что такое норма теста в диагностике

Ваш психолог. Работа психолога в школе.

Самое популярное

Занятие. Стандартизация результата и нормы теста
Вводные замечания
Психодиагностические методики являются измерительными инструментами. Для того чтобы измерить какой-либо мерой величину измеряемого, необходимо, чтобы были соблюдены определенные условия (К.М. Гуревич [24]).
Первое условие касается самого измерительного инструмента: он должен иметь на протяжении всего измерения одну и ту же тождественную самой себе меру. Нельзя измерять инструментом, у которого нет такой тождественной самой себе меры (например, если бы на линейке расстояния от одного деления до другого были неодинаковы на разных участках).

Второе условие – необходимо, чтобы то, что измеряется, во всех случаях оставалось одним и тем же, т.е. также было тождественно самому себе.
Как показывает далее К.М. Гуревич, соблюсти эти два условия в психодиагностических исследованиях крайне затруднительно. Вопрос стабильности измеряемых психических характеристик находится в компетенции соответствующих предметных областей психологической науки. В настоящем параграфе будут рассмотрены требования к психодиагностическим методикам, как профессиональным инструментам измерения индивидуально-психологических характеристик. К числу этих требований относятся стандартизация, надёжность и валидность.
Стандартизация – это единообразие процедуры проведения и оценки выполнения теста. Она рассматривается в двух планах: как выработка единых требований к процедуре эксперимента и как определение единого критерия оценки результатов (рис. 9.1.1).
Стандартизация процедуры проведения обследования подразумевает единообразие инструкций, бланков и других материалов обследования, способов регистрации результатов, условий проведения обследования.
Стандартизация психодиагностической методики

Стандартизация процедуры проведения
Едиообразие инструкций, бланков, тестовых материалов, способов регистрации результатов, условий проведения обследования
Стандартизация оценки выполнения Формирование выборки стандартизации, проведение обследования, проверка нормальности распределения признака, определение шкалы стандартных показателей, разработка методики перевода сырых показателей в стандартную шкалу

Рис. 9.1.1 Составляющие процесса стандартизации психодиагностической методики

При проведении психодиагностического обследования надо соблюдать следующие требования:
– инструкции следует сообщать испытуемым одинаковым образом, лучше письменно; в случае устных указаний они даются в разных группах одними и теми же словами, понятными для всех, в одинаковой манере;
– ни одному испытуемому не следует давать никаких преимуществ перед другими;
– в процессе эксперимента не следует давать отдельным испытуемым дополнительные пояснения;
– эксперимент с разными группами следует проводить по возможности в одно и то же время дня в сходных условиях;
– временные ограничения в выполнении заданий для всех испытуемых должны быть одинаковыми.
Стандартизация критериев выполнения теста осуществляется путём её проведения на большой представительной выборке испытуемых, которая ничем не отличатся от той, для которых данная методика предназначена. Такая выборка называется выборкой стандартизации. Она представляет собой меньшую по размеру точную модель генеральной совокупности. Правила формирования выборки стандартизации подробно изложены в учебном пособии «Методы психолого-педагогической оценки» [38].
Стандартизация оценки выполнения применяется в основном для тестов и опросников и включает определение нормативных данных и построение шкалы стандартных показателей.
Нормы – это статистические показатели выборки стандартизации (среднее значение и стандартное отклонение), позволяющие охарактеризовать положение обследованного индивидуума относительно выборки стандартизации. Рассчитанные на основе обследования выборки стандартизации среднее значение (обозначается латинской буквой М или греческой буквой µ – мю) и стандартное отклонение (обозначается греческой буквой σ – сигма) являются основой для разработки шкалы оценок в стандартных показателях, к которым относятся Z-показатели, Т-показатели, стены, станайны.
Z-показатели
Z-показатель – выражение шкальных показателей в единицах стандартного отклонения:

что такое норма теста в диагностике. dzh. что такое норма теста в диагностике фото. что такое норма теста в диагностике-dzh. картинка что такое норма теста в диагностике. картинка dzh. Занятие. Стандартизация результата и нормы теста Вводные замечания Психодиагностические методики являются измерительными инструментами. Для того чтобы измерить какой-либо мерой величину измеряемого, необходимо, чтобы были соблюдены определенные условия (К.М. Гуревич ). Первое условие касается самого измерительного инструмента: он должен иметь на протяжении всего измерения одну и ту же тождественную самой себе меру. Нельзя измерять инструментом, у которого нет такой тождественной самой себе меры (например, если бы на линейке расстояния от одного деления до другого были неодинаковы на разных участках).

Таблица 9.1.1 Нормы теста Равена в процентилях

Источник

ЛЕКЦИЯ № 14. Стандартизация тестов

1. Тестовые нормы

Что, несомненно, должен знать и уметь делать каждый грамотный пользователь теста, так это понимать, что такое тестовые нормы и как ими пользоваться.

Первоначальный суммарный балл, подсчитанный с помощью ключа, не является показателем, который можно диагностически интерпретировать. Его называют в тестологии «сырым» тестовым баллом. Применение тестовых норм в профессионально организованной психодиагностике основывается на переводе тестовых баллов из «сырой» шкалы в стандартную. Эта процедура называется стандартизацией тестового балла.

Допустим, мы провели тест из 20 заданий, и испытуемый дал 12 правильных ответов. Можно ли при этом сказать, что способность у испытуемого выражена лучше или хуже, чем в среднем? Нет. Для такого вывода нужно сравнить балл 12 со средним баллом по представительной выборке испытуемых.

Выборка, на которой определяются статистические тестовые нормы, называется выборкой стандартизации. Ее численность, как правило, не меньше 200 человек. Столько должны принять участие в психометрическом эксперименте по определению тестовых норм — в эксперименте по стандартизации теста.

Читайте еще:

В астрологии и древних сонниках лев является символом сексуальной мощи, успеха и триумфа. У льва ненасытный аппетит, поэтому он — символ безграничного сексуального желания. Реймонд де Бекер предполагает, что видеть сон о льве в зрелые годы означает, что «теперь придется бороться с.

Ваша походка — это наиважнейший компонент вашего внешнего вида. У некоторых злая, агрессивная походка, которая как бы говорит: «Вот я» или «Уйди с моего пути». У других походка, которая как бы шепчет: «Не обращайте на меня внимания» или «Я человек маленький». У некоторых людей бывает.

От методологических и онтологических подходов создания теории следует перейти к выявлению возможностей, заложенных в ее исходных посылках (постулатах), путем восхождения от абстрактного к конкретному и развить систему взаимосвязанных теоретических конструкций (концепций, «теорий среднего.

Чтобы не сводить все общение с Тамарой к допросу с пристрастием, Ольга Петровна решила рассказать забавный случай о соседском внуке. Ребенок посмотрел мультфильм о зайчиках. В мультфильме зайчики побежали в лес к большому шкафу с шубками. Наступила зима, и зайчикам надо было переодеть шубки.

Область, где круги мужчины и женщины, символизируя то, что Библия именует познанием, друг на друга накладываются, является для них общей всего лишь постольку, поскольку в зоне, куда устремлены их желания и где они могли бы действительно пересечься, принципиально отсутствует то, что должно.

Нет нужды скрывать, что известную роль в созданном нами объяснении сыграл элемент демонизма при работе сновидения. У нас действительно возникло впечатление, что образование неясных сновидений происходит так, как будто одно лицо, находящееся в зависимости от другого, желает сказать то, что.

И великий подвиг в мыслях, в чувствах Флоренского состоит в том, что он одним из первых сказал: бытие – правда, и смысл – правда. Человек велик именно тем, что в нем соединились и движутся две великие правды. Но, лишившись своего «противника» – правды бытия, – вторая правда, правда смысла, стала.

В доме летучих мышей им пришлось туго — кровожадная мышь-вампир обезглавила Хун-Ахпу, и боги Шибальбы решили сыграть в мяч его головой. Но Шбаланке сумел отвлечь их внимание, попросив кролика притвориться мячом. Сам он тем временем спас голову брата и снова перехитрил богов преисподней.

Ilosa (Posture). Способность оставаться спокойным и расслабленным длительный период времени. Это третий из восьми разделов йоги по Патанджали. Термин включает также асаны — позы из практики хатха-йоги.

3. Было бы ошибкой думать, что дальнейшее исследование просто связано с накапливающимся опытом работы с тестом. Наоборот некоторое время необходимо будет личное руководство (то есть совместная работа) со стороны того, кто знает метод, владеет им долго работает с ним на практике и при этом еще.

Или пациент действительно погружается в гипноз в результате фиксирования и выслушивания внушений, и тогда становится после закрытия глаз совершенно спокойным и послушным; можно на всякий случай ещё сделать пробу на каталепсию, внушить слова, которые необходимы для облегчения и устранения недуга.

В-третьих, такие подростки, как Кевин Колвин, могут вынашивать мысли о самоубийстве. Именно это может беспокоить вас в вашем друге, у которого, как иу Кевина, могут проявляться определенные симптомы. Если вы можете ответить утвердительно на нижеследующие вопросы, то это значит, что ваш друг.

Источник

Нормы анализов. Расшифровка анализов. Референсные значения, интервал. «Норма» и «патология» в лабораторной диагностике.

что такое норма теста в диагностике. 5f62fbf386866e0cb6985d456886ff2d. что такое норма теста в диагностике фото. что такое норма теста в диагностике-5f62fbf386866e0cb6985d456886ff2d. картинка что такое норма теста в диагностике. картинка 5f62fbf386866e0cb6985d456886ff2d. Занятие. Стандартизация результата и нормы теста Вводные замечания Психодиагностические методики являются измерительными инструментами. Для того чтобы измерить какой-либо мерой величину измеряемого, необходимо, чтобы были соблюдены определенные условия (К.М. Гуревич ). Первое условие касается самого измерительного инструмента: он должен иметь на протяжении всего измерения одну и ту же тождественную самой себе меру. Нельзя измерять инструментом, у которого нет такой тождественной самой себе меры (например, если бы на линейке расстояния от одного деления до другого были неодинаковы на разных участках).

Нормы для расшифровки анализов. Понятие референсных значений и референтного интервала.

Информация, получаемая в ходе лабораторного анализа, основана на обнаружении и / или измерении в клинических образцах (биоматериале) пациентов определённых компонентов — аналитов, функционально или структурно связанных с конкретным органом или системой органов человека. Важнейшей составляющей любого лабораторного исследования является интерпретация его результата. В оценке полученных данных ключевую роль играет установление отличия нормы анализов от патологии. На практике это нетрудно сделать при явном отклонении лабораторных показателей от величин, принятых за норму. Однако большинство результатов лабораторных анализов разделить на «норму» и «патологию» не всегда легко, а потому, чтобы их интерпретировать, требуется сравнение полученных данных с показателями, установленными в качестве нормы.

Нормальные показатели анализов (норма) — это показатели, выявляемые у здоровых людей. Однако в группах последних они могут иметь различные величины, то есть норма индивидуальна. Это обусловлено как индивидуальными физиологическими особенностями человеческого организма (особенностями обмена веществ, суточных биологических ритмов, функционального состояния тех или иных органов и их систем), так и различиями по полу, возрасту, физиологическому состоянию. Например, при беременности многие биохимические показатели организма женщины изменяются, поэтому для беременных женщин определены соответствующие индивидуальные нормы.

Нормальные величины лабораторных показателей определяют в ходе опытных клинических исследований на основании результатов измерения исследуемого аналита в большой популяции здоровых людей, специально отобранных и сгруппированных по возрасту, полу или другим биологическим и иным факторам. Полученные данные приводят к среднему значению, учитывая при этом статистически возможные стандартные отклонения его величины. В связи с этим правильнее говорить не о «норме» лабораторного показателя, а о диапазоне, в котором располагаются нормальные (референтные) величины. Поэтому в настоящее время ставший уже привычным в оценке результатов лабораторного исследования термин «норма» используется реже. Вместо него говорят о референсных (референтных) значениях и результаты, полученные для конкретного пациента, сравнивают с так называемым референтным интервалом (диапазоном). Данный термин является более точным, поскольку даёт представление о нижней и верхней границах нормы лабораторного показателя, возможных, статистически достоверных пределах колебания (отклонения) его величины и, в то же время, подчеркивает относительность этих данных, возможность применения только к определенной группе людей.

Расшифровка анализов. Норма или патология?

Во-первых, разделение биологической популяции людей на «больных» и «здоровых» по многим лабораторным показателям является весьма условным. Будучи данными статистики, пределы нормальных значений лабораторных показателей могут варьировать. Поэтому бывает так, что у здоровых людей определенные показатели, являющиеся «нормой» для них, не являются в итоге «нормой» для большинства других, а потому и не попадают в диапазон общепринятых референтных значений. В таком случае пределы референтного диапазона не могут служить абсолютными показателями здоровья или болезни.

С другой стороны, нередко заболевание развивается незаметно, проявляясь постепенным переходом от небольших отклонений величин лабораторных показателей к более высоким их значениям по мере нарастания дисфункции и тяжести течения заболевания. В связи с этим при расшифровке анализов в интерпретации результатов лабораторных анализов очень важной становится оценка врачом-клиницистом динамики изменения конкретного лабораторного показателя у конкретного пациента. В сомнительных случаях основным критерием наличия или отсутствия заболевания выступает клиническая симптоматика или степень её выраженности. При наличии симптомов болезни для диагностики используют дополнительные лабораторные исследования с применением высокочувствительных и специфичных тестов, наиболее выраженно меняющих свои значения на фоне предполагаемого заболевания.

Во-вторых, «здоровые» и «больные» люди фактически относятся к двум разным популяциям, и когда эти популяции смешаны между собой, распознать каждую из них в общей массе практически невозможно. К тому же у разных больных один и тот же показатель может не только принимать различные значения, но и перекрывать значения этого показателя у здоровых людей. Причём для разных показателей, разных заболеваний, разных групп пациентов величина такого «перекреста» может сильно варьировать: от слишком малой, которой можно пренебречь, до весьма существенной, когда потребуется особый подход и тщательный анализ всех данных для отнесения полученного результата к «нормальному» или «патологическому». Последнее крайне важно учитывать, оценивая результаты лабораторных исследований, поскольку в таком случае не все значения, выходящие за пределы нормы, будут указывать на наличие патологии. Область значений, в которой перекрываются лабораторные показатели «больных» и «здоровых» лиц называют зоной неопределённости, или «серой зоной». Она существует для целого ряда лабораторных методик, но чаще всего встречается в результатах иммуноферментного анализа. При попадании результата в «серую зону» он не может однозначно расцениваться ни как норма, ни как патология и рассматривается как сомнительный. В подобном случае пациенту обычно рекомендуют повторить диагностическое исследование через 2 – 4 недели после получения неопределённого результата.

И, наконец, не всегда показатель, лежащий в референтном интервале, может считаться нормальным, поскольку диапазон многих из них довольно широк. Например, в норме величина гематокрита (Ht) у мужчин варьирует от 42 до 52 %. Массивная кровопотеря может привести к падению этого показателя с 52 до 42 %, при этом значение 42 % остаётся в рамках диапазона референтных величин, а потому может не вызвать тревоги врачей. Однако в определённой ситуации, для конкретного пациента подобное снижение величины гематокрита может быть не только клинически значимым, но и явиться критическим.

Таким образом, результаты, входящие в референтный диапазон, не всегда есть норма. И, напротив, результаты, выходящие за пределы референтных значений, не всегда патология, а лишь существенный прогностический признак, способный сигнализировать о возможном патологическом процессе. В этой связи в лабораторной диагностике всё большее распространение получает подход, когда наиболее значимыми и адекватными для каждого конкретного пациента референтными величинами следует считать стабильные результаты его лабораторных исследований, полученные на протяжении нескольких лет. Уже в настоящее время специалисты во всем мире склоняются к мнению о необходимости «понизить» значимость референтных интервалов, уйдя от трактовки их в качестве некоего «абсолютного» критерия оценки лабораторного результата. Данное обстоятельство ни в коей мере не снижает значимости лабораторных исследований. Они остаются важнейшим инструментом диагностики патологических состояний, мониторинга течения заболеваний, выявления доклинической стадии заболеваний в ходе скрининговых обследований, а также во многом определяют дальнейшую тактику диагностических процедур и принятия лечебных решений. Однако такой подход ориентирует врача-клинициста на более осторожное использование референтных величин в оценке «нормальных» и «патологических» результатов, указывая на необходимость их интерпретации с учетом возможной биологической вариации в популяции, с учётом данных клинической картины и других видов исследований в совокупности, а также тех факторов, которые могут влиять на результаты лабораторных исследований.

Диапазоны референтных значений

Влияние возраста и пола на диапазон референтных значений является значимым для многих лабораторных тестов. К примеру, концентрация щелочной фосфатазы – ключевого фермента, секретируемого клетками костной ткани, увеличивается соразмерно скорости образования её новых клеток. Поэтому у детей и подростков высокий уровень этого фермента не только является нормальным, но и желательным, поскольку связан с активным формированием и ростом костей. Напротив, высокий уровень щелочной фосфатазы у взрослого человека может свидетельствовать о развивающемся остеопорозе, метастазах опухолей костной ткани или других патологических процессах. Исключение составляют беременные женщины, для которых характерно физиологическое повышение активности этого фермента, особенно в третьем триместре беременности.

Почему диапазоны референсных значений могут отличаться у разных лабораторий?

Разные диагностические лаборатории используют для выполнения анализа разные виды лабораторного оборудования, например, биохимических и иммунохимических анализаторов, спектр которых в настоящее время очень широк, работают на реагентах разных производителей, а кроме того, могут использовать иные, отличные от других лабораторий, методы исследований. В связи с этим каждая лаборатория указывает на бланке результатов свои диапазоны референтных значений, при установлении которых руководствуется, безусловно, общепринятыми стандартами, но учитывая при этом индивидуальные особенности своей работы: специфику используемой аппаратуры, применяемых методов анализа и единиц измерения. Именно поэтому диапазоны референтных величин для одного и того же лабораторного теста могут варьировать по данным разных диагностических лабораторий, а такого понятия как «единый» референтный диапазон не существует. Оценивая результаты лабораторных исследований, лечащий врач должен, прежде всего, обращаться к диапазону референтных значений, указываемых на бланке той лаборатории, в которой выполнялся анализ. Для того, чтобы интерпретация результатов была корректной, прослеживалась их сопоставимость, особенно в случае повторных исследований, например, при мониторинге терапии или динамической оценке состояния пациента, целесообразно проводить исследования одним и тем же методом, в одной и той же лаборатории и, по возможности, при прочих равных условиях.

Факторы, влияющие на результаты лабораторных исследований

Современные методы клинических лабораторных исследований характеризуются высокой чувствительностью и специфичностью, а потому их результаты, отражая состояние здоровья пациента, могут служить основанием для принятия лечащим врачом важных клинических решений. В то же время и врачи-клиницисты, и пациенты должны понимать, что существует целый ряд непатологических факторов, способных в определённой степени влиять на результаты лабораторных тестов, искажая объективную картину состояния здоровья пациента. Некоторые из этих факторов можно контролировать только усилиями лабораторных специалистов, сведя к минимуму их возможное негативное влияние на конечный результат лабораторного исследования. В числе таких факторов, например, условия и способ взятия биологического материала, доставки и хранения проб, правильность их идентификации в лаборатории. Однако минимизировать негативное влияние множества других факторов, сказывающихся на точности конечного результата лабораторного исследования, может только сам пациент или его лечащий врач, который должен проинформировать пациента о правильной подготовке к определённому виду лабораторного исследования. Соблюдение указаний врача позволит провести анализ максимально близко к общим требованиям, например, необходимости сдачи крови натощак, и тем самым максимально приблизить полученные результаты исследования к референтным для данной группы пациентов.

Какие же факторы могут оказать влияние на результаты лабораторных исследований? Прежде всего, следует отметить чувствительность многих лабораторных тестов к временному интервалу, связанному с приёмом пациентом пищи вообще или отдельных продуктов в частности, а также с особенностями его пищевого поведения, например, придерживаемой диеты (мясная или вегетарианская), употребления кофе и алкоголя. Например, высокий уровень сахара в крови может быть связан с недавним приёмом пищи, а не с диабетом. Приём пищи незадолго до исследования скажется на результатах тестов липидного профиля, уровне инсулина и С-пептида. В связи с этим для получения точных результатов исследования рекомендуется сдавать кровь с утра натощак, обычно, не менее чем через 8 и не более 14 часов после последнего приёма пищи. Накануне исследования следует избегать пищевых перегрузок.

Общей рекомендацией для подготовки к исследованию может служить совет после прихода в лабораторию отдохнуть (лучше посидеть) в течение 10 – 20 минут перед взятием проб крови. Это связано ещё и с тем, что на результаты некоторых лабораторных тестов может оказывать влияние положение тела обследуемого в момент его проведения, а также эмоциональное состояние человека до и во время исследования. Так, например, изменение положения тела из положения лёжа в положение сидя или стоя вызывает сокращение сосудов, а изменение положения из сидячего в положение лёжа, вызывает сдвиг воды и электролитов в ткани, приводя к концентрированию крови. В результате этого изменяются в сторону повышения в сыворотке или плазме крови уровни общего белка, альбумина, липидов, железа и кальция.

Эмоциональный стресс может стать причиной значительного повышения уровня кортизола, АКТГ и глюкозы. Помимо прочего стресс сочетается с увеличением концентраций альбумина, фибриногена, инсулина, лактата и холестерина. Вот почему так важно, по возможности, исключить накануне исследования психоэмоциональные нагрузки и постараться не волноваться в процессе взятия биологической пробы.

Временное изменение некоторых лабораторных параметров могут вызвать физиопроцедуры и инструментальные обследования (например, биопсия предстательной железы перед исследованием ПСА). В таких случаях рекомендуется отложить лабораторное обследование на несколько дней.

Для ряда гормональных исследований важно учитывать фазу менструального цикла у женщин, а потому следует заранее уточнить у врача оптимальные дни для сдачи крови для определения уровня ФСГ, ЛГ, ингибина В, пролактина, прогестерона, эстрадиола и некоторых других гормонов.

Время суток при взятии пробы особенно значимо в случае необходимости определения уровня кортизола, тиреотропного гормона (ТТГ) и некоторых других аналитов. При этом следует иметь в виду, что референтные значения – границы «нормы» лабораторных показателей, обычно, отражают статистические данные, полученные в стандартных условиях при взятии крови в утреннее время.

Таким образом, существует целый ряд причин, по которым результаты анализа могут выйти за пределы установленного диапазона референтных значений, даже если человек абсолютно здоров. Поэтому, если пациенту известны какие-либо особые обстоятельства, которые могли бы повлиять на результаты исследований, следует сообщить о них своему лечащему врачу. Не стоит рассчитывать на то, что он догадается о них самостоятельно. Ведь не соответствующий «норме» результат не обязательно является признаком заболевания, а потому врачу необходимо понимать его возможную причину. Не исключено, что это как раз тот случай, когда полученный результат попадает в те самые статистически достоверные 5 %, при которых лабораторные показатели здоровых людей выходят за пределы референтного диапазона. Иногда некоторые «аномальные» результаты могут прийти в норму сами собой, особенно если они находились на границе референтных значений. Кроме того, существует не так много заболеваний, которые можно было бы диагностировать с помощью лишь одного единственного исследования.

Приведённые примеры свидетельствуют о том, что для адекватной оценки результатов лабораторных тестов, а также последующего принятия врачом на их основе верных клинических решений в отношении пациента, необходим комплексный подход, учитывающий всё то многообразие факторов, которые могут влиять на точность и правильность полученных данных. Клинические выводы и решения, принимаемые по результатам лабораторных анализов, будут верными лишь в том случае, когда различные преаналитические и аналитические факторы в достаточной мере стандартизованы и наиболее полно учтены. Очень важно, чтобы пациент смог соблюсти все необходимые рекомендации по подготовке к лабораторным исследованиям, а лечащий врач, интерпретируя полученные данные, учёл бы возможное влияние на результат исследования имевших место непатологических факторов, а также комплексно оценил полученные результаты с учётом клинической картины и данных других видов исследований.

Специалисты лабораторной диагностики, в случае необходимости, всегда готовы ответить на вопросы по полученным результатам, дать дополнительную специальную информацию и разъяснения или проконсультировать в сложных случаях.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *