очная форма получения образования

Очная форма получения образования

Статья 17. Формы получения образования и формы обучения

1. В Российской Федерации образование может быть получено:

1) в организациях, осуществляющих образовательную деятельность;

2) вне организаций, осуществляющих образовательную деятельность (в форме семейного образования и самообразования).

2. Обучение в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, с учетом потребностей, возможностей личности и в зависимости от объема обязательных занятий педагогического работника с обучающимися осуществляется в очной, очно-заочной или заочной форме.

3. Обучение в форме семейного образования и самообразования осуществляется с правом последующего прохождения в соответствии с частью 3 статьи 34 настоящего Федерального закона промежуточной и государственной итоговой аттестации в организациях, осуществляющих образовательную деятельность.

4. Допускается сочетание различных форм получения образования и форм обучения.

5. Формы получения образования и формы обучения по основной образовательной программе по каждому уровню образования, профессии, специальности, направлению подготовки и научной специальности определяются соответствующими федеральными государственными образовательными стандартами, федеральными государственными требованиями, образовательными стандартами и самостоятельно устанавливаемыми требованиями, если иное не установлено настоящим Федеральным законом. Формы обучения по дополнительным образовательным программам и основным программам профессионального обучения определяются организацией, осуществляющей образовательную деятельность, самостоятельно, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.

(в ред. Федерального закона от 30.12.2020 N 517-ФЗ)

Источник

Очная форма получения образования

очная форма получения образования. header bg.f2fd7829. очная форма получения образования фото. очная форма получения образования-header bg.f2fd7829. картинка очная форма получения образования. картинка header bg.f2fd7829. Статья 17. Формы получения образования и формы обучения

Статья 17. Формы получения образования и формы обучения

В соответствии с частью 5 статьи 43 Конституции РФ Российская Федерация устанавливает федеральные государственные образовательные стандарты, поддерживает различные формы образования и самообразования. Данное конституционное положение конкретизировано в статье 17 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации».

1. В соответствии с частью 1 комментируемой статьи в Российской Федерации образование может быть получено:

1) в организациях, осуществляющих образовательную деятельность (в очной, очно-заочной или заочной форме);

2) вне организаций, осуществляющих образовательную деятельность (в форме семейного образования и самообразования).

2. В части 2 комментируемой статьи конкретизируется, что формами обучения в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, с учетом потребностей, возможностей личности и в зависимости от объема обязательных занятий педагогического работника с обучающимися являются очная, очно-заочная или заочная.

Таким образом, можно констатировать, что в настоящее время в России существует 5 форм обучения, реализуемых как в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, так и вне них.

3. В части 3 комментируемой статьи указывается, что обучение в форме семейного образования и самообразования осуществляется с правом последующего прохождения в соответствии с частью 3 статьи 34 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» промежуточной и государственной итоговой аттестации в организациях, осуществляющих образовательную деятельность.

В соответствии с частью 3 статьи 34 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» закреплено право отдельных категорий обучающихся, не имеющих основного общего или среднего общего образования, и их законных представителей на экстернат. К таким категориям законодатель отнес тех, кто проходит обучение: 1) в форме самообразования; 2) в форме семейного образования; 3) по не имеющей государственной аккредитации образовательной программе. Такие обучающиеся имеют права на зачисление в организацию, осуществляющую образовательную деятельность по соответствующей имеющей государственную аккредитацию основной общеобразовательной программе, для бесплатного прохождения экстерном промежуточной и государственной итоговой аттестации. При этом необходимо отметить, что в системе действующего правового регулирования экстернат не является ни формой получения образования (см. часть 1 комментируемой статьи), ни формой обучения (см. часть 2 комментируемой статьи). Таким образом, экстернат – это форма прохождения промежуточной и итоговой аттестации в образовательной организации, когда образование было получено в форме семейного образования, самообразования или по не имеющей государственной аккредитации образовательной программе.

Следует отметить, что согласно пункту 9 части 1 статьи 33 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» экстерны являются обучающимися и обладают всеми академическими правами, предоставленными обучающимся в соответствии со статьей 34 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации». В частности, экстерны наравне с другими обучающимися имеют право на развитие своих творческих способностей и интересов, включая участие в конкурсах, олимпиадах, в том числе, всероссийской олимпиаде школьников, выставках, смотрах, физкультурных мероприятиях, спортивных мероприятиях, в том числе в официальных спортивных соревнованиях, и других массовых мероприятиях.

Кроме этого, экстерны могут рассчитывать на получение при необходимости социально-педагогической и психологической помощи, бесплатной психолого-медико-педагогической коррекции (статья 42 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»).

Частью 2 статьи 63 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» установлено, что общее образование может быть получено как в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, так и вне их, что в полной мере соответствует части 1 комментируемой статьи. Форма получения общего образования и форма обучения по конкретной основной общеобразовательной программе определяются родителями (законными представителями) несовершеннолетнего обучающегося. При выборе родителями (законными представителями) несовершеннолетнего обучающегося формы получения общего образования и формы обучения учитывается мнение ребенка (часть 4 статьи 63 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»).

Учитывая, что статьей 43 Конституции РФ гарантированы общедоступность и бесплатность основного общего образования только в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях, родители (законные представители), выбирая получение образования в семейной форме, отказываются от получения образования в образовательных организациях и принимают на себя, в том числе, обязательства, возникающие при семейной форме получения образования (вне образовательных организаций).

В частности, как отмечено в Письме Минобрнауки России от 15 ноября 2013 года № НТ-1139/08 «Об организации получения образования в семейной форме»[1], при выборе семейной формы образования у родителей (законных представителей) возникают обязательства по обеспечению обучения в семейной форме образования – целенаправленной организации деятельности обучающегося по овладению знаниями, умениями, навыками и компетенцией, приобретению опыта деятельности, развитию способностей, приобретению опыта применения знаний в повседневной жизни и формированию у обучающегося мотивации получения образования в течение всей жизни. Подчеркнём, что в соответствии с частью 5 статьи 63 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» при выборе родителями (законными представителями) детей формы получения общего образования в форме семейного образования родители (законные представители) информируют об этом выборе орган местного самоуправления муниципального района или городского округа, на территориях которых они проживают.

Вместе с тем в соответствии с частью 4 статьи 17 и пунктом 2 части 3 статьи 44 Федерального закона ребенок, получающий образование в семейной форме, по решению его родителей (законных представителей) с учетом его мнения на любом этапе обучения вправе продолжить его в любой иной форме, предусмотренной Федеральным законом, либо использовать право на сочетание форм получения образования и обучения.

Согласно части 1 статьи 63 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» среднее общее образование может быть получено в форме самообразования. Это означает, что освоение уровней начального общего и основного общего образования в форме самообразования по действующему законодательству об образовании не допускается.

В соответствии с частью 6 статьи 73 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» в форме самообразования может осуществляться также профессиональное обучение.

Дополнительно отметим, что с 1 сентября 2013 года «Перечень направлений подготовки специалистов и специальностей, по которым получение высшего профессионального образования в заочной форме или в форме экстерната не допускается», утверждённый Постановлением Правительства РФ от 22 ноября 1997 года № 1473[2], применяется постольку, поскольку не противоречит Федеральному закону «Об образовании в Российской Федерации» или издаваемым в соответствии с ним иным нормативным правовым актам Российской Федерации.

4. Согласно части 4 комментируемой статьи допускается сочетание различных форм получения образования и форм обучения. Представляется, что буквальное применение приведённой нормы Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» невозможно. Так, например, на первый взгляд может сложиться впечатление, что получая образование в форме семейного образования, можно осваивать некоторые предметы в образовательной организации. Однако в соответствии с пунктом 2 части 1 комментируемой статьи образование в семейной форме может быть получено вне организаций, осуществляющих образовательную деятельность. Это означает, что обучающийся, осваивающий образовательную программу в форме семейного образования либо не зачислялся в организацию, осуществляющую образовательную деятельность, либо был отчислен из такой организации в связи с избранием его родителями (законными представителями) семейной формы получения образования. В поддержку приведённой позиции выступает то, что основаниями возникновения образовательных отношений между экстерном и образовательной организацией являются заявление родителей (законных представителей) о прохождении промежуточной и (или) государственной итоговой аттестации в организации, осуществляющей образовательную деятельность, и распорядительный акт указанной организации о приеме лица для прохождения промежуточной аттестации и (или) государственной итоговой аттестации (часть 1 статьи 53 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»).

В соответствии с пунктом 23 статьи 2 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» индивидуальный учебный план – учебный план, обеспечивающий освоение образовательной программы на основе индивидуализации ее содержания с учетом особенностей и образовательных потребностей конкретного обучающегося. Именно индивидуальный учебный план является тем инструментом, посредством применения которого можно осваивать в организации, осуществляющей образовательную деятельность, лишь части образовательной программы.

5. В соответствии с частью 5 комментируемой статьи Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» формы получения образования и формы обучения по основной образовательной программе по каждому уровню образования, профессии, специальности и направлению подготовки определяются соответствующими федеральными государственными образовательными стандартами, образовательными стандартами, если иное не установлено Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации». Определения понятий «федеральный государственный образовательный стандарт» и «образовательный стандарт» приводятся в статье 2 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации». В соответствии со статьей 2 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»:

1) федеральный государственный образовательный стандарт – совокупность обязательных требований к образованию определенного уровня и (или) к профессии, специальности и направлению подготовки, утвержденных Минобрнауки России (пункт 6). «Правила разработки, утверждения федеральных государственных образовательных стандартов и внесения в них изменений» утверждены Постановлением Правительства РФ от 5 августа 2013 года № 661[3];

2) образовательный стандарт – совокупность обязательных требований к высшему образованию по специальностям и направлениям подготовки, утвержденных образовательными организациями высшего образования, определенными Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» или указом Президента Российской Федерации. Перечень федеральных государственных образовательных организаций высшего образования, которые вправе разрабатывать и утверждать самостоятельно образовательные стандарты по всем уровням высшего образования, утверждён Указом Президента РФ от 9 сентября 2008 года № 1332[4];

В соответствии с частью 1 статьи 11 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» федеральные государственные образовательные стандарты и федеральные государственные требования обеспечивают:

1) единство образовательного пространства Российской Федерации;

2) преемственность основных образовательных программ;

3) вариативность содержания образовательных программ соответствующего уровня образования, возможность формирования образовательных программ различных уровня сложности и направленности с учетом образовательных потребностей и способностей обучающихся;

4) государственные гарантии уровня и качества образования на основе единства обязательных требований к условиям реализации основных образовательных программ и результатам их освоения.

Важно подчеркнуть, что в соответствии с частью 2 статьи 11 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» федеральные государственные образовательные стандарты, за исключением федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, образовательные стандарты являются основой объективной оценки соответствия установленным требованиям образовательной деятельности и подготовки обучающихся, освоивших образовательные программы соответствующего уровня и соответствующей направленности, независимо от формы получения образования и формы обучения.

В Письме Минобрнауки России от 4 июня 2015 года № 06-656 «Законодательное и нормативно-правовое обеспечение среднего профессионального образования в части приема, перевода и отчисления обучающихся (ответы на вопросы)»[5] рассматриваемую тематику затрагивает вопрос № 6, в соответствии с которым Минобрнауки России разъяснил: «В соответствии с частями 2 и 5 статьи 17 Федерального закона № 273-ФЗ образование может быть получено в заочной форме (включая получение среднего профессионального образования с одновременным получением среднего общего образования). При этом формы получения образования и формы обучения по основной образовательной программе по каждому уровню образования, профессии, специальности определяются соответствующими федеральными государственными образовательными стандартами. Независимо от формы получения образования и формы обучения получение СПО на базе основного общего образования осуществляется с одновременным получением среднего общего образования в пределах соответствующей ОП СПО (ч. 3 ст. 68 Федерального закона № 273-ФЗ)».

В соответствии с частью 5 комментируемой статьи Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» формы обучения по дополнительным образовательным программам и основным программам профессионального обучения определяются организацией, осуществляющей образовательную деятельность, самостоятельно, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.

[1] Официальные документы в образовании. № 36. 2013.

[2] Собрание законодательства РФ. 1997. № 48. Ст. 5556.

Источник

Статья 17. Формы получения образования и формы обучения

ГАРАНТ:

См. комментарии к статье 17 настоящего Федерального закона

1. В Российской Федерации образование может быть получено:

1) в организациях, осуществляющих образовательную деятельность;

2) вне организаций, осуществляющих образовательную деятельность (в форме семейного образования и самообразования).

2. Обучение в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, с учетом потребностей, возможностей личности и в зависимости от объема обязательных занятий педагогического работника с обучающимися осуществляется в очной, очно-заочной или заочной форме.

3. Обучение в форме семейного образования и самообразования осуществляется с правом последующего прохождения в соответствии с частью 3 статьи 34 настоящего Федерального закона промежуточной и государственной итоговой аттестации в организациях, осуществляющих образовательную деятельность.

4. Допускается сочетание различных форм получения образования и форм обучения.

Информация об изменениях:

5. Формы получения образования и формы обучения по основной образовательной программе по каждому уровню образования, профессии, специальности, направлению подготовки и научной специальности определяются соответствующими федеральными государственными образовательными стандартами, федеральными государственными требованиями, образовательными стандартами и самостоятельно устанавливаемыми требованиями, если иное не установлено настоящим Федеральным законом. Формы обучения по дополнительным образовательным программам и основным программам профессионального обучения определяются организацией, осуществляющей образовательную деятельность, самостоятельно, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.

Источник

Очная или заочная: какую форму обучения выбрать?

Очная форма обучения

Такой формат предполагает, что у тебя будет 5−6 учебных дней в неделю, в которые ты, понятное дело, обязан посетить пары. Количество пар в день регламентирует сам вуз. Учебная смена тоже может быть разной: в каких-то заведениях есть только первая (утренняя), в каких-то — и первая, и вторая. К примеру, первые два курса ты учишься по утрам, а два последних — после обеда. Либо наоборот.

Программа очного обучения предполагает, что тебе придётся освоить большой (зато полный) объём материала: лекции, семинары, практические занятия, лабораторные. Студенты также обязаны проходить учебные и производственные практики в учреждениях по специальности. Это позволяет получить реальные практические навыки и ближе познакомиться с твоей будущей профессией.

Как правило, срок обучения по очной форме составляет 4 года (в некоторых вузах может быть 5 лет, если это не бакалавриат, а специалитет). Также есть магистратура — 1 либо 2 года в зависимости от специальности. Если же речь идёт о колледже или техникуме, то учиться придётся от 1 года до 3 лет.

очная форма получения образования. ochnaya zaochnaya ili specialitet kakuyu formu obucheniya vybrat3. очная форма получения образования фото. очная форма получения образования-ochnaya zaochnaya ili specialitet kakuyu formu obucheniya vybrat3. картинка очная форма получения образования. картинка ochnaya zaochnaya ili specialitet kakuyu formu obucheniya vybrat3. Статья 17. Формы получения образования и формы обучения

Важный пунктик для парней: обучаясь на дневной форме получения образования, ты получаешь отсрочку от армии (но только если до этого у тебя её не было).

Ещё из плюсов: «бюджетники» будут каждый месяц получать стипендию (при условии успешной сдачи сессии). А ещё у ребят дневной формы обучения обычно яркая и насыщенная студенческая жизнь.

Конечно, есть и минусы. Обучаясь очно, ты вряд ли сможешь устроиться на работу на полную ставку. Для кого-то это будет большим недостатком. Поэтому после окончания учебного заведения у тебя, скорее всего, будет совсем небольшой опыт работы. А это значит, что сначала придётся занимать должности пониже, нарабатывая стаж. Часто случается, что знаний, полученных в университете или колледже, оказываются недостаточно для устройства на работу по специальности.

Студентам-бюджетникам из Беларуси стоит помнить о двухлетней отработке по окончании вуза. В России такая практика не применяется.

Не забывай, что очное обучение — дороже по сравнению с остальными формами. А ещё требует усиленной подготовки к поступлению, так как конкурс на место выше.

Заочная форма обучения

Программа заочки предусматривает преимущественно самостоятельное изучение материала студентами. После чего ты обязан показать свои знания на контрольных работах и сессии (очно). Однако учти, что при такой форме обучения университет всё же придётся посетить: обычно перед сессией у студентов есть обязательные пары.

Как именно строится учебный процесс сказать сложно, так как каждый ссуз и вуз определяет программы самостоятельно. Один из вариантов: занятия на протяжении всего года один раз в неделю, например, по субботам. Более распространённая модель: самостоятельное изучение материала на протяжении семестра, а в конце его — очные пары и сессия.

Заочную форму обучения обычно выбирают те, кто не может постоянно посещать занятия. Если ты находишься в другом городе или работаешь, то этот вариант для тебя. В Беларуси на бюджетную «заочку» можно поступить при условии работы по получаемой специальности, в остальных случаях можешь учиться платно.

Кстати, приятная плюшка: в период сессии ты можешь попросить у своего учебного заведения справку о том, что тебе нужно посещать пары. Это будет являться основанием для того, чтобы работодатель предоставил тебе учебный отпуск.

очная форма получения образования. ochnaya zaochnaya ili specialitet kakuyu formu obucheniya vybrat1. очная форма получения образования фото. очная форма получения образования-ochnaya zaochnaya ili specialitet kakuyu formu obucheniya vybrat1. картинка очная форма получения образования. картинка ochnaya zaochnaya ili specialitet kakuyu formu obucheniya vybrat1. Статья 17. Формы получения образования и формы обучения

Говоря о заочном обучении, нужно выделить его ответвление: дистанционное обучение. Вообще, официально такой формат работы называется «заочная форма обучения с использованием информационных технологий». Да, обучение тоже удалённое, только у тебя уже будут онлайн-пары. Особенность и в возможности дистанционной сессии. То есть тебе не придётся приезжать в другой город или оставлять на продолжительный срок работу.

Срок заочного обучения в колледже по программе среднего профобразования составляет от 3,5 до 5 лет. Если же ты хочешь учиться в вузе, то это займёт 4,5 — 5,5 лет (бакалавр) или 5,5 — 6 лет (специалитет). Продолжить обучения по магистерской программе также можешь заочно: длится она 2 — 2,5 года.

Итого мы имеем: возможность совмещать работу и учёбу, можем находиться в другом городе или стране, а времени на освоение материала уходит гораздо меньше. Но в то же время качество образования на заочке ниже, не будет той самой студенческой жизни, бюджетники не получат стипендию, а парни — отсрочку.

Очно-заочная форма обучения

Иначе — вечерняя. Как ты понимаешь, это некий гибрид очной и заочной форм. Образовательный процесс вечерней программы предполагает достаточно большое количество аудиторных занятий, но их всё-таки меньше, чем на дневном отделении. Обычно студенты посещают вуз или ссуз 2−4 дня в неделю по вечерам.

Предполагается, что студенты такой формы обучения смогут комфортно совмещать работу и образование. Если же работаешь по специальности, которую получаешь, это вдвойне здорово: теоретические знания тут же применяешь на практике. Это позволит тебе стать компетентным специалистом уже при получении диплома.

очная форма получения образования. ochnaya zaochnaya ili specialitet kakuyu formu obucheniya vybrat2. очная форма получения образования фото. очная форма получения образования-ochnaya zaochnaya ili specialitet kakuyu formu obucheniya vybrat2. картинка очная форма получения образования. картинка ochnaya zaochnaya ili specialitet kakuyu formu obucheniya vybrat2. Статья 17. Формы получения образования и формы обучения

Срок обучения по бакалаврской программе в вузе составляет 4,5 года, по программе специалитета — 5,5 лет, по магистерской — 2 года. В ссузе по сокращённой программе тебе нужно будет учиться около 3 лет.

Главное преимущество очно-заочного отделения — возможность эффективно совмещать учебную и трудовую деятельность. Из недостатков можно назвать нехватку времени на участие в студенческой жизни, неимение стипендии и отсрочки от армии.

Экстернат

Это та же «заочка», только без аудиторных лекций. То есть полностью сам изучаешь весь материал, а потом сдаёшь сессию. Сколько учиться на таком отделении — зависит от вуза, однако в год ты можешь сдавать не более 20 дисциплин.

Это наиболее быстрый способ получения образования. Однако помни, что учиться экстерном очень тяжело из-за самостоятельной подготовки и невозможности закрепить информацию на лекциях или уточнить что-то у преподавателя. Конечно, никаких льгот для студентов такого отделения не предусмотрено.

очная форма получения образования. ochnaya zaochnaya ili specialitet kakuyu formu obucheniya vybrat4. очная форма получения образования фото. очная форма получения образования-ochnaya zaochnaya ili specialitet kakuyu formu obucheniya vybrat4. картинка очная форма получения образования. картинка ochnaya zaochnaya ili specialitet kakuyu formu obucheniya vybrat4. Статья 17. Формы получения образования и формы обучения

Итак, мы рассказали о четырёх формах обучения высших и средних специальных учебных заведений. Теперь ты знаешь, какие есть преимущества и недостатки у каждой из них. Определи, что для тебя главное (качественное образование или быстрое, работа или учёба), а после взвесь все «за» и «против», чтобы точно не ошибиться с выбором.

Спасибо, что дочитал до конца. Мы рады, что были полезны. Чтобы получить больше информации, посмотри ещё:

Источник

Заочная форма обучения в государственной школе

очная форма получения образования. AgapovSV. очная форма получения образования фото. очная форма получения образования-AgapovSV. картинка очная форма получения образования. картинка AgapovSV. Статья 17. Формы получения образования и формы обучения

В соответствии с п. 7 ч. 1 ст. 3 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Закон об образовании) одним из принципов государственной политики и правового регулирования отношений в сфере образования является обеспечение свободы выбора получения образования согласно склонностям и потребностям человека, а также предоставление права выбора форм получения образования.

На основании ч. 2 и 4 ст. 63 Закона об образовании общее образование может быть получено как в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, так и вне их. Обучение в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, осуществляется в очной, очно-заочной или заочной форме. Вне организаций, осуществляющих образовательную деятельность, образование и обучение предусмотрено в семейной форме и в форме самообразования. Форма получения общего образования и форма обучения по конкретной основной общеобразовательной программе определяются родителями (законными представителями) несовершеннолетнего обучающегося с учетом мнения ребенка. При этом в целях получения образования и обучения допускается сочетание различных форм получения образования и обучения (ст. 17 Закона об образовании).

Таким образом, самостоятельный выбор формы получения общего образования является законным правом обучающегося и его родителей (законных представителей).

Что касается обучения по индивидуальному учебному плану, в том числе с учетом избранной обучающимся формы получения образования, оно осуществляется в порядке, установленном локальными нормативными актами образовательной организации (п. 5 Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, утвержденного приказом Минобрнауки России от 30.08.2013 № 1015).

В связи с изложенным выше для реализации права на выбор формы получения образования родителям (законным представителям) обучающегося необходимо обратиться с заявлением в соответствующую образовательную организацию в целях оформления и закрепления локальным актом (приказом директора школы) избранной ими формы получения образования в отношении конкретного обучающегося, а также для урегулирования возникающих в связи с этим отношений по подготовке и реализации индивидуального учебного плана.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *