отношения ирана с другими странами
Внешняя политика Ирана
Роль Ирана не ограничивается мусульманским миром. Иран является лидером Движения неприсоединения, проводя при этом политику, направленную против диктата США. [1]
В первом после победы публичном выступлении Ахмадинежад заявил, что хочет построить «образцовое исламское общество», «образцовую, передовую и могущественную исламскую страну».
Во внешней политике Ахмадинежад обещал прекратить налаживание сотрудничества с США, подвергал критике иранский МИД за уступки Западу, особенно в вопросе ядерной программы. Ахмадинежад — убеждённый сторонник продолжения обогащения урана собственными силами.
На своей первой пресс-конференции 26 июня новый президент Ирана подчеркнул, что Иран продолжит развитие национальной ядерной программы, поскольку ядерные технологии нужны стране для энергетических, медицинских, сельскохозяйственных целей и научного прогресса. Вместе с тем президент готов продолжить переговоры по ядерной программе с европейской «тройкой» (Германия, Франция, Великобритания), но при условии признания за Ираном права на использование атомной энергии.
Содержание
Геополитическая роль Ирана
Многие эксперты по вопросу Ирана утверждают, что Иран может стать одним из крупнейших вызовов региональной и глобальной безопасности и выделяют [4] следующие главные факторы геополитических амбиций Ирана:
Запад во главе с США проводит политику изоляции Ирана. Однако эта политика не достигла успеха. Проведённый в августе 2012 года в Тегеране саммит Движения неприсоединения показал, что Иран не только не оказался в изоляции, но и стал лидером движения неприсоединения, объединяющего 120 стран. Таким образом, Иран объединил вторую после ООН международную структуру. [1]
Двусторонние отношения
Армения
Страны Африки
Израиль
Иран имел дипломатические отношения с Израилем во время правления династии Пехлеви, [5] но после Иранской революции разорвал все связи. [6]
Президент Ирана Махмуд Ахмадинежад неоднократно делал резкие антиизраильские заявления и угрожал «стереть Израиль с лица земли».
15 августа 2004 года Иран заявил, что вся территория Израиля теперь находится в радиусе поражения новых иранских баллистических ракет «Шехаб-3». На прошлой неделе были проведены демонстрационные испытания ракеты «Шехаб-3» с радиусом поражения 1300 км, при этом Иран заявил, что ему удалось повысить её точность.
Отношения между Ираном и Ираком осложнились вскоре после передачи американцами власти в Ираке временному правительству в середине 2004. Тегеран отказался признать новые власти, а министр обороны Ирака в газетном интервью обвинил Иран в прямом вмешательстве во внутренние дела Ирака, захвате нескольких иракских пограничных постов, засылке в Ирак многочисленных шпионов, а также потребовал немедленного возвращения боевых самолетов, переданных Ирану Саддамом Хусейном в 1991, перед началом войны в Персидском заливе. Тегеран отказался, заявив, что переговоры по этому поводу будет вести лишь с демократически избранными властями Ирака. Духовный лидер Ирана Али Хаменеи обвинил временное правительство Ирака в «прислужничестве» американцам.
Одновременно в Эн-Наджафе вновь вспыхнуло шиитское восстание. При этом лидера восстания, Моктаду ас-Садра, давно считают «человеком Тегерана». Министр обороны Ирака прямо обвинил Иран в организации этого мятежа, поддержке Моктады ас-Садра, и назвал Иран «врагом номер один». Тегеран, в свою очередь, призвал своих граждан отказаться от поездок в Ирак, в том числе от паломничества в священные для шиитов города Эн-Наджаф и Кербелу.
Китай
Иран — третий по величине поставщик нефти в Китай (до 18 % китайского импорта нефти).
Российская Федерация
Эксперты считают, что развитие отношений с Россией объективно способствует укреплению позиций прагматиков на внутриполитической арене Ирана Вместе с тем, Российско-иранское сотрудничество, всё же, далеко не впечатляюще. Товарооборот между странами составляет два млрд. долларов, в основном он основан на крупных поставках дорогостоящего оборудования по старым контрактам для атомной электростанции в Бушере. Когда контракт будет исчерпан (а новых договоров нет), товарооборот значительно уменьшится.
Соединённые Штаты Америки
Отношения между Ираном и Соединенными Штатами Америки знали разные времена. Нейтральные в годы правления шаха Мохаммеда Реза Пехлеви они испытали серьезное охлаждение после Исламской революции 1979 года. В то же время, президент Исламской Республики Иран Махмуд Ахмадинежад заявил в ноябре 2012-го года: «Мы верим в дружественные отношения между народами и правительствами, Иран приветствует любые отношения, в основе которых лежит справедливость и взаимное уважение». Кроме того, Ахмадинежад заявил о необходимости расследования причин разрыва отношений между Ираном и США 33 года назад. [7]
Кандидаты от бога Иран мог стать светской страной, но пришел к исламской республике. Теперь к власти рвутся военные
Иран — одна из стран, сильнее всего пострадавших из-за кризисов 2020 года: почти 30 тысяч человек погибли от коронавируса, а население страдает от западных санкций и неожиданно взлетевших цен на горючее. Ситуация усугубляется тем, что политические элиты, вместо того чтобы решать проблемы людей, заняты закулисными интригами и политическими играми. Дело в том, что еще весной поползли слухи о поисках преемника на место верховного лидера и фактического главы государства Али Хаменеи, которому уже больше 80 лет. Кроме того, пока простые иранцы требуют реформ и смены режима, политики всецело увлечены подготовкой к президентским выборам: либералы хотят продвинуть своего кандидата, а консерваторы из числа военных — своего. И пока у генералов, которые за последние годы практически полностью захватили управление страной, шансов значительно больше. Но есть одна проблема — сам Хаменеи, который и приблизил военных к власти, уходить никуда не собирается. «Лента.ру» разобралась, насколько велики шансы на победу исламских генералов и куда они могут завести Иран, придя к власти.
Государство просвещенных
Согласно Конституции 1979 года, глава Исламской Республики Иран — это рахбар, высший руководитель и «защитник-богослов» в переводе с фарси. Несмотря на то что основной закон предполагает независимость и обособленность разных ветвей власти друг от друга, он же предписывает: каждой из них руководит не кто иной, как верховный лидер.
Именно рахбар определяет внешнюю и внутреннюю политику и задает курс всему, что происходит в стране — иногда даже в обход президента и парламента. Он назначает руководителей силовых ведомств, государственных теле- и радиоканалов. Он же формирует половину Совета стражей конституции: де-юре — независимого надпарламентского органа, а де-факто — марионетку в своих же руках.
По сути все это узаконено в доктрине «велаят-э-факих» («государство просвещенных»), которая требует, чтобы над шиитской общиной стоял специально избранный человек. Рахбар должен быть религиозным и светским правителем одновременно, должен сплотить общину и вести ее до тех пор, пока не явится мессия, пророк Махди — одна из ключевых фигур в шиитском исламе.
Однако эти идеалы на деле отличаются от реальности. Например, существует мнение, будто древнюю доктрину «велаят-э-факих» фактически переделал под себя имам Рухолла Мусави Хомейни в 70-х годах XX века, чтобы подчинить себе все ветви власти. Бывший лидер страны вел непримиримую борьбу с монархией и обещал, что после свержения шаха Мохаммеда Резы Пехлеви сам навсегда искоренит единоличную власть одного человека.
Я вижу решение — в смещении этого правительства за нарушение заветов ислама… О, Аллах, я доведу это дело до конца! И если я останусь в живых, то непременно исполню свой долг
Хомейни предполагал, что передача власти не по наследству или происхождению убережет Иран от новой эпохи правления монархов. Однако в итоге он лишь подготовил почву для того, чтобы никому не подвластный рахбар сам стал новым единоличным правителем, фактически — главой теократии.
Главный фаворит аятоллы
Подчинив себе все ветви власти, Хомейни продолжил — возможно, неосознанно — миссию по восстановлению божественной монархии и лично занялся выбором преемника. Поначалу ему приглянулась кандидатура аятоллы Хосейна-Али Монтазери, которого рахбар сам же возвел в высший духовный сан.
Монтазери был готов яростно вступаться за Хомейни и давить его линию, однако это довольно быстро изменилось: вскоре потенциальный преемник стал более умеренным, позволял себе возражать рахбару и даже спорить с ним. Ему на смену пришел новый фаворит — имам Али Хаменеи.
Свой путь в большой иранской политике Хаменеи начинал как соучредитель Исламской республиканской партии, которую довольно быстро распустили из-за внутренних разногласий. Затем его назначили членом Совета исламской революции. Прежде чем стать президентом в 1981-м, он занимал должность замминистра обороны — председателя Корпуса стражей исламской революции (КСИР), представителя аятоллы в Высшем совете обороны.
Работа в первую очередь столкнула Хаменеи с жесткой политикой Вашингтона на Ближнем Востоке. Именно ему приходилось решать, как поступать во время войны с Ираком в 2004 году и как отбиваться от американских атак, грозящих затронуть Тегеран. Его политические успехи окончательно убедили старого рахбара Хомейни в том, что преемника он выбрал верно.
Материалы по теме
Кто здесь власть
«Смерть диктатору!»
То же самое Хаменеи старался доказать и жителям страны: если верить результатам президентских выборов 1981 и 1985 годов, он был фаворитом не только рахбара, но и народа. В ходе голосований его поддержали 95 и 85 процентов избирателей соответственно.
За годы работы президент реформировал Корпус стражей исламской революции (КСИР) из народного ополчения в элитную гвардию, чем заработал популярность среди военных. А уже во время второго срока Хаменеи начал «расчищать» дорогу к своему будущему посту: в стране начались репрессии против «контрреволюционных сил», ставшие ответом на партизанскую и террористическую деятельность, звучали призывы устранить «отклонения от курса, либерализм и проамериканизм» в республике. Тысячи членов антиисламской оппозиции казнили.
Это связано с тем, что Хаменеи хотел быть не просто наследной пешкой Хомейни, а по крайней мере приблизиться или даже обойти рахбара по степени своего влияния. Он жаждал стать новым символом иранской революции, ее полноправным вождем.
Хомейни скончался 3 июня 1989 года. Уже на следующий день Совет экспертов, обыкновенно назначающий нового рахбара, посвятил 20 часов вопросу выбора преемника. В итоге 60 человек из 74 отдали свои голоса за Хаменеи. Став верховным правителем, он продолжил политику по усилению роли военных в стране. Такой жест — по-настоящему необходимость, ведь ему, далеко не самому харизматичному среди вероятных преемников Хомейни, удалось занять должность во многом благодаря силам КСИР.
Без военных Хаменеи было бы гораздо сложнее отвоевывать статус Ирана как одной из сильнейших стран региона. Впрочем, даже за ее пределами влияние КСИР более чем велико: его можно увидеть в политике в Ливане, Ираке, Сирии, Палестине и других странах Ближнего Востока. Корпус также обладает многомиллиардными активами и контролирует большинство отраслей иранской экономики, а благодаря широким жестам нового рахбара, сейчас близких к «стражам» политиков и чиновников можно найти чуть ли не в каждом ведомстве республики.
Впрочем, даже если верить слухам, тогда реальной опасности не было: до назначения Хаменеи верховным правителем Корпус представлял собой организацию с довольно-таки невнятной иерархией, а укрепился уже после — и всецело благодаря рахбару.
Замена незаменимому
Несмотря на поддержку со стороны военных и широкое влияние в стране, не задумываться о будущем Ирана после ухода Хаменеи с поста невозможно: все-таки аятолле уже больше 80 лет. Соперники за место рахбара условно представляют собой два течения: консерваторов-принципиалистов и либерал-реформистов.
Главным представителем последних считают иранского президента Хасана Рухани, одного из неочевидных претендентов на место рахбара. В последние годы он пытается ослабить влияние КСИР и отвоевать позиции для реформистов. А поскольку Корпус — это фактически империя с многомиллиардными активами, в первую очередь Рухани пытался ослабить именно экономическую базу военных. Впрочем, оттеснив их от контрактов с госпредприятиями, он не добился успеха, а всего лишь осложнил себе жизнь. Подобные действия стали одним из препятствий перед перспективой президента стать будущим верховным правителем.
В числе потенциальных кандидатов и 51-летний сын аятоллы Моджтаба Хосейни Хаменеи. Он — религиозный деятель в провинции Кум на северо-западе страны, где находится одноименный священный город шиитов. В его пользу говорит не происхождение, ведь номинально место рахбара не передается по наследству. Главное преимущество Моджтаба в том, что он полностью разделяет взгляды отца. Еще он неплохо разбирается в политике, экономике и вопросах обороны, да и с КСИР у него отношения хорошие.
Список других претендентов на пост невелик: некоторые из основных кандидатов успели умереть. Например, вероятным преемником Хаменеи считали аятоллу Махмуда Хашеми Шахруди. По слухам, верховный лидер назначил последнего своим преемником еще в 2017-м. Главное достоинство Шахруди заключалось в том, что он абсолютно устраивал все иранские политические фракции: его даже назначали главой Верховного совета по разрешению споров между тремя ветвями власти.
Однако политический баланс, ненадолго воцарившийся в республике, сменился перекосом в сторону консерваторов сразу после смерти Шахруди в 2018-м. Тогда возможности реформаторов повлиять на выбор следующего рахбара резко снизились: теперь их последний шанс — президентские выборы 2021 года.
Бой за президентское кресло
Материалы по теме
Третья мировая волна
«Была паника и истерия»
Влияние на политику в стране пытаются оказывать и через назначение президента, ведь этот пост может стать хорошим плацдармом для «прыжка» на место рахбара. В конце концов, Хаменеи — сам тому пример. И сейчас между иранскими политическими фракциями уже идет предвыборная борьба — «свой человек» на посту может резко изменить баланс сил в стране.
Зная это, консерваторы в лице военных уже всерьез задумываются о том, как отвоевать пост президента. На фоне внешнеполитических провалов либералов — к примеру, попытки Рухани наладить отношения с США обернулись лишь серией антииранских санкций — шансов у КСИР более чем достаточно.
Несмотря на то что за последние 30 лет правления Хаменеи иранское общество изменилось, и уже далеко не все поддерживают КСИР, яркие кандидаты от реформаторов вряд ли вообще попадут в списки кандидатов на выборах. О том говорит и победа консерваторов на парламентских выборах, и проблемы, которыми обернулись попытки либералов наладить связь с Западом: их осложнила катастрофа с украинским пассажирским Boeing 737-800, который случайно сбил Тегеран, и крах ядерной сделки с Европой и США. Помимо этого, ситуацию усугубляет пандемия COVID-19, за время которой коронавирусом заразилось свыше полумиллиона иранцев.
В провалах борьбы с пандемией обвиняют в том числе и Хаменеи, но вряд ли это заметно ослабит положение консерваторов в стране. В конце концов, влиянию КСИР уступило даже духовенство — притом, что пост рахбара прежде всего подразумевает религиозное значение. Так, едва ли кто-то из аятолл священного города Кум — помимо сына Хаменеи — может претендовать на пост высшего руководителя. Эксперты указывают, что наиболее видные из них уже слишком стары: аятолле Лотфолле Сафи Голпайегани — 100 лет, Насеру Макарему Ширази — 92 года, а Мусе Шубайри Заньяни — 91 год.
Часть возможных кандидатов на будущие президентские выборы — бывшие или нынешние генералы КСИР. Среди них, например, экс-командующий Корпусом Мохсен Резави и бывший министр обороны Хусейн Декхан. Другой кандидат, которого, вероятно, поддержат военные — руководитель судебной ветви власти Ибрагим Раиси.
Так или иначе, пока что безмолвная борьба за пост рахбара натыкается на упертость самого Хаменеи. «Выведи народ твой из мрака к свету и напомни им о днях Аллаха», — провозгласил он во время одной из пятничных молитв, обращаясь не столько к иранцам, сколько к местным элитам. Фактически аятолла говорит: он сам продолжит защищать позиции республики, чего бы оно ни стоило. А местным фракциям — и даже внешнему миру — лучше подчиниться.
СОДЕРЖАНИЕ
Задний план
Революционный период при Хомейни
При правительстве Хомейни внешняя политика Ирана часто делала упор на устранение иностранного влияния и распространение исламской революции на межгосударственные отношения или на развитие торговли. По словам Хомейни:
Обучение волонтеров
Иранско-иракская война
Прагматизм
Как и в других революционных государствах, практические соображения иногда приводили Исламскую Республику к непоследовательности и подчинению таким идеологическим соображениям, как панисламская солидарность. Один наблюдатель, Грэм Фуллер, назвал Исламскую республику «потрясающе тихой».
Послевоенный период (1988 – настоящее время)
Важные исторические договоры
Текущая политика
Текущие территориальные споры
Министерство иностранных дел
Международные отношения по странам
Африке
В 2010 году министр иностранных дел Манучехр Моттаки заявил, что правительство считает своим долгом укреплять связи с африканскими государствами. Однако в Африке начинают проявляться некоторые признаки разочарования в том, что двадцать африканских стран пригрозили закрыть свои посольства в Тегеране после того, что они назвали неспособностью Ахмадинежада выполнить обещания, данные им во время своих поездок в Африку. Тем не менее, иранское правительство, похоже, не пугает злоключений и, похоже, продолжает рассматривать африканские страны как стратегически необходимые, чтобы получить международную поддержку своей столь критикуемой ядерной программы.
Страна | Официальные отношения начались | Примечания | ||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|
| См. Отношения Алжира и Ирана | |||||||
| Дипломатические отношения разорваны в январе 2016 г. | |||||||
| ||||||||
| ||||||||
| 1967 | |||||||
| Дипломатические отношения разорваны в марте 2009 г. | См. Отношения Иран-Марокко 6 марта 2009 года Марокко разорвало дипломатические отношения с Ираном по нескольким причинам. Министерство иностранных дел Марокко заявило, что это произошло в результате распространения Ираном шиитской разновидности ислама в суннитских странах. Марокко представляет собой вмешательство во внутренние дела. 1 мая 2018 года Марокко разорвало дипломатические отношения с Ираном из-за поддержки Тегераном Фронта ПОЛИСАРИО, движения за независимость Западной Сахары. Министр иностранных дел Марокко Насер Бурита заявил журналистам, что Марокко закроет свое посольство в Тегеране и выслает посла Ирана в Рабате. | ||||||
| Дипломатические отношения разорваны в феврале 2011 г. | См. Отношения Иран-Сенегал | ||||||
| См. Отношения Ирана и Южной Африки | |||||||
| Дипломатические отношения разорваны 4 января 2016 г. | См. Отношения Иран-Судан 4 января 2016 года Судан разорвал все дипломатические отношения с Ираном из-за напряженности между Саудовской Аравией и Ираном. | ||||||
| ||||||||
| См. Отношения Ирана и Боливии | |||||||
| См. Отношения Ирана и Бразилии | |||||||
| Дипломатические отношения разорваны 7 сентября 2012 г. | См. Отношения между Канадой и Ираном Канадско-иранские отношения восходят к 1955 году, до этого момента канадские консульские и коммерческие дела в Иране решались посольством Великобритании. Канадская дипломатическая миссия была построена в Тегеране в 1959 году и получила статус посольства в 1961 году. Из-за непростых отношений после иранской революции Иран не открывал посольство в Канаде до 1991 года, когда его сотрудники, которые жили в здании на Рузвельте. Авеню в западном конце Оттавы переехал на 245 Меткалф-стрит в центральном районе Оттавы, и миссия была повышена до статуса посольства. После избрания Джастина Трюдо в октябре 2015 года новое правительство Канады стремится восстановить дипломатические отношения с Ираном и сняло большую часть своих экономических санкций после исторической ядерной сделки Ирана в июле 2015 года. Иран имеет продуктивный торговый баланс с Кубой, а также у них хорошие и дружеские отношения. Оба правительства подписали документ об укреплении сотрудничества в Гаване в январе 2006 года. Бывший президент Махмуд Ахмадинежад назвал отношения «прочными и прогрессивными» за последние три десятилетия. | ||||||
| См. Отношения Эквадора и Ирана В начале 2010 года президент Эквадора Рафаэль Корреа заявил, что его страна подверглась санкциям из-за связей с Ираном. После попытки государственного переворота против Корреа в 2010 году две страны заявили о намерении углубить отношения. | |||||||
| 1937 г. | См. Отношения Ирана и Мексики Первые дипломатические отношения между Мексикой и Ираном датируются 1889 годом, хотя сотрудничество и торговля между двумя дружественными странами не были официально установлены до 1937 года. Мексика и Иран с годами поддерживали все более тесные политические и экономические отношения, которые росли вместе с объемом двусторонних отношений. торгово-экономическое сотрудничество. Две страны стремятся расширить сотрудничество в нескольких секторах, разделяя науку и технологии, особенно в нефтяной отрасли. Обе страны также поделились успешным опытом культурного сотрудничества и обмена. В 2008 году в мексиканском парламенте было достигнуто соглашение о создании парламентской группы дружбы Мексика-Иран. Мнения расходятся по поводу того, что послужило причиной десятилетий плохих отношений. Предлагаемые объяснения включают в себя все, от «естественного и неизбежного» конфликта между Исламской революцией, с одной стороны, и американским высокомерием и стремлением к глобальной диктатуре и гегемонии, с другой, до потребности режима в «внешнем призраке», чтобы «служить предлогом. за внутренние репрессии «против продемократических сил и привязать режим к его» небольшому, но лояльному и хорошо вооруженному избирательному округу «.
| ||||||
| См. Отношения Армения-Иран Несмотря на религиозные и идеологические разногласия, отношения между Арменией и Исламской Республикой Иран остаются теплыми, и Армения и Иран являются стратегическими партнерами в регионе. | |||||||
| 1918 г. | См. Отношения между Азербайджаном и Ираном | ||||||
| См. Отношения Бангладеш и Ирана Бангладеш и Иран подписали соглашение о преференциальной торговле в июле 2006 года, которое устранило нетарифные барьеры с целью в конечном итоге заключения соглашения о свободной торговле. До подписания соглашения двусторонняя торговля между странами составляла 100 миллионов долларов в год. В середине 2007 года правительство Бангладеш обратилось к Ирану за помощью в строительстве атомной электростанции, чтобы компенсировать снижение доступности газа для выработки электроэнергии. Министр энергетики, энергетики и природных ресурсов Бангладеш также запросил у Ирана помощь в строительстве новых нефтеперерабатывающих заводов в Бангладеш. | |||||||
| 1971 г. | См. Китайско-иранские отношения Иран продолжает политически присоединяться к Китайской Народной Республике, поскольку Европейский Союз и Соединенные Штаты проводят политику изоляции Ирана как в политическом, так и в экономическом плане. Иран имеет статус наблюдателя в Шанхайской организации сотрудничества и стремится к членству в этом органе, в котором Китай играет ведущую роль. | ||||||
| См. Отношения между Индией и Ираном | |||||||
| 1950 | См. Отношения Индонезии и Ирана | ||||||
| См. Отношения Ирана и Ирака В 1947 году Иран проголосовал против плана ООН по разделу Палестины и через два года признал Израиль. При шахе Мохаммеде Резе Пехлеви Иран и Израиль поддерживали высокий уровень дипломатических отношений. После иранской революции 1979 года два государства стали враждебными, и нынешнее иранское правительство не признает существование Израиля. Однако у иранских паспортов есть задняя обложка, на которой написано: «Владелец этого паспорта не имеет права выезжать в оккупированную Палестину». Обе страны разорвали дипломатические и торговые связи друг с другом. Иран не признает Израиль и называет его сионистским образованием или сионистским режимом. | |||||||
| 1878 г. | См. Отношения между Ираном и Японией На протяжении всей истории две страны поддерживали относительно дружественное и прочное стратегическое партнерство. | ||||||
| См. Отношения Ирана и Казахстана Иран импортирует зерно, нефтепродукты и металлы из Казахстана. Иран является партнером в совместных нефтегазовых проектах, включая строительство трубопровода, соединяющего Казахстан и Туркменистан с Ираном ( Персидский залив ), который откроет Нур-Султану доступ к азиатским рынкам. Казахстан особенно заинтересован в иранских инвестициях в машиностроение, инфраструктуру, транспорт и телекоммуникации. Иран и Кыргызстан подписали соглашения о сотрудничестве в сферах транспорта, таможни, торговли и экономических отношений. Иран и Кыргызстан взаимодействуют в сферах образования, культуры, путешествий, таможни, финансов и борьбы с торговлей людьми и преступностью в целом. Две страны торгуют сельским хозяйством и капитальными товарами. В 2008 году Иран пообещал Кыргызстану 200 миллионов евро на некоторые экономические проекты. Иранские компании участвовали в строительстве автомагистрали, соединяющей Бишкек и Ош. Иран и Кыргызстан надеются увеличить свой годовой товарооборот до 100 миллионов долларов. | |||||||
| См. Отношения между Ираном и Ливаном По словам Хусейна Мусави, бывшего командира ополчения Амаль, присоединившегося к Хезболле:
Резолюция 1559 Совета Безопасности Организации Объединенных Наций (2 сентября 2004 г.) призвала к «роспуску и разоружению всех ливанских и неливанских ополченцев». Правительство Ливана несет ответственность за реализацию и за предотвращение потока вооружений и другого военного снаряжения ополченцам, включая «Хезболлу», из Сирии, Ирана и других внешних источников. | |||||||
| См. Отношения Ирана и Северной Кореи | |||||||
| См. Отношения Ирана и Пакистана | |||||||
| См. Отношения между Ираном и Палестиной Исламская Республика Иран (созданная после иранской революции 1979 года ) закрыла посольство Израиля в Тегеране и заменила его посольством Палестины. Иран поддерживает палестинское государство и официально поддерживает замену Израиля унитарным палестинским государством или любой другой выбор, который палестинский народ решит путем демократического голосования. Однако в интервью 2006 года бывший президент-реформатор Мохаммад Хатами сказал, что Иран также заявил о своей готовности принять решение о создании двух государств, если палестинцы сочтут это приемлемым. | |||||||
| 1974 г. | См. Отношения Ирана и Филиппин | ||||||
| ||||||||
| 1962 г. | См. Отношения Ирана и Южной Кореи | ||||||
| См. Отношения Ирана и Сирии | |||||||
| См. Отношения Ирана и Таиланда | |||||||
| См. Отношения между Ираном и Турцией | |||||||
| 1991 г. | См. Отношения Иран-Туркменистан Иран и Туркменистан поддерживают отношения с момента отделения последнего от бывшего Советского Союза в 1991 году. Иран был первой страной, признавшей независимость Туркменистана. С тех пор между двумя странами установились хорошие отношения и они сотрудничают в экономическом, инфраструктурном и энергетическом секторах. Торговля между двумя странами превышает 1 миллиард долларов, и иранцы являются вторыми по величине покупателями туркменских товаров, в основном природного газа. Газопровод Корпедже-Курт Куи стоимостью 139 миллионов долларов в западном Туркменистане и плотина Дусти («Дружба» на персидском языке) на юге страны стоимостью 167 миллионов долларов были построены в рамках совместного предприятия. Их территориальные границы на Каспийском море являются причиной напряженности между двумя странами. Исламская теократия Ирана и светская диктатура Туркменистана также мешают развитию более тесной дружбы. В 2008 году ирано-узбекский товарооборот превысил 600 миллионов долларов. Узбекский экспорт в Иран включает хлопок, черные и цветные металлы, удобрения и химические волокна; Иран экспортирует в Узбекистан строительные материалы, моющие средства, продукты питания, чай и фрукты. Европа
| ||||||
| 1897 г. | См. Отношения между Болгарией и Ираном | ||||||
| 18 апреля 1992 г. | См. Отношения между Хорватией и Ираном Чешские фирмы в основном экспортируют машинное оборудование, электротовары и другие товары в Иран, в то время как основная часть импорта из Ирана состоит из фруктов и овощей (2014 г.). | ||||||
| См. Отношения Дании и Ирана В 2010 году иранский дипломат, находящийся в Финляндии, подал прошение о предоставлении политического убежища в этой стране. | |||||||
| См. Отношения Франция-Иран | |||||||
| См. Отношения между Германией и Ираном | |||||||
| ||||||||
| См. Отношения Ирана и Италии Иранский дипломат, находящийся в Норвегии, получил от этой страны политическое убежище в феврале 2010 года. В сентябре 2010 года иранский дипломат, находящийся в Бельгии, также попросил политического убежища в Норвегии. У Ирана есть посольство в Бухаресте ; У Румынии есть посольство в Тегеране. Впервые они обменялись послами в 1922 году. | |||||||
| См. Отношения Ирана и России | |||||||
| 1936 г. | См отношения Иран-Сербия С 1919 года у Швейцарии есть консульство в Тегеране, которое в 1936 году было повышено до статуса посольства. Это посольство представляет интересы Соединенных Штатов в иранской столице. | ||||||
| См. Отношения между Ираном и Соединенным Королевством
|