосвязаны.

Работа по формированию навыков общения у детей старшего дошкольного возраста посредством использования сюжетно-ролевых игр включает в себя формирование навыков игрового взаимодействия и усвоение (овладение) ими в процессе игр социальных норм и правил жизни в обществе.

Для успешного построения взаимоотношений при общении с окружающей действительностью необходимо уметь контролировать свое поведения, уметь понимать то, что чувствует твой партнер по деятельности, уметь доверять, уметь сотрудничать, уметь сочувствовать и сопереживать собеседнику, иметь личностную активность и стремление к достижению успеха – всему этому можно научить, или, по крайней мере, способствовать формированию вышеперечисленных качеств полноценной личности, именно посредством хорошо «продуманной», со стороны воспитателя, сюжетно-ролевой игрой, используя при этом, всё разнообразие средств социально-нравственного воспитания.

Для успешной работы по проведению сюжетно-ролевыхигр необходимы определенные условия:

• Разумная организация непосредственно образовательной деятельности в форме игровых ситуаций, побуждающих детей к сближению друг с другом на основе сопереживания и самой ситуации и ее участникам.

• Необходима совместная деятельность детей и взрослых. Вхождение взрослого в игру на правах участника способствует расширению круга общения, помогает создать доверительные отношения между взрослыми и детьми.

• При проведении игр необходимо учитывать возрастные и индивидуальные особенности детей. В каждом коллективе можно встретить детей самого различного поведения, характера и темперамента. Поэтому игровую деятельность нужно строить таким образом, чтобы у нерешительных детей воспитывать уверенность в себе, смелость, а детей импульсивных, невыдержанных приучать считаться с мнением коллектива.

Формирование навыков общения у детей старшего дошкольного возраста посредством сюжетно-ролевой игры возможно,если:

– ввести в работу с детьми комплекс специально подобранных сюжетно-ролевых игр;

– проводить работу по формированию навыков общения у детей целенаправленно, планомерно и систематически.

Для 3- летних детей характерна игра рядом, то есть дети играют в одиночку, но приглядываясь и интересуясь действиями других. Вместе с тем дети охотно участвуют в совместных шалостях, беготне и т. п. Первые дружеские связи возникают и протекают в игре. Придя в детский сад, трехлетний малыш спешит к тому сверстнику, с которым вчера интересно играл. Он радуется встрече с ним, улыбается, что-то рассказывает ему. Трехлетние дети еще не предъявляют требования к личным качествам и способностям своих товарищей, они еще не осознают своих отношений, но выражают желание играть только с определенным ребенком. К 4 годам дети могут объединяться в небольшие группы, по 2-3 человека для разыгрывания простейших сюжетно-ролевых игр. Такие игровые объединения весьма неустойчивы.

Как только ребята почувствуют друг в друге приятных партнеров, они начинают сами вступать в игровые контакты. В результате появляются первые детские объединения, в которых малыши пытаются сами регулировать свои отношении и которые потому меньше нуждаются в руководстве взрослого. Такие объединения в младших группах немногочисленны, кратковременны, но они весьма ценны для организации спокойного, интересного хода игры. Вокруг детей – друзей начинают группироваться другие малыши.

При возникновении конфликтов в игре (в основном это ссоры из-за игрушек) дети не пытаются согласовать свои желания, а прибегают к различным видам давления на партнера – воздействуют на него физически (драка, толкание, отнимание игрушек и т. д.) словесно (высказывание типа «Отдай», «Уходи», либо обращаются с жалобами к воспитателю. Вообще для детей этого возраста при возникновении затруднений в игровой деятельности не характерно стремление поддержать ее (они часто разрушают игру). Поэтому эффективно участие самого воспитателя в игре. Взяв на себя определенную роль, взрослый косвенно управляет игрой, выводя детей из конфликтных ситуаций и предупреждая их.

К концу учебного года, когда у детей уже накоплен некоторый опыт совместных игр, они проявляют к ним стойкий интерес. Совместные игры требуют умения договариваться друг с другом, понятно излагать свои мысли. Сначала игра сопровождается отдельными ролевыми репликами, высказываниями, постепенно к концу четвертого года жизни дети вступают в ролевую беседу по поводу игры. Овладеть коммуникативными умениями помогает оборудованная игровая среда, например, после того, как педагог рассказал о труде повара и шофера и показал пример из взаимоотношений, в игровом уголке появляется игрушечный телефон. Такая игровая обстановка, побуждая детей к разговорам с воображаемым собеседником, дает возможность сосредоточиться, а некоторым из них преодолеть стеснительность. Взаимодействие и общение детей на 4-м году жизни во многом еще имеет поверхностный характер. Для ребенка важно, чтобы такие контакты были доброжелательными, веселыми, предоставляли ему возможность проявить себя, продемонстрировать собственные достижения, а с кем он будет взаимодействовать, насколько правильно поймет его собеседник, для него не так существенно. Нужно обращать внимание на тех детей, которые не проявляют никакого интереса к сверстникам, избегают взаимодействия с ними.

По мере развития и усложнения сюжетно-ролевой игры, на основе ранее полученного опыта у детей 4-5 лет происходят дальнейшие изменения во взаимодействии и общении со сверстниками. Дети средней группы значительно больше, чем малыши, знают о деятельности человека, явлениях природы, жизни животных, интерес к игре у них сильнее, они лучше представляют себе свои действия в ней. Дети пятого года жизни могут сначала выбрать тему игры, роль в ней, а потом уже подобрать игрушки.

В этом возрасте в совместную игровую деятельность вовлекаются уже большее количество детей (от 2 до 5, увеличивается и продолжительность из игровых объединений. Многие ребята этого возраста охотно берутся как за главные, так и за второстепенные роли. Второстепенные роли интересуют их потому, что в них они чувствуют себя уверенно, многократно повторяя хорошо известные им действия. Для развертывания игры, для реализации игрового замысла детям средней группы еще обязательно нужны привычные атрибуты и игрушки. Любая игрушка, попадая в руки ребенка, побуждает его кому-то показать ее, оценить вместе с товарищем. В 5-летнем возрасте формируются и первые представления ребенка о положительных и отрицательных качествах сверстника.Это сказывается и на отношениях детей в играх: выбор товарищей становиться мотивированным. С одними сверстниками дети играют охотно и продолжительно, с другими, несмотря на рекомендации воспитателя, неохотно, а иногда даже не желают принимать их в игру. Ребенку, который избегает общения со сверстниками, либо его самого не принимают в игру другие дети, необходима помощь взрослого. Часто причиной нарушений взаимодействия ребенка со сверстниками является несформированность у него игровых навыков, неумение предложить интересную игру. Способы, которыми дети пытаются разрешить конфликты, возникающие в игре, отражают возросшую способность взаимодействовать с ровесниками. Все реже они пытаются оказать на партнера воздействие с помощью силы или взрослого, все чаще стараются договориться с партнером. Дети пытаются не просто отстоять, но и объяснить друг другу свои притязания.

Во взаимодействии друг с другом старшие дошкольники могут не только успешно согласовывать свои желания, но и оказывать взаимную поддержку и помощь, более чутко относиться к эмоциональному состоянию другого ребенка, проявлять по отношению к нему сочувствие и сопереживание. Конечно, такие качества проявляются во взаимодействии не со всеми детьми, а лишь с друзьями. Вместе с тем у этих детей наблюдаются элементы соперничества, желание чем-то отличиться от своих сверстников, добиться их признания. У детей этого возраста четко прослеживается предварительное совместное планирование игры, они чаще, чем младшие дети, сообща распределяют роли.

Постепенно игры приобретают все более организованный характер, однако преодолеть неравное положение детей в коллективе удается не сразу, многие продолжают занимать в игре пассивную позицию, в то время, как часть детей с еще большим рвением стремится к первенству. Тогда, чтобы помочь каждому занять достойное место, преодолеть неуверенность робких детей, полезно ввести правила поведения участников игры. Выполнение правил обусловит проявление самостоятельности, приучит каждого ребенка подчинить свое поведение единым нормам общения.Суть этих правил должна состоять в следующем:

• быть организатором игры имеет право каждый ребенок,

• организатора выбирают дети с общего согласия всех участников игры,

• при обсуждении кандидатур надо объяснить, почему одного ребенка выбирают, отстраняют,

• сам себя на роль организатора никто не предлагает – это не скромно, роль организатора нужно заслужить, организатор – доверенное лицо коллектива,

• желающие играть должны сообща договориться, во что играть, с кем и как, они обязаны самостоятельно и справедливо решать спорные вопросы, организованно заканчивать игру, если кому-то из детей не хочется больше играть, он должен сказать организатору о причине ухода,

• все участники игры обязаны с уважением относиться друг к другу, считаться с мнением товарищей, проявлять требовательность к нарушителям дисциплины в игре,

• как организатор, так и участники игры имеют право давать советы, улучшать условия игры, расширять ее содержание с общего согласия товарищей по игре.

На конкретных жизненных примерах воспитатель должен разъяснить детям значение правил для всех участников игры. Разъяснение правил на доступных детям примерах способствует более глубокому осознанию или норм поведения в коллективе. Признанные организаторы меньше командуют, а пассивные дети смелее высказывают критические замечания в их адрес, увереннее берутся за более ответственные роли. Заметно повышается взаимопомощь к взрослому. Приучение детей соблюдать правила поведения – хороший прием воспитания у них элементов самоорганизации, активности. Но усвоение их дается детям не сразу. Первое время они забывают о них, стремление соблюдать их в игре еще не прочно и легко исчезает при ослаблении контроля со стороны воспитателя. В игре ребенок живет уже своей жизнью, на собственном опыте постигая, что такое хорошо и что такое плохо. Поэтому важно сделать детские взаимоотношения предметом их осознания. Беседа с детьми о том, что было хорошо в игре, или почему она не состоялась, имеет большую воспитательную ценность, чем выговоры, замечания.

Положительные качества детей, проявленные в игре, служат своеобразным стимулом для возникновения дружбы, а затем и новых совместных творческих игр. Наиболее высоко ценится взаимопомощь, трудолюбие, доброта, выдержка, смелость, умение мирно разрешать конфликты.

Дети в процессе игры приучаются смело выражать сое мнение, принимать решения и проводить их в жизнь, что свидетельствует о росте сознательности коллектива.

Наблюдая за детьми в детском коллективе, мы можем заметить, что есть детки, которые прекрасно взаимодействуют с товарищами по играм, умеют творчески развить сюжет, поддержать инициативу других ребят, конструктивно разрешают конфликтные ситуации. Но есть дети, которым никак не удается мирно влиться в течение игры: они начинают конфликтовать, ссориться, или просто не способны увлечься игровым сюжетом. Некоторые взрослые, становясь свидетелями такой ситуации, начинают «спасать игру»и изолируют этих детей: «Отойди, не мешай другим играть! Сам не умеешь мирно играть и другим не даешь!» и так далее, в том же духе. Такими действиями, возможно, взрослый и «спасет» игру, быстро повернет ее течение в мирное русло, но если говорить о самих детях… Изолируя детей, имеющих сложности с установлением благополучных взаимоотношений со сверстниками, мы только усугубляем проблему, стимулируем проявления негативизма с их стороны, укрепляем уже сложившиеся нежелательные стереотипы поведения. А какой урок мы преподаем тем, играющим, детям?.

Думаю, что как раз с помощью различных игр, а сюжетно-ролевых особенно, и можно наиболее успешно повлиять на развитие коммуникативных навыков ребенка, развитие навыков общения. И для этого нужно не отстранять ребенка, а вовлекать его в игру, чтобы привить интерес к игре, научить его играть, правильно общаться, плодотворно взаимодействовать со сверстниками.

Как же это лучше делать?

Прежде всего, хотелось бы обратить внимание взрослых, особенно педагогов, на то, что сила воздействия на детский коллектив взрослого человека с целью изменения отношения сверстников к ребенку достаточно велика. И прежде чем оказывать влияние на ход игры, на развитие в ней взаимоотношений между детьми, нужно подумать, какой результат в итоге мы сможем получить.

Если мы просто отстраним конфликтного ребенка от игры,дети могут сделать вывод: с ним играть не нужно, он не умеет играть, он плохой и тому подобное. Я не говорю уже о чувствах самого ребенка в данный момент. Да, конечно, ребенок может быть очень конфликтным, не умеющим конструктивно взаимодействовать с другими детьми, не способным увлечься игровым процессом полностью. Но ведь от нас взрослых во многом зависит, будет ли он «лишним» и дальше, или он сможет научиться мирно и увлеченно взаимодействовать со сверстниками, почувствует всю прелесть радости общения в процессе совместного игрового творчества.

Как же быть? Какую тактику поведения выбрать взрослому по отношению к такому «проблемному», не имеющему навыков благополучного общения со сверстниками ребенку? Как помочь формированию и развитию навыков общения?

Для начала, нужно сделать все, чтобы исключить постоянную отрицательную оценку этого ребенка. Отношение к нему сверстников, да и его собственное мнение о самом себе, во многом определяется характеристикой со стороны взрослого, особенно, если этот взрослый далеко не посторонний для малыша человек, «человек с авторитетом» (родитель, воспитатель).

Необходимо чаще использовать похвалу за любые положительные действия ребенка во время игровой деятельности, моменты позитивного общения в игровой роли или вне ее, поддерживать ребенка и словом, и делом. В ваших силах, уважаемые взрослые, вселить в малыша веру в самого себя, подсказать ему «направление развития», обратить внимание окружающих детей и самого ребенка (ненавязчиво) на его положительные черты и пользу его в качестве участника игры.Например: «У Сережи так хорошо получается… Он мог бы быть в вашей игре отличным…».

У каждого ребенка найдутся свои интересы, предпочтения в игровой тематике, которые также можно учитывать и использовать для организации увлекательного и благополучного игрового взаимодействия. Например, ребенка, интересующегося машинками, можно заинтересовать игрой «дорожное движение», «поездка за город», «магазин-все для машин» и тому подобное. И потом, уже в игре, во взаимодействии с другими участниками, ребенку будет гораздо легче упражняться и в мирном сотрудничестве со своими сверстниками, и в культурном общении с окружающими. Таким образом, формирование навыков общения у ребенка, их дальнейшее развитие, будет происходить в игре совершенно естественно.

Важно, чтобы участие взрослого в игре, его влияние на развитие сюжетной линии или состав участников, было ненавязчивым. Здорово, если дети сами (при минимальном направляющем воздействии взрослого) сделают полезные выводы. Например, о том, что всегда можно мирно разрешить спор, договориться, всем желающим можно найти в игре интересные для самих игроков и полезные для общего сюжета роли и так далее.

Соблюдение принципов, условий организации сюжетно-ролевой игры по формированию навыков общения детей старшего дошкольного возраста со сверстниками поможет сформировать у детей умения общаться и взаимодействовать друг с другом в процессе игровой деятельности, находить подход к партнеру по общению, поддерживать и развивать установленный контакт, согласовывать свои действия в процессе деятельности, адекватно реагировать и выражать свою симпатию к конкретному ребенку, чуткости к эмоциональному состоянию партнера по общению (умение сопереживать в неудачи, радоваться за успех другого, умение согласовывать свои желания с мнением других участников взаимодействия, умение аргументировано и спокойно доказать свою точку зрения, умение справедливо и адекватно оценивать себя и других партнеров по деятельности, умение регулировать своё поведение в соответствии с нормами морали.

Специфика сюжетно-ролевой игры такова, что позволяет использовать её как одно из эффективных средств социально-нравственного развития детей старшего дошкольного возраста.

Консультация для педагогов «Формирование навыков общения у детей раннего возраста» «Общение детей раннего возраста в игре» Слайд 1 Жизнь каждого нормального человека буквально пронизана контактами с другими людьми. Потребность.

отношения которые отражают взаимоотношения детей по сюжету и роли называются. detsad 1846419 1563170556. отношения которые отражают взаимоотношения детей по сюжету и роли называются фото. отношения которые отражают взаимоотношения детей по сюжету и роли называются-detsad 1846419 1563170556. картинка отношения которые отражают взаимоотношения детей по сюжету и роли называются. картинка detsad 1846419 1563170556. Ольга Щекина Консультация для педагогов «Формирование взаимоотношений дошкольников посредством игровой деятельности»Консультация для педагогов и родителей «Кубики, их многообразие и значение в развитии ребенка дошкольного возраста» Кубики – незаменимая во все времена игрушка, позволяющая развивать моторику и воображение ребенка, знакомить его с цветом и формой. Бывают.

отношения которые отражают взаимоотношения детей по сюжету и роли называются. detsad 559425 1568101362. отношения которые отражают взаимоотношения детей по сюжету и роли называются фото. отношения которые отражают взаимоотношения детей по сюжету и роли называются-detsad 559425 1568101362. картинка отношения которые отражают взаимоотношения детей по сюжету и роли называются. картинка detsad 559425 1568101362. Ольга Щекина Консультация для педагогов «Формирование взаимоотношений дошкольников посредством игровой деятельности»Консультация для педагогов «Сюжетно-ролевые игры с 3–4 лет» Консультация для педагогов «Играйте в сюжетно- ролевые игры с 3- 4 лет» Вот пришли к нам в группу новые малыши. Настроение у всех разные,.

Консультация для родителей «Чему учат сюжетно — ролевые игры?» Как говорил А. С. Макаренко: «Игра имеет в жизни ребенка такое же значение, как у взрослого – деятельность, работа, служба. Каков ребенок.

отношения которые отражают взаимоотношения детей по сюжету и роли называются. detsad 1846419 1564416219. отношения которые отражают взаимоотношения детей по сюжету и роли называются фото. отношения которые отражают взаимоотношения детей по сюжету и роли называются-detsad 1846419 1564416219. картинка отношения которые отражают взаимоотношения детей по сюжету и роли называются. картинка detsad 1846419 1564416219. Ольга Щекина Консультация для педагогов «Формирование взаимоотношений дошкольников посредством игровой деятельности»Консультация для родителей о развитии ребенка в процессе сюжетно-ролевых игр Дошкольное детство — один из самых важных этапов жизни ребенка. На протяжении этого периода идет интенсивное развитие и созревание всех.

отношения которые отражают взаимоотношения детей по сюжету и роли называются. detsad 80942 1555160716. отношения которые отражают взаимоотношения детей по сюжету и роли называются фото. отношения которые отражают взаимоотношения детей по сюжету и роли называются-detsad 80942 1555160716. картинка отношения которые отражают взаимоотношения детей по сюжету и роли называются. картинка detsad 80942 1555160716. Ольга Щекина Консультация для педагогов «Формирование взаимоотношений дошкольников посредством игровой деятельности»Консультация для родителей «Роль строительной игры в развитии ребенка» Я б в строители пошел,пусть меня научат! Особое место среди игр дошкольников занимают строительные игры. Ведь строительная игра — прежде.

отношения которые отражают взаимоотношения детей по сюжету и роли называются. detsad 193909 1530554091. отношения которые отражают взаимоотношения детей по сюжету и роли называются фото. отношения которые отражают взаимоотношения детей по сюжету и роли называются-detsad 193909 1530554091. картинка отношения которые отражают взаимоотношения детей по сюжету и роли называются. картинка detsad 193909 1530554091. Ольга Щекина Консультация для педагогов «Формирование взаимоотношений дошкольников посредством игровой деятельности»Консультация для родителей «Ведущая роль общения в развитии ребенка» Общение со сверстниками занимает ведущую роль в развитии интеллектуальных, речевых, эмоциональных и нравственных задатков. Ребенок трех.

Консультация «Методы и приёмы формирования культуры общения детей со взрослыми и сверстниками» Культура общения предусматривает выполнение ребенком норм и правил общения со взрослыми и сверстниками, основанных на уважении и доброжелательности,.

отношения которые отражают взаимоотношения детей по сюжету и роли называются. detsad 559425 1534056378. отношения которые отражают взаимоотношения детей по сюжету и роли называются фото. отношения которые отражают взаимоотношения детей по сюжету и роли называются-detsad 559425 1534056378. картинка отношения которые отражают взаимоотношения детей по сюжету и роли называются. картинка detsad 559425 1534056378. Ольга Щекина Консультация для педагогов «Формирование взаимоотношений дошкольников посредством игровой деятельности»Консультация «Ролевые игры как творческие задатки ребенка» Консультация Ролевые игры – как творческие задатки ребенка Ежедневно происходят события, которые помогают нашим детям постигать мир, окружающие.

Статья. «Роль игры в развитии навыков общения дошкольников старшего возраста со сверстниками» Статья на педагогическую тематику. Статья. «Роль игры в развитии навыков общения дошкольников старшего возраста со сверстниками»Автор: Ефимова.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *