отношения как базовая категория социальной психологии
Отношения как категория социально-психологического
Знания
С позиций социально-психологического подхода выделяется особый класс отношений — социально-психологические. Рассмотрим точки зрения отечественных социальных психологов на содержательную сторону социально-психологических отношений. В словаре социально-психологических понятий они определяются как «различные формы взаимосвязи людей, возникающие в процессе совместной жизнедеятельности» [Коллектив. Личность. Общение. 1987. С. 66]. Главное отличие социально-психологических отношений от психологических заключается в том, что социально-психологические отношения — это, прежде всего, отношения человека с человеком. Принципиально новое качество этого класса отношений обусловлено результатом взаимных усилий партнеров по совместной деятельности и общению, социально-психологические отношения всегда продукт взаимодействия, взаимосвязи, взаимоустремления, взаимовлияния, взаимопознания, взаимовыражения, взаимоотношения [Куницына В.Н., Панферов В.Н., 1992].
Понятие «социально-психологические отношения» не имеет пока статуса общепризнанной категории, в работах отечественных социальных психологов чаще можно встретить термин «межличностные отношения», который, как правило, используется в качестве синонима понятия «социально-психологические отношения». Так, Л.Я. Гозман подчеркивает, что в социально-психологической литературе в понятие «межличностные отношения» включается система взаимодействий, контактов, связей между людьми [Гозман Л.Я., 1987. С. 7]. Н.Н. Обозов, автор монографии «Межличностные отношения» [1979], также указывает на наличие взаимосвязи между людьми как основу межличностных отношений. У Я.Л. Коломинского [2000] межличностные отношения — это обязательно прямые взаимоотношения. Они могут быть непосредственными — «лицом к лицу» или опосредованными какими-то средствами коммуникации; могут быть одновременными или отсроченными, но в них всегда должна сохраняться действительная возможность взаимности. В.Н. Куницына подчеркивает, что термин «межличностные» указывает не только на то, что объектом отношения выступает другой человек, но и на взаимную направленность отношений. Межличностные отношения — это взаимные ориентации, которые развиваются и кристаллизуются у индивидов, находящихся в длительном контакте [Куни-
106 Психология гендерных отношений: теория и практика
цына В.Н. и др., 2001]. Во всех определениях мы видим такие основные характеристики социально-психологических отношений, как наличие ре-ального непосредственного или опосредованного контакта между людьми и наличие обратной связи между ними.
Итак, анализ работ Л.Я. Гозмана, Я.Л. Коломинского, В.Н. Куницы-ной, Н.Н. Обозова, В.Н. Панферова позволяет прийти к заключению что эти авторы из трех основных разновидностей человеческих отношений — к предметам внешнего мира, к себе и другим людям — именно последний вид отношений рассматривают как собственно социально-психологические. Следовательно, психологические отношения в отличие от социально-психологических отношений характеризуются в основном отражением отношений к предметам внешнего мира и к себе.
Возникает вопрос: «Изучаются ли в социальной психологии какие-нибудь другие отношения, которые не относятся к категории «межличностных»»? Для ответа на этот вопрос обратимся к содержательной стороне предмета социальной психологии. Так, в одном из самых популярных в нашей стране учебнике по социальной психологии предмет социальной психологии формулируется «как изучение закономерностей поведения и деятельности людей, обусловленных включением их в социальные группы, а также психологические характеристики самих этих групп» [Андреева Г.М., 1996. С. 10]. По мнению Г.М. Андреевой, главная задача социальной психологии — раскрыть конкретный механизм «вплетения» индивидуального в ткань социальной реальности, а это возможно при изучении взаимодействия личности и всей системы социальных связей (как макроструктуры — общества в целом, так и микроструктуры — непосредственного окружения). Для человека связь с окружающей средой становится отношением, но содержание, уровень этих отношений человека с миром различны: каждый индивид вступает в отношения, но и целые группы также вступают в отношения между собой, и, таким образом, человек оказывается субъектом многочисленных и разнообразных отношений. Это и межличностные, и межгрупповые, и общественные отношения. Возвращаясь к определению предмета социальной психологии в понимании Г.М. Андреевой, можно заключить, что социальная психология как наука должна изучать закономерности поведения и деятельности людей, обусловленные включением их в различные социальные группы (и малые и большие), а также все виды отношений (и межличностные, и межгрупповые, и общественные отношения), в которые вступают индивиды как представители различных групп.
Сведение всех отношений только к межличностным отношениям существенно сужает предмет социально-психологического знания, при этом акцент делается только на выявление закономерностей проявления отношений в малых группах, в которых преимущественно и реализуются межличностные отношения, а объектами социальной психологии, как известно, являются различные общности, а не только малые группы.
Основы теории психологии гендерных отношений 107
Согласие с данной позицией можно встретить в социально-психологических работах, опубликованных в последние годы. В учебнике П.Н. Ши-хирева [1999] подчеркивается, что современные тенденции развития социальной психологии как научной области знания, развивающейся в условиях социальных изменений, связаны с общей ориентацией на широкий социальный контекст. Область исследования социальной психологии — это группы и индивиды, которые создают свою реальность, управляют друг другом и создают как объединяющие, так и разъединяющие их связи. Предмет социальной психологии — это «психическое как регулятор социального процесса, то есть взаимодействия и взаимозависимости социальных субъектов (индивидуальных и коллективных), их связей, психологически реализующихся в отношении к себе, друг к другу и к действительности. Объект социальной психологии — психическое как форма, способ существования, отражения и организации отношений между основными субъектами социальной системы: индивидами, группами и обществом (культурой)» [Шихирев П.Н., 1999. С. 383].
В учебном пособии «Социальная психология», изданном в 2001 году под редакцией А.Н. Сухова и А.А. Деркача, предмет социальной психологии формулируется как изучение закономерностей возникновения, функционирования и проявления социально-психологических явлений на макро-, среднем и микроуровне, в различных сферах, в нормальных, осложненных и экстремальных условиях. При этом подчеркивается, что социально-психологические явления образуются в результате взаимодействия объектов социально-психологического знания. «По существу, они есть эффекты взаимодействия» [Социальная психология. 2001. С. 11].
Таким образом, содержательные характеристики социально-психологических отношений определяются пониманием предмета и выделением объектов социальной психологии как науки. Можно предположить, что разногласия среди исследователей в понимании составляющих социально-психологических отношений объясняются различиями в понимании предмета социальной психологии. Более широкая трактовка предмета социально-психологических исследований предполагает и расширенный спектр отношений, включенных в понятие «социально-психологические отношения». Авторы, для которых предмет социальной психологии ограничен закономерностями поведения и деятельности людей как представителей малых групп, в понятие «социально-психологические отношения» включают, как правило, только межличностные отношения; те же социальные психологи, которые понимают предмет социальной психологии как взаимодействие личности и всей системы социальных связей, а в роли объектов для исследований видят различные общности людей, в социально-психологические отношения включают и межличностные, и межгрупповые, и общественные отношения.
Социально-психологические отношения — это отношения, существующие на всех уровнях социальной реальности: и межличностные, и
108 Психология гендерных отношений: теория и практика
межгрупповые, и отношения групп и отдельной личности с обществом Другими словами, «социально-психологические отношения — это психологические отношения, опосредованные социальным качеством» [Суш-ков И.Р., 1999. С. 158].
Возникает вопрос, может ли такая разновидность отношений, как отношение к самому себе (самоотношение) тоже быть включена в перечень социально-психологических отношений? Обратимся к определению этого понятия. «Самоотношение выражается в принятии или непринятии себя как целого, в уровне самоуважения и чувства собственного достоинства; определяет в значительной степени характер взаимоотношений и взаимодействий, способность к установлению близких доверительных отношений с людьми» [Коллектив. Личность. Общение. 1987. С. 66|. В этом определении подчеркивается значимое влияние отношения личности к себе на содержательные характеристики взаимоотношений и взаимодействий с другими людьми; этот аспект самоотношения весьма важен для социально-психологического анализа категории «отношение». Чтобы обосновать факт включения самоотношения в перечень социально-психологических отношений, обратимся к прояснению понимания специфики социально-психологической проблематики личности. Социальная психология выясняет, каким образом, т. е. прежде всего в каких конкретных группах личность, с одной стороны, усваивает социальные влияния а, с другой стороны, каким образом, в каких конкретных группах она реализует свою социальную сущность [Андреева Г.М., 1996]. Таким образом, социальная психология изучает отраженное и преломленное в самоотношении личности социальное качество, проявляющееся в общении и в деятельности личности в различных общностях. Поскольку личность является таким же полноправным, как и группы, объектом социально-психологического знания, постольку самоотношение правомерно рассматривать как разновидность социально-психологических отношений.
Итак, проведенный анализ работ отечественных социальных психологов позволяет обоснованно включить в перечень социально-психологических отношений, кроме межличностных, еще общественные отношения, межгрупповые и самоотношение. Рассмотрим эти виды социально-психологических отношений.
Под общественными отношениями понимаются многообразные связи, возникающие между различными общностями, а также внутри их в процессе их экономической, социальной, политической культурной жизни и деятельности. Это отношения характерны для макросоциального уровня социальной реальности, и анализ этих отношений осуществляется в системе «группа — общество», «личность — общество»-
Общественные отношения носят безличный характер; их сущность не во взаимодействии конкретных личностей, но, скорее, во взаимодействии конкретных социальных ролей и статусов. Указывая на роль, мы
Основы теории психологии гендерных отношений 109
относим человека к определенной социальной группе, идентифицируем его с группой. Общественные отношения хотя и являются по своей сущности ролевыми, безличными отношениями, в своем конкретном проявлении приобретают «личностную окраску» в связи с тем, что роль интернализирована индивидом [Андреева Г.М., 1996. С. 71].
Межгрупповые отношения — совокупность социально-психологических явлений, характеризующих субъективное отражение (восприятие) многообразных связей, возникающих между социальными группами, а также обусловленный ими способ взаимодействия групп. На уровне межгруппового взаимодействия отношения анализируются в системе «группа — группа».
Подчеркивая специфику именно социально-психологического подхода к изучению проблемы межгрупповых отношений, B.C. Агеев и Г.М. Андреева указывают, что в центре внимания социально-психологического знания (в отличие от социологического) стоят не межгрупповые процессы и явления сами по себе или их детерминация общественными отношениями, а внутреннее отражение этих процессов, т. е. когнитивная сфера, связанная с различными аспектами межгруппового взаимодействия и опосредованная объективными условиями [Агеев B.C., 1990; Андреева Г.М., 1996]. Специфика межгруппового восприятия, объектом и субъектом которого являются социальные группы, заключается в объединении индивидуальных представлений в некоторое целое, качественно отличное от составляющих его элементов. Эти межгрупповые представления характеризуются ярко эмоциональной окрашенностью, резко выраженной оценочной направленностью, а поэтому весьма уязвимы в том, что касается истинности, точности и адекватности [Психология. Словарь. 1990. С. 205].
«Межличностные отношения — субъективно переживаемые взаимосвязи между людьми, объективно проявляющиеся в характере и способах взаимных влияний, оказываемых людьми друг на друга в процессе совместной деятельности и общения» [Психология. Словарь. 1990. С. 206]. Термин «межличностные» указывает не только на то, что объектом отношения является человек, но и на взаимную направленность отношений. Тем самым межличностные отношения отличаются от таких видов отношений, как самоотношение, отношение к предметам, меж-групповые отношения. Эта особенность нашла отражение в следующем определении: межличностные отношения — система установок, ориентации, ожиданий и другие диспозиций, через которые люди воспринимают и оценивают друг друга [Психология. Словарь. 1990]. Важнейшей специфической чертой межличностных отношений является их эмоциональ-ная природа; это означает, что межличностные отношения возникают и складываются на основе определенных чувств, рождающихся у людей по отношению друг к другу. Объектом анализа на уровне межличностных
отношений является система «личность — личность».
110 Психология гендерных отношений: теория и практика
Итак, понятием «межличностные отношения» обозначаются эмпирические формы существования и развития человеческих отношений в контексте реального непосредственного или опосредованного контакта людей, имеющего обратную связь друг с другом. Специфика межличностных отношений заключается в наличии у них выраженной эмоциональной основы.
Социальная идентичность складывается из отдельных идентификаций и определяется принадлежностью человека к различным социалэным категориям: расе, национальности, классу, полу и т. д. Она трактуется в терминах группового членства, принадлежности к группе, включенности в какую-либо социальную категорию [Павленко В.Н., 2000]. Кроме социальной идентичности в структуре Я-концепции выделяется еще личностная идентичность, которая понимается как набор черт, отличающийся определенным постоянством или, по крайней мере, преемственностью во времени и пространстве, позволяющий дифференцировать данного индивида от других людей. Иными словами, под личностной идентичностью понимается набор характеристик, который делает чело-века подобным самому себе и отличным от других.
Итак, на внутриличностном уровне отношение личности к самой себе будет изучаться через анализ соотношения личностной и социальной идентичностей в структуре Я-концепции личности, другими словами самоотношение — это отношение типа: «Я как индивидуальность — Я как представитель группы».
Основы теории психологии гендерных отношений 1 1 1
Понятие отношений в социальной психологии
В любом акте взаимодействия людей всегда присутствует их отношение друг к другу.
Понятие «отношение»выступает базовой категорией психологической науки. Оно находит конкретное воплощение в любых контактах, взаимодействиях человека с человеком, материальными и идеальными вещами и явлениями. Отношение как бы эмоционально окрашивает любые связи индивида с внешним миром. Даже безразличие к кому-либо, чему-либо является отношением. Иначе говоря, отношение — атрибут любой связи человека непосредственной и опосредованной, физической и идеальной.
Через отношение определяется система потребностей, мотивов, влечений человека. В этом случае отношение выступает индикатором и средством выражения, объективизации всех действий человека
Отношение, таким образом, — это социализированная связь внутреннего и внешнего содержания психики человека, его связь с окружающей действительностью и сознанием.
Категория отношения может рассматриваться и как готовность к определенному взаимодействию, и как реально действующая связь в рамках «субъект—объект», «субъект—субъект».
Отношения в рамках «субъект— объект» и «субъект—субъект» не являются идентичными Так, общими для одной и другой связи выступают активность (или выраженность) отношения, модальность (положительная, отрицательная, нейтральная), широта, устойчивость и т. д. Вместе с тем существенно различаются в рамках субъект-объектной и субъект-субъектной связи однонаправленность и взаимность отношений. Только при условии наличия взаимности отношений возможно образование «совокупного фонда» общего и нового межсубъектного образования (мыслей, чувств, действий), когда трудно сказать, где свое, а где чужое, и то и другое становится нашим.
Субъект-субъектные отношения характеризуются как постоянной взаимностью, так и изменчивостью, что обусловливается активностью не только одной из сторон, как это имеет место при субъект-объектных отношениях, где устойчивость больше зависит от субъекта, чем от объекта
Субъект-субъектные отношения, кроме того, включают в себя не только отношения человека с другим человеком, но и отношение к самому себе, т е самоотношение. В свою очередь, субъект-объектные отношения — это все отношения личности к действительности, исключая отношения между людьми и самоотношение.
Отношения можно разделить на ситуативные и устойчивые. Последний вид отношений близок к такому психологическому феномену, как привязанность, которая выступает устойчивым отношением, характеризующимся зависимостью от чего-либо и кого-либо.
Отношения как базовая категория социальной психологии
Главное меню
Самое читаемое
Психология отношений
Психология отношений
Отношение — субъективная сторона отражения действительности, результат взаимодействия человека со средой. В психологии – в самом общем виде – взаиморасположение объектов и их свойств.
В системе отношений центральное место занимают отношения человека к обществу, общности, коллективу, группе, к самому себе. Самые важные и содержательные отношения складываются в меж¬личностном взаимодействии. Для понимания личности важен характер преобладающих отношений, меняющихся по степени или уровню развития. Уровни развития системы отношений определяются: 1) уровнем отношений личности: идейный, конкретно-личный и витальным; 2) сравнительной ролью общественно-коллективистических и индивидуально-эгоистических тенденций во взаимоотношениях с людьми; 3) избирательно положительным или отрицательным характером отношении к тем или иным объектам в той или иной форме деятельности. По этим основаниям выделяется 3 уровня в развитии системы отношений. Так, нижнему уровню соответствует примитивный, витальный, ситуативно обусловленный характер отношений (влечений). Среднему уровню соответствует преобладание отношений конкретно-личного характера личной симпатии, антипатии, непосредственного утилитарного интереса или расчета Высшему уровню соответствует преобладание идейных отношений – убеждений, сознания долга общественно-коллективистических мотивов. По мере повышения уровня отношений возрастает их соци¬альность. В структуре личности повышается значение ее социально-психологических качеств. В. Н. Мясищев предложил оригинальную концепцию измерения отношений. В качестве параметров этого измерения им были выделены степень устойчивости, базовый характер, производность от базовых отношений, доминантность, эмоциональность, степень обобщенности, принципиальность, степень активности, уровень сознательности.
Система отношений образуется в результате развития, воспитания и самовоспитания человека. Эти процессы протекают в условиях общения и общественной практики.
Категория «отношение» в психологии
Категория «отношение» является одной из основных в психологической науке, наряду с такими, как «отражение», «деятельность», «общение». Она выполняет гносеологическую функцию при разработке проблем характера, мотивов, установок, ценностных ориентаций, диспозиций личности, социально-психологического климата и многих других, связанных с проявлением субъектных свойств человека.
Идея отношения богата пространством своих потенциальных смыслов. Она включает в себя идеи целостности, субъектно-объектной связи, активности, развития, актуальности-потенциальности, взаимодействия, деятельности, социальности (диалогичности), рефлексивности, творчества. Проблемой изучения отношений в отечественной психологии занимались В.М.Бехтерев, А.Ф.Лазурский, М.Я.Басов, В.Н. Мясищев и др.
Как отмечает Е.В.Левченко, на разработку идеи отношения оказало влияние ее воплощение в трех областях знания: логике (Аристотель, Дж.Стюарт Милль, М.М. Троицкий), биологии (Г.Спенсер), интроспективной психологии (И.Ф.Гербарт, В.Вундт, Г.Гефдинг, К.Штумпф).
Отношение (Krech D, Crutchfield R.S.) – упорядоченная организация мотивационных, эмоциональных, перцептивных и познавательных процессов индивида.
Отношение (Alport G.) – психическое и непрерывное состояние готовности выполнить директивное влияние, ответ индивида на объекты и ситуации, с которыми он сталкивается.
Отношение (Fuson M.) – вероятность выявления определенного поведения в определенной ситуации.
Отношение – взаимное отражение объектов, их сущностных свойств, структурных и других характеристик (Словарь-справочник практического психолога).
Разработка категории «отношение» в отечественной психологии связана прежде всего с именем В. Н. Мясищева. Через эту категорию он проясняет природу субъективного в человеке, раскрывает социально-психологическое содержание связей личности с ее средой, прослеживает взаимодействие мотивационных компонентов психики в их внутреннем единстве, объясняет происхождение характера и социопатий.
В своем «рефлексологическом периоде» (термин Е.Левченко), В.Н.Мясищев употребляет понятие «отношение» в двух значениях: 1) методологический принцип отношения организма к среде (вслед за В.М.Бехтеревым); 2) часть психического в целом, наряду с механизмами и состояниями, имеющая эмоционально-потребностную природу.
В.А.Ганзен, В.Н. Юрченко (1981) рассматривали отношение как центральную, системообразующую характеристику всего компонентного состава психического состояния. В структуре состояния эта характеристика представляет уровень сознания и самосознания человека. Отношение как характеристика сознания – отношение к окружающей действительности; как характеристика самосознания – это саморегуляция, самоконтроль, самооценка, т.е. установление равновесия между внешними влияниями, внутренним состоянием, формами поведения человека.
Как отмечает Л.В. Куликов (1997), использование идей концепции отношений дает прочный фундамент для изучения содержательной стороны психической активности и содержательного наполнения внутреннего мира личности.
Развивая психологическую теорию отношений, В.Н. Мясищев исходит из наследия русских ученых А.Ф. Лазурского и В.М. Бехтерева. А.Ф. Лазурский впервые рассматривает отношения человека как структурные компоненты личности. Он выделяет их в единое психическое образование, называемое им экзопсихикой, в отличие от эндопсихики (внутреннего психического образования). В. Н. Мясищев «продвигает» эту проблему кпониманию субъектных отношений как «содержательной связи» человека с внешним миром. «Изучая человека с позиции его отношений, мы устанавливаем его содержательные связи с окружающей общественной действительностью».
Согласно В.Н. Мясищеву следует, что субъективные отношения представляют собой концентрат мотивационных образований человека и средовых влияний «общественной действительности». Средовые влияния заключаются в том, что та или иная конкретная общность людей имеет свой образ жизни, уклад межличностных отношений, свои традиции, обряды, ритуалы и нормы жизнедеятельности, создающие особый контекст реализации побудительных сил человека. В результате средовых влияний формируются ценностные ориентации личности, которые также можно рассматривать как особое содержание ее субъектных отношений с внешним миром.
В.Н. Мясищев рассматривал отношение человека как:
— потенциал, проявляющийся в сознательной активной избирательности переживаний и поступков человека, основанной на его индивидуальном социальном опыте;
— потенциал психической реакции личности в связи с каким-либо предметом, процессом или фактом действительности.
На отношение человека влияет та общность, в которую он включен. В результате формируется отношение как к самой этой общности, так и к другим общностям. Система «субъективно-личностных» отношений – субъективное пространство личности, каждое из измерений которого соответствует определенному субъективно-личностному отношению (Б.Ф. Ломов).
Субъективное отношение – интегральное свойство личности, накладывающее определенный отпечаток на все психические процессы (явления). Особенно отчетливо это выражается в выборе и принятии решений, а также в их эмоциональном тоне (Б.Ф. Ломов).
Психические отношения выявляют степень притягательности объекта, благоприятно или неблагоприятно воздействующего на органы чувств человека. Эти отношения отличаются непроизвольностью реагирования на свойства отражаемого объекта.
Отношения всегда связаны с объектом, который отражается в сознании. На основе этого, отношение может быть:
а) бесстрастным – не препятствует адекватному отражению, но недостаточно для глубины его;
б) страстным – содействует глубине и богатству отражения;
в) пристрастным – искажается тенденциями, в которых субъективные компоненты отношения делают отражение неадекватным, неправильным.
Психические отношения сопровождают любой акт познавательной деятельности человека на конкретно-чувственном уровне отражения, определяя ее эмоциональную окраску. Они регулируют взаимодействие с объектом, проявляясь в стремлении субъекта к нему или в избегании его.
В психологических отношениях рефлексируются собственные психические отношения к объекту и потребность в нем, что может поменять знак первичного психического отношения человека к объекту.
Психологические отношения, в сравнении с психическими в большей мере репрезентируют индивидуальную сущность человека в силу их большей произвольности. Эта особенность психологических отношений также отмечалась В. Н. Мясищевым: «Так как свойства объекта существуют для всех, а действия и переживания, вызываемые объектом у разных людей, избирательны и различны, то, очевидно, что источник особенностей переживания и действия лежит в индивиде, в человеке как субъекте отношений, в связи с особенностью его индивидуального опыта».
Осознанный характер и произвольность психологических отношений придают им конативный характер в том смысле, что они направляют поведение и деятельность человека в определенное русло, вовлекая в этот процесс такие важные психические образования личности, как потребности, чувства, интересы, убеждения, оценка, а также воля, внимание, мотив. Психологические отношения являются целостной формой их синтеза, т. е. системным образованием человека, раскрывающим его личностный смысл.
Психологические отношения В.Н. Мясищев рассматривал как целостную и сложную структуру индивидуальных связей личности с объективной действительностью, в которых отражается история ее жизненного пути и опыта. Потребностям в этой структуре отводилась роль «основного отношения». В.Н. Мясищев объяснял это тем, что «конституирующими компонентами» потребностей являются: «а) субъект, испытывающий потребности, б) объект потребности, в) своеобразная связь между субъектом и объектом, имеющая определенную функциональную нейродинамическую структуру, проявляющуюся в переживании тяготения к объекту и в активной устремленности к овладению им».
Во всех трех подструктурах психологических отношений В.Н. Мясищев указывал на присутствие эмоционального компонента. Этот более низкий уровень проявления человеческих отношений, по сравнению с эмоционально-волевым, вполне дифференцируется понятием «психические отношения».
В структуре психологических отношений В.Н. Мясищев рассматривает и оценку, определяя класс «оценочных отношений», которые, по его мнению, формируются на основе этических, эстетических, правовых и других общественных критериев поступков, поведения и жизнедеятельности людей. Через оценку определяется нормативность психологических отношений в различных формах их проявления.
В структуре психологических отношений В.Н. Мясищев рассматривал и убеждения личности, в основе которых, по его мнению, находится «система требований в сочетании со знанием действительности». Убеждения характеризуют мировоззренческие позиции человека, которые включают понимание общественных отношений и определяют место личности в социальной структуре. Убеждения находят отражение в ценностных ориентациях человека.
Раскрывая конативную функцию психологических отношений, В.Н. Мясищев включал в структуру этих отношений волю, внимание, мотив как компоненты, характеризующие субъективную активность человека в различных обстоятельствах жизни. Не случайно поэтому, существуют выражения «внимательное отношение», «волевое отношение» и т. п. Эти отношения говорят о мобилизованности индивидуальных усилий человека в его практической деятельности и общении. В процессе общения они порождают особые виды взаимоотношений: самостоятельность или зависимость, уступчивость или нетерпимость, отзывчивость или невнимательность и т.д. Это означает, что данные отношения (внимание и воля) могут проявляться в контексте взаимодействия в виде социально-психологических отношений.
В отношениях человека присутствует интеграция жизненного опыта человека. Отношениями характеризуется жизненная позиция личности в обществе. В процессе развития субъективных отношений формируется стиль поведения личности.
Мы присоединяемся к точке зрения Л.В. Куликова (1997), который в структуре отношений считает наиболее важными следующие аспекты описания: объекты отношений, подструктуры отношений и составляющие подструктур, процессы и компоненты отношений (табл.1). Структура отношений – это их статика, это только одна сторона отношений.
Объектами психологических отношений выступают: природный мир, мир людей, «Я» самой личности. В качестве основных процессов отношений выступают: познание, переживание и оценивание, регулирование, осознание. Познание создает информационную основу отношения. Переживание и оценивание выражаются в эмоциональном реагировании на объект отношений, в принятии или отвержении его, в формировании оценки. Отношения регулируют развитие личности, но при этом сами регулируются другими психическими структурами. Регулирование может быть сознательным и бессознательным. Без осознания отношений невозможно личностное развитие, определение своих целей, планирование своего жизненного пути.
Само отношение является единством познавательных, эмоциональных и поведенческих компонентов. Источники отношений могут быть как внешними, так и внутренними и, как отмечает Л.В. Куликов (1997), даже навязанными средой.
Отношение имеет и процессуальную сторону, проявляющуюся в психических состояниях и обусловливающую их существенные параметры.
Принципиально важным при рассмотрении структуры отношений является определение места структуры «Я» личности. Наиболее часто в психологии встречаются такие подструктуры в «Я» личности, как «Я»-реальное и «Я»-идеальное. Однако, на наш взгляд, перспективным для анализа отношений является структура «Я», предложенная Л.В. Куликовым. В структуре «Я» автор предлагает выделять следующие подструктуры:
● «Я»-желаемое, выступающее ориентиром личности в принятии себя, в саморегуляции и сохранении самооценки на высоком уровне.
● «Я»-воспринимаемое; это субъективная оценка и понимание человеком себя.